Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2016 N 11АП-17072/2015 ПО ДЕЛУ N А65-10170/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. по делу N А65-10170/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
- от ответчика - Габелева Р.Д., зам. нач. юротдела (доверенность N 2 от 01.01.2016 г.);
- от Фонда ЖКХ - Габелева Р.Д., представитель (доверенность N 1 от 01.01.2016 г.);
- в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья N 6 на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 года по делу N А65-10170/2015 (судья Андреев К.П.)
по иску товарищества собственников жилья N 6 (ОГРН 1021606764123, ИНН 1648004342), Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
к государственному казенному учреждению "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (ОГРН 1021602841336, ИНН 1654006250), г. Казань,
третьи лица:
- некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", г. Казань,
- Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г. Казань,
- публичное акционерное общество "Россельхозбанк", г. Москва,
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
о расторжении договора N 426 от 15.11.2011 г., взыскании 1702739 руб. 19 коп.,

установил:

Товарищество собственников жилья N 6 (далее - ТСЖ N 6, товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к государственному казенному учреждению "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Главинвестстрой РТ", управление, ответчик) о расторжении договора N 426 от 15.11.2011 г., о взыскании 1702739 руб. 19 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд ЖКХ), Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, публичное акционерное общество "Россельхозбанк" (далее - ПАО "Россельхозбанк"), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Фонд ЖКХ в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя и просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзывах истца и третьего лица на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя ответчика и третьего лица, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между товариществом и управлением был заключен договор N 426 от 15.11.2011 г. (далее - договор) о финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которым стороны определили порядок взаимодействия по финансированию капитального ремонта и оказанию услуг по организации и проведению мероприятий по осуществлению контроля при проведении капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 2.2.1. договора товарищество перечисляет управлению:
- - текущие платежи за капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов на уровне не ниже федерального стандарта;
- - текущие (платежи за наем);
- - 50% платежей за текущий ремонт.
Согласно пункту 2.2.2. договора участник программы перечисляет управлению:
- в текущем году - платежи за капитальный ремонт собственников помещений, в размере не менее установленного объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, в размере не менее 5% общего объема средств, предоставляемых им по Республиканской адресной программе в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и не ниже уровня федерального стандарта, а также текущие платежи за наем и 50% платежей за текущий ремонт;
- в последующие годы - текущие платежи за капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов на уровне не ниже федерального стандарта, текущие платежи за наем и 50% платежей за текущий ремонт, в том числе платежи собственников помещений многоквартирных домов в счет погашения задолженности по займу, предоставленному управлением участнику программы в случаях, когда размер затрат, необходимых на проведение капитального ремонта превышает размер средств, перечисляемых участником программы и накопленных на счете управления.
В соответствии с пунктом 2.3.1. договора управление аккумулирует платежи за капитальный ремонт, наем и 50% платежей за текущий ремонт на счетах управления, осуществляет их учет, и финансирует проведение капитального ремонта в соответствии с Республиканского адресной программой.
На основании пункта 3.5.6. договора управление в случае расторжения договора, за исключением случаев указанных в пункте 5.1. Распоряжения КМ РТ от 09.03.2010 г. N 357-р, на основании решения общего собрания собственников помещений, обязуется вернуть в течение трех месяцев товариществу накопленные на счетах управления денежные средства.
В соответствии с пунктом 8.5. договора, если после заключения настоящего договора принят федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, Республики Татарстан или постановление Правительства Российской Федерации, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающие обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора выполняются в части, не противоречащей принятому федеральному закону, указу Президента Российской Федерации Республики Татарстан, или постановлению Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан.
Как следует из самого договора, он был заключен во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.03.2010 г. N 357-р, которым утвержден Порядок накопления и использования денежных средств Республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации пилотного проекта модернизации жилищного фонда в Республике Татарстан.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
В соответствии с условиями договора товарищество перечисляло управлению платежи, предусмотренные договором.
Из акта сверки взаимных расчетов по состоянию с 01.01.2010 г. по 25.02.2014 г. следует, что по договору задолженность ответчика составляет 1702739 руб. 19 коп.
Согласно протоколу N 1 от 06.07.2014 г. общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ N 6 по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 10, решило, что в связи с принятием Закона РТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" N 52-ЗРТ от 25.06.2013 г. расторгнуть договор с управлением и возвратить денежные средства, собранные собственниками помещений, участвовавшими в пилотном проекте модернизации жилищного фонда в РТ и аккумулировании средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
15.08.2014 г. товарищество обратилось с претензией к управлению о расторжении договора и возврате денежных средств на расчетный счет товарищества.
Поскольку стороны не достигли соглашения о расторжении договора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств существенных нарушений ответчиком принятых на себя обязательств, а также доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, являющихся основаниями для изменения договора в соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2012 г. N 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в частности, Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен Разделом IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вступил в силу 26.12.2012 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 г. N 271-ФЗ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Республике Татарстан организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется также Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 г. N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и указанного закона постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 г. N 1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - Программа).
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 г. N 1146 предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после дня официального опубликования Программы (04.03.2014 г.).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 г. N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор), является некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан".
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.08.2014 г. N 1608-р распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.03.2010 г. N 357-р дополнено пунктом 5.3., в соответствии с которым с момента вступления в силу Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 г. N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан", средства, накопленные в Республиканском фонде финансирования капитального ремонта, используются на проведение капитального ремонта в соответствии с указанной программой с учетом выбранного способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом в ранее заключенные договоры в установленном законодательством порядке вносятся изменения путем подписания дополнительных соглашений.
Также указанным распоряжением распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.03.2010 г. N 357-р признано утратившим силу с 01.10.2014 г.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений товарищества о формировании фонда капитального ремонта от 16.03.2014 г. N 1 (далее - протокол от 16.03.2014 г. N 1) собственники помещений МКД N 10 приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Как следует из материалов дела, указанное решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта товариществом реализовано до конца не было, поскольку товариществом с Фондом ЖКХ соответствующий договор заключен не был, ввиду наличия у товарищества разногласий по предложенному Фондом ЖКХ соглашению о формировании фонда капитального ремонта и об организации капитального ремонта.
Протоколом общего собрания собственников помещений ТСЖ N 6 о формировании фонда капитального ремонта от 14.12.2014 г. N 2, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 10, изменили ранее принятое решение: вместо способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Из текста протокола следует, что собственники именно изменили способ формирования фонда капитального ремонта с учетом ранее принятого решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
30.12.2014 г. между ОАО "Россельхозбанк" и товариществом заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта N 6700/14-679, в соответствии с которым товариществу банком открыт специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта N 40703810367000000060.
С момента открытия специального счета платежи собственников для формирования фонда капитального ремонта перечислялись товариществом на указанный счет, при этом ни на счет регионального оператора (Фонда ЖКХ), ни на счет управления с момента принятия решения от 16.03.2014 г. платежи собственников товариществом не перечислялись.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к рассматриваемому делу и установленным фактическим обстоятельствам внесение изменений в действующие жилищное законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Татарстан относительно определения способов и порядка формирования фонда капитального ремонта само по себе не свидетельствует об утрате силы и прекращении договора, заключенного товариществом и управлением. Указанный договор сохраняет свою силу и применяется к отношениям сторон в части, не противоречащей действующему жилищному законодательству, что также было предусмотрено условиями самого договора (пункт 8.5.).
Внесенными в действующее жилищное законодательство изменениями прекратилось лишь обязательство товарищества по перечислению в адрес управления платежей, предусмотренных договором. При этом в силу внесенных в законодательство изменений товарищество обязано было принять и реализовать решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в порядке, установленном законом.
Указанными нормами законодательства не предусмотрено также и права товарищества на односторонний отказ от договора и расторжение договора.
Пунктом 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.08.2014 г. N 1068-р управлению было поручено обеспечить передачу Фонду ЖКХ прав и обязательств, возникших в рамках реализации пилотного проекта в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.03.2010 г. N 357-р.
Денежные средства, перечисленные товариществом во исполнение условий заключенного договора и находящиеся на счете управления, не могли быть переданы управлением Фонду ЖКХ по причине того, что товарищество никаких соглашений с фондом не заключало и соответствующих распоряжений управлению не давало.
Таким образом, учитывая, что внесенными Федеральным законом от 25.12.2012 г. N 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации изменениями и принятыми в его исполнение подзаконными актами Республики Татарстан положений, предусматривающих прекращение ранее заключенных договоров, регламентирующих порядок взаимодействия по финансированию капитального ремонта, не содержится и не предусмотрено право товарищества на односторонний отказ от ранее заключенного с управлением договора, принимая во внимание, что истцом в материалы дела доказательств существенного нарушения со стороны управления условий договора не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о расторжении договора.
Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 1702739 руб. 19 коп., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 16.03.2014 г. N 1 собственники помещений МКД N 10 приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (Фонда ЖКХ).
При этом в последующем, не реализовав решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, протоколом от 14.12.2014 г. N 2 собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 10, изменили ранее принятое решение: вместо способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Указанное решение (протокол от 14.12.2014 г. N 2) в адрес Фонда ЖКХ товариществом не направлялось. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Оценивая действия товарищества, связанные с принятием решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сроки принятия собственниками помещений в многоквартирном доме и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта установлены частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением от 31.12.2013 г. N 1146, а именно: 45 дней после дня официального опубликования Программы (04.03.2014 г.).
Соответственно, такое решение должно было быть принято и реализовано товариществом до 18.04.2014 г.
При этом обязанность по реализации принятого решения была возложена действующим жилищным законодательством именно на товарищество.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, учитывая, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта товариществом было принято (формирование на счете регионального оператора - Фонда ЖКХ) и оформлено протоколом от 16.03.2014 г. N 1, однако, не было реализовано товариществом в установленный законом срок, принимая во внимание положения части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное решение (протокол от 16.03.2014 г. N 1) сохраняет силу, а решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (протокол от 14.12.2014 г. N 2) с учетом сроков, установленных частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, не вступило в силу.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что истцом заявлено требование о взыскании денежных средств, находящихся на счете управления, на расчетный (банковский) счет товарищества.
Вместе с тем положениями статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены два способа формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора и на специальном банковском счете. Расчетный счет товарищества не является ни счетом регионального оператора, ни специальным банковским счетом. Перечисление денежных средств, сформированных как фонд капитального ремонта, на расчетный счет товарищества, противоречит целевой природе таких средств, способу, особому режиму их формирования и использования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что договор с управлением не расторгнут и не прекращен, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 1702739 руб. 19 коп.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 года по делу N А65-10170/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья N 6 - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья
В.А.МОРОЗОВ

Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
О.Е.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)