Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3277/2017
на решение от 03.04.2017
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-5243/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
о взыскании,
при участии:
- от истца: представитель Мильчева Т.В. по доверенности от 05.12.2016 сроком действия один год, паспорт;
- от ответчика: представитель Хинкина З.В. по доверенности от 01.01.2017 сроком действия до 31.12.2018, паспорт,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ООО "УЖКХ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - АО "Камчатскэнерго", ответчик) о возмещении 1 796 198,86 руб. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договорам от 06.03.2013 N 1/305, 1/505.
Требования истца заявлены со ссылкой на статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято уменьшение размера исковых требований до 1 185 245,66 руб. убытков ввиду исключения истцом из расчета многоквартирных домов с открытой системой ГВС.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 03.04.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), поскольку, по мнению апеллянта, такая разница возникает в силу абзаца 3 пункта 42 Правил N 354. Указывает, что по состоянию на 01.07.2016 согласно приложению N 9 к Постановлению N 348 и N 3, 3.1. и 3.2. к Постановлению N 482 утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что свидетельствует о возможности применения в рассматриваемом случае повышающего коэффициента. В этой связи истец полагает, что действия ответчика противоречат требованиям Правил N 354. Также податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что истцом не исчерпана возможность получения платы с населения, так как заключение договоров оказания услуг от 06.03.2013 не лишает истца возможности доначислить плату за коммунальный ресурс гражданам в том порядке, какой истец считает соответствующим закону, так как в соответствии с указанными договорами, ООО "УЖКХ" делегировало ПАО "ДЭК" свои полномочия как исполнителя коммунальных услуг по начислению платы гражданам за коммунальные ресурсы, в том числе производить расчет (перерасчет) платы за отпущенный коммунальный ресурс, формировать и печатать платежные документы, вести прием потребителей по вопросам расчета за коммунальный ресурс.
До рассмотрения жалобы истцом заявлено и представлено в материалы дела ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-312/2017 о взыскании задолженности за поставленную в период с июня по октябрь 2016 года тепловую энергию и горячее водоснабжение. В качестве основания для приостановления производства по делу заявитель ссылается на то, что настоящее дело связано с делом N А24-312/2017, поскольку требования ПАО "Камчатскэнерго" охватывают спорный период по настоящему делу, в связи с чем, по мнению представителя заявителя, настоящее дело не может быть рассмотрено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-312/2017.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку обязательных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 143 АПК РФ, апеллянтом не приведено, обстоятельства, изложенные в ходатайстве, основанием для обязательного приостановления производства по нему не являются, в связи с чем, ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу отклонено, на что указано в протоколе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенном к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 06.03.2013 между АО "Камчатскэнерго" (исполнитель) и ООО "УЖКХ" (заказчик) подписаны договоры N 1/305 и N 1/505, по условиям которых заказчик поручает исполнителю от своего имени выполнять действия по начислению за отопление и ГВС, указанные в пункте 2.1, в соответствии с условиями заключенного договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям с условием уступки права требования, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги исполнителю в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Согласно условиям пункта 2.1 договора исполнитель обязан производить расчет (перерасчет) платы за отпущенный коммунальный ресурс каждому потребителю в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 30.06.2016 пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем третьим, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Из текста искового заявления следует, что ПАО "Камчатскэнерго" при начислении платы за горячее водоснабжение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа в июле 2016 года не применяло повышающий коэффициент на норматив для потребителей, не установивших индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения.
Письмами и претензиями от 01.08.2016, от 04.08.2016 истец указывал на необходимость применения в расчете платы за коммунальный ресурс (ГВС) повышающего коэффициента 1.4.
Между тем, счета-квитанции на оплату ГВС по жилым помещениям, не оборудованным индивидуальными приборами учета, были выставлены ответчиком без учета повышающего коэффициента.
По расчету истца, убытки ООО "УЖКХ" составили 1 185 245,66 руб. и определены как разница между фактически выставленной к оплате ответчиком стоимости ресурса (рассчитана по однокомпонентному тарифу) и платы, рассчитанной истцом по двухкомпонентному тарифу с применением повышающего коэффициента.
Претензия истца о возмещении убытков оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку неполученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов должны направляться исполнителем коммунальных услуг на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ООО "УЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков в размере 1 185 245,66 руб. за июль 2016 года.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Бремя доказывания наличия этих условий лежит на истце.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Ссылаясь на наличие убытков, ООО "УЖКХ" указывает, что согласно подпункту у(1) пункта 31 Правил N 354, утратившему силу с 01.01.2017, управляющая организация обязана направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пункт 3 (1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015-1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016-1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016-1,5; с 2017 года - 1,6.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 16.06.2015 N 279 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета (базовый норматив).
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
Средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период).
Исходя из того, что Правила N 354, не содержат понятие разницы при расчете повышающих коэффициентов, упомянутое в подпункте "у" пункта 31, с учетом различий в правовом регулировании управляющей и ресурсоснабжающей организаций, Минстроем России даны соответствующие разъяснения о применении подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
В соответствии с разъяснениями уполномоченного органа, применение подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354 возможно только в том случае, когда возникает разница при расчете размеры платы с применением повышающих коэффициентов, а именно: только при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, поскольку именно в этом случае объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
Соответственно, именно в этом случае у исполнителя образуется разница между начисленной им собственникам жилых помещений платы и суммой оплаты коммунального ресурса, причитающейся ресурсоснабжающей организации. В этом случае денежные средства в соответствии с подпунктом "у" пункта 31 Правил должны быть направлены на энергосберегающие мероприятия многоквартирного дома в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
В отсутствие общедомового прибора учета такая разница у исполнителя не возникает, поскольку объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, причитающийся ресурсоснабжающей организации, в этом случае должен учитывать применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
Расчет убытков, предоставленный в дело истцом, выполнен по жилым помещениям, не оборудованным индивидуальными приборами учета, как в домах с общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, так и без них.
Доказательств наличия, равно как и отсутствия общедомовых приборов учета горячего водоснабжения на спорных многоквартирных домах сторонами в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, представленный суду расчет убытков не обоснован по размеру.
Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что ПАО "Камчатскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), поставляющей коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений в спорных многоквартирных домах.
В свою очередь ООО "УЖКХ" является управляющей компанией, осуществляющей управление данными многоквартирными домами.
При этом согласно условиям заключенного договора оказания услуг, ПАО "Камчатскэнерго" производит начисление, выставление квитанций и прием оплаты за поставленные ресурсы от конечных потребителей (собственников помещений указанных многоквартирных домов).
В соответствии с пунктом 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (Правила N 124), в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
По условиям заключенных между сторонами договоров теплоснабжения N 1/305 и N 1/505 от 16.07.2012 (пункт 4.2 договоров) оплата за коммунальный ресурс, потребленный в расчетном периоде, может осуществляться путем уступки ресурсоснабжающей организации права требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В силу пункта 1 статьи 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оплату за поставленные ответчиком ресурсы истец производил путем уступки права требования задолженности с конечных потребителей.
Так, ответчиком в материалы дела представлены соглашения о расчетах от 07.12.2016 за июль 2016 года. Указанными соглашениями стороны установили стоимость объема коммунального ресурса, переданного ресурсоснабжающей организацией исполнителю, а также стоимость переданных (уступаемых) исполнителем прав требования по оплате коммунальных услуг.
Указанные соглашения подписаны со стороны ООО "УЖКХ" с протоколом разногласий на сумму не предъявленного к оплате населению повышающего коэффициента.
При этом ответчиком не оспаривается, что в заявленный в иске период при расчете объема поставленного потребителям ресурса по ГВС ресурсоснабжающей организацией не применялся "повышающий коэффициент" в случае отсутствия индивидуальных приборов учета горячей воды.
Как указано выше, обязанность применения повышающего коэффициента возникает в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду (формула 23 (1)). При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду повышающий коэффициент в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 применяется только к нормативу потребления коммунальных услуг горячей воды, ввиду отсутствия обязанности собственников помещений устанавливать индивидуальные приборы учета горячей воды в части измерения расхода на ее приготовление тепловой энергии (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Приложение N 3 (1) к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 "Тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа с 01.07.2016 по 30.09.2016" устанавливает наряду с тарифом по двухкомпонентной схеме, введенную с 01.01.2016 постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122 расчетную величину однокомпонентного тарифа на горячую воду.
Оценив действия АО "Камчатскэнерго" по порядку определения платы за ГВС в июле 2016 года, суд первой инстанции правомерно не усмотрел в них неправомерности, поскольку такие действия не противоречат постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122.
Исследовав правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом на его стороне убытков в связи с отсутствием у ООО "УЖКХ" правовых оснований для получения спорной денежной суммы.
При таких обстоятельствах, заявленные требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.04.2017 по делу N А24-5243/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 05АП-3277/2017 ПО ДЕЛУ N А24-5243/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А24-5243/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3277/2017
на решение от 03.04.2017
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-5243/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
о взыскании,
при участии:
- от истца: представитель Мильчева Т.В. по доверенности от 05.12.2016 сроком действия один год, паспорт;
- от ответчика: представитель Хинкина З.В. по доверенности от 01.01.2017 сроком действия до 31.12.2018, паспорт,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ООО "УЖКХ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - АО "Камчатскэнерго", ответчик) о возмещении 1 796 198,86 руб. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договорам от 06.03.2013 N 1/305, 1/505.
Требования истца заявлены со ссылкой на статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято уменьшение размера исковых требований до 1 185 245,66 руб. убытков ввиду исключения истцом из расчета многоквартирных домов с открытой системой ГВС.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 03.04.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), поскольку, по мнению апеллянта, такая разница возникает в силу абзаца 3 пункта 42 Правил N 354. Указывает, что по состоянию на 01.07.2016 согласно приложению N 9 к Постановлению N 348 и N 3, 3.1. и 3.2. к Постановлению N 482 утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что свидетельствует о возможности применения в рассматриваемом случае повышающего коэффициента. В этой связи истец полагает, что действия ответчика противоречат требованиям Правил N 354. Также податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что истцом не исчерпана возможность получения платы с населения, так как заключение договоров оказания услуг от 06.03.2013 не лишает истца возможности доначислить плату за коммунальный ресурс гражданам в том порядке, какой истец считает соответствующим закону, так как в соответствии с указанными договорами, ООО "УЖКХ" делегировало ПАО "ДЭК" свои полномочия как исполнителя коммунальных услуг по начислению платы гражданам за коммунальные ресурсы, в том числе производить расчет (перерасчет) платы за отпущенный коммунальный ресурс, формировать и печатать платежные документы, вести прием потребителей по вопросам расчета за коммунальный ресурс.
До рассмотрения жалобы истцом заявлено и представлено в материалы дела ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-312/2017 о взыскании задолженности за поставленную в период с июня по октябрь 2016 года тепловую энергию и горячее водоснабжение. В качестве основания для приостановления производства по делу заявитель ссылается на то, что настоящее дело связано с делом N А24-312/2017, поскольку требования ПАО "Камчатскэнерго" охватывают спорный период по настоящему делу, в связи с чем, по мнению представителя заявителя, настоящее дело не может быть рассмотрено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-312/2017.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку обязательных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 143 АПК РФ, апеллянтом не приведено, обстоятельства, изложенные в ходатайстве, основанием для обязательного приостановления производства по нему не являются, в связи с чем, ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу отклонено, на что указано в протоколе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенном к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 06.03.2013 между АО "Камчатскэнерго" (исполнитель) и ООО "УЖКХ" (заказчик) подписаны договоры N 1/305 и N 1/505, по условиям которых заказчик поручает исполнителю от своего имени выполнять действия по начислению за отопление и ГВС, указанные в пункте 2.1, в соответствии с условиями заключенного договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям с условием уступки права требования, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги исполнителю в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Согласно условиям пункта 2.1 договора исполнитель обязан производить расчет (перерасчет) платы за отпущенный коммунальный ресурс каждому потребителю в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 30.06.2016 пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем третьим, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Из текста искового заявления следует, что ПАО "Камчатскэнерго" при начислении платы за горячее водоснабжение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа в июле 2016 года не применяло повышающий коэффициент на норматив для потребителей, не установивших индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения.
Письмами и претензиями от 01.08.2016, от 04.08.2016 истец указывал на необходимость применения в расчете платы за коммунальный ресурс (ГВС) повышающего коэффициента 1.4.
Между тем, счета-квитанции на оплату ГВС по жилым помещениям, не оборудованным индивидуальными приборами учета, были выставлены ответчиком без учета повышающего коэффициента.
По расчету истца, убытки ООО "УЖКХ" составили 1 185 245,66 руб. и определены как разница между фактически выставленной к оплате ответчиком стоимости ресурса (рассчитана по однокомпонентному тарифу) и платы, рассчитанной истцом по двухкомпонентному тарифу с применением повышающего коэффициента.
Претензия истца о возмещении убытков оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку неполученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов должны направляться исполнителем коммунальных услуг на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ООО "УЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков в размере 1 185 245,66 руб. за июль 2016 года.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Бремя доказывания наличия этих условий лежит на истце.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Ссылаясь на наличие убытков, ООО "УЖКХ" указывает, что согласно подпункту у(1) пункта 31 Правил N 354, утратившему силу с 01.01.2017, управляющая организация обязана направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пункт 3 (1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015-1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016-1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016-1,5; с 2017 года - 1,6.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 16.06.2015 N 279 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета (базовый норматив).
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
Средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период).
Исходя из того, что Правила N 354, не содержат понятие разницы при расчете повышающих коэффициентов, упомянутое в подпункте "у" пункта 31, с учетом различий в правовом регулировании управляющей и ресурсоснабжающей организаций, Минстроем России даны соответствующие разъяснения о применении подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
В соответствии с разъяснениями уполномоченного органа, применение подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354 возможно только в том случае, когда возникает разница при расчете размеры платы с применением повышающих коэффициентов, а именно: только при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, поскольку именно в этом случае объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
Соответственно, именно в этом случае у исполнителя образуется разница между начисленной им собственникам жилых помещений платы и суммой оплаты коммунального ресурса, причитающейся ресурсоснабжающей организации. В этом случае денежные средства в соответствии с подпунктом "у" пункта 31 Правил должны быть направлены на энергосберегающие мероприятия многоквартирного дома в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
В отсутствие общедомового прибора учета такая разница у исполнителя не возникает, поскольку объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, причитающийся ресурсоснабжающей организации, в этом случае должен учитывать применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
Расчет убытков, предоставленный в дело истцом, выполнен по жилым помещениям, не оборудованным индивидуальными приборами учета, как в домах с общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, так и без них.
Доказательств наличия, равно как и отсутствия общедомовых приборов учета горячего водоснабжения на спорных многоквартирных домах сторонами в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, представленный суду расчет убытков не обоснован по размеру.
Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что ПАО "Камчатскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), поставляющей коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений в спорных многоквартирных домах.
В свою очередь ООО "УЖКХ" является управляющей компанией, осуществляющей управление данными многоквартирными домами.
При этом согласно условиям заключенного договора оказания услуг, ПАО "Камчатскэнерго" производит начисление, выставление квитанций и прием оплаты за поставленные ресурсы от конечных потребителей (собственников помещений указанных многоквартирных домов).
В соответствии с пунктом 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (Правила N 124), в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
По условиям заключенных между сторонами договоров теплоснабжения N 1/305 и N 1/505 от 16.07.2012 (пункт 4.2 договоров) оплата за коммунальный ресурс, потребленный в расчетном периоде, может осуществляться путем уступки ресурсоснабжающей организации права требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В силу пункта 1 статьи 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оплату за поставленные ответчиком ресурсы истец производил путем уступки права требования задолженности с конечных потребителей.
Так, ответчиком в материалы дела представлены соглашения о расчетах от 07.12.2016 за июль 2016 года. Указанными соглашениями стороны установили стоимость объема коммунального ресурса, переданного ресурсоснабжающей организацией исполнителю, а также стоимость переданных (уступаемых) исполнителем прав требования по оплате коммунальных услуг.
Указанные соглашения подписаны со стороны ООО "УЖКХ" с протоколом разногласий на сумму не предъявленного к оплате населению повышающего коэффициента.
При этом ответчиком не оспаривается, что в заявленный в иске период при расчете объема поставленного потребителям ресурса по ГВС ресурсоснабжающей организацией не применялся "повышающий коэффициент" в случае отсутствия индивидуальных приборов учета горячей воды.
Как указано выше, обязанность применения повышающего коэффициента возникает в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду (формула 23 (1)). При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду повышающий коэффициент в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 применяется только к нормативу потребления коммунальных услуг горячей воды, ввиду отсутствия обязанности собственников помещений устанавливать индивидуальные приборы учета горячей воды в части измерения расхода на ее приготовление тепловой энергии (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Приложение N 3 (1) к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 "Тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа с 01.07.2016 по 30.09.2016" устанавливает наряду с тарифом по двухкомпонентной схеме, введенную с 01.01.2016 постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122 расчетную величину однокомпонентного тарифа на горячую воду.
Оценив действия АО "Камчатскэнерго" по порядку определения платы за ГВС в июле 2016 года, суд первой инстанции правомерно не усмотрел в них неправомерности, поскольку такие действия не противоречат постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122.
Исследовав правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом на его стороне убытков в связи с отсутствием у ООО "УЖКХ" правовых оснований для получения спорной денежной суммы.
При таких обстоятельствах, заявленные требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.04.2017 по делу N А24-5243/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
И.С.ЧИЖИКОВ
Судьи
С.Н.ГОРБАЧЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
И.С.ЧИЖИКОВ
Судьи
С.Н.ГОРБАЧЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)