Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" - Тишинская Г.Г. по доверенности от 06.06.2016 N 17;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" - Вековишнин А.В. по доверенности от 29.01.2016 N 1;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2016 года,
принятое судьей Корляковой Ю.В.
по делу N А50-28897/2015
по иску акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450)
к обществу с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017)
о взыскании задолженности по договору на поставку тепловой энергии, неустойки.
Акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (далее - ответчик), предъявив требования о взыскании задолженности в сумме 184 825,73 руб. за поставленную октябре 2015 года тепловую энергию, неустойки по п. 5.4 договора в сумме 39 091,83 руб. (с учетом уточнения истцом исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В последующем истец в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от иска в части взыскания неустойки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано, в части требований о взыскании неустойки производство по делу прекращено.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа от взыскания с ответчика задолженности за поставленную в октябре 2015 года тепловую энергию, рассчитанную с учетом повышающего коэффициента в размере 129 338,68 руб. Ссылаясь на ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Добрянского муниципального района" утверждает, что объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальной услуги теплоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива". В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" в связи с чем, отсутствует и обязанность по исполнению п.п. у (1) п. 31 Правил N 354. Также истец ссылается на разъяснения, данные в Письме Минстроя России от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 "О реализации мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются средства, поступившие исполнителю в результате применения "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов".
Ответчик представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как несостоятельные. Полагает, что право на применение повышающих коэффициентов имеет только исполнитель коммунальной услуги.
В заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика выразил возражение против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, лишь в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 между истцом (поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор на поставку тепловой энергии N пмг-009206.
Во исполнение условий указанного договора истец осуществлял поставку тепловой энергии в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, в том числе в октябре 2015 года, что подтверждается представленными в материалы дела документами (акты приема-передачи тепловой энергии, счета-фактуры) и не оспаривается ответчиком.
Расчет теплопотребления произведен истцом в соответствии с показаниями приборов учета, либо расчетным методом исходя из нормативов коммунальных услуг. Стоимость поставленного ресурса определена истцом в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам Пермского края.
Объем тепловой энергии, поставленной в октябре 2015 года в отношении объектов ответчика, не оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), истец определил исходя из нормативов, установленных Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п, с учетом повышающих коэффициентов.
Как следует из документов дела и озвученной в судебном заседании позиции сторон спора, за октябрь 2015 года ответчиком не оплачено 129 338,68 руб., составляющих разницу в стоимости поставленного ресурса, определенную по установленному истцу тарифу и стоимостью, определенной истцом по тарифу, с учетом повышающего коэффициента, установленного Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 129 338,68 руб., относящихся к применению истцом повышающего коэффициента, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае исполнителем коммунальной услуги является ответчик, а не истец, который является ресурсоснабжающей организацией и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции читает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - подлежащим отмене в обжалуемой части, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик осуществляет приобретение энергоресурсов не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает, что отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Факт потребления ответчиком тепловой энергии а определенном истцом объеме в спорный период подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается.
Порядок определения объема коммунальных услуг, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, установлен Правилами N 354, Правилами N 124.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
В этой связи с в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниях данных приборов учета, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 5.1 Приложения N 1 к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, которая предусматривает величину объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного нормативов".
При наличии показаний общедомового прибора учета, согласно которым объем обязательств исполнителя коммунальных услуг составляет меньшую денежную сумму, чем размер платежей, начисленных жильцам дома по индивидуальным приборам учета, и с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии индивидуальных приборов учета), образующаяся разница остается у управляющей организации и используется на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ. При отсутствии общедомовых приборов учета объем обязательств управляющей организации принимается равным объему обязательств потребителей коммунальной услуги перед управляющей организацией, то есть размеру платы, определенному с учетом показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления коммунальной услуги с использованием повышающих коэффициентов.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что в спорный период ряд объектов ответчика не был оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей воды, в связи с чем объем обязательств ответчика определен истцом в соответствии с формулой, содержащейся в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 с применением утвержденного истцу тарифа, обоснованность чего не оспаривается, по нормативу, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п, с учетом повышающего коэффициента.
Доводы относительно отсутствия технической возможности для установки индивидуальных и общедомовых приборов учета ответчиком не заявлялись.
Учитывая изложенное, объем обязательств непосредственных потребителей по оплате стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению истцом рассчитан правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 129 338 руб. 83 коп. ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования о взыскании указанной суммы подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в части удовлетворенных исковых требований, и по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2016 года по делу N А50-28897/2015 в обжалуемой части отменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) в пользу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) 129 338 руб. 68 коп. задолженности, 4 580 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В части требований акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) неустойки в сумме 39 091 руб. 83 коп. производство по делу прекратить.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Возвратить акционерному обществу "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) государственную пошлину в сумме 31 985 руб., уплаченную по платежному поручению N 3665 от 30.11.2015, в сумме 6235 руб., уплаченную по платежному поручению N 142 от 27.01.2015.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) в пользу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) 3 000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2016 N 17АП-7516/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-28897/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. N 17АП-7516/2016-ГК
Дело N А50-28897/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" - Тишинская Г.Г. по доверенности от 06.06.2016 N 17;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" - Вековишнин А.В. по доверенности от 29.01.2016 N 1;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2016 года,
принятое судьей Корляковой Ю.В.
по делу N А50-28897/2015
по иску акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450)
к обществу с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017)
о взыскании задолженности по договору на поставку тепловой энергии, неустойки.
Акционерное общество "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (далее - ответчик), предъявив требования о взыскании задолженности в сумме 184 825,73 руб. за поставленную октябре 2015 года тепловую энергию, неустойки по п. 5.4 договора в сумме 39 091,83 руб. (с учетом уточнения истцом исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В последующем истец в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от иска в части взыскания неустойки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано, в части требований о взыскании неустойки производство по делу прекращено.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа от взыскания с ответчика задолженности за поставленную в октябре 2015 года тепловую энергию, рассчитанную с учетом повышающего коэффициента в размере 129 338,68 руб. Ссылаясь на ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Добрянского муниципального района" утверждает, что объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальной услуги теплоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива". В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" в связи с чем, отсутствует и обязанность по исполнению п.п. у (1) п. 31 Правил N 354. Также истец ссылается на разъяснения, данные в Письме Минстроя России от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 "О реализации мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются средства, поступившие исполнителю в результате применения "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов".
Ответчик представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как несостоятельные. Полагает, что право на применение повышающих коэффициентов имеет только исполнитель коммунальной услуги.
В заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика выразил возражение против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, лишь в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 между истцом (поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор на поставку тепловой энергии N пмг-009206.
Во исполнение условий указанного договора истец осуществлял поставку тепловой энергии в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, в том числе в октябре 2015 года, что подтверждается представленными в материалы дела документами (акты приема-передачи тепловой энергии, счета-фактуры) и не оспаривается ответчиком.
Расчет теплопотребления произведен истцом в соответствии с показаниями приборов учета, либо расчетным методом исходя из нормативов коммунальных услуг. Стоимость поставленного ресурса определена истцом в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам Пермского края.
Объем тепловой энергии, поставленной в октябре 2015 года в отношении объектов ответчика, не оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), истец определил исходя из нормативов, установленных Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п, с учетом повышающих коэффициентов.
Как следует из документов дела и озвученной в судебном заседании позиции сторон спора, за октябрь 2015 года ответчиком не оплачено 129 338,68 руб., составляющих разницу в стоимости поставленного ресурса, определенную по установленному истцу тарифу и стоимостью, определенной истцом по тарифу, с учетом повышающего коэффициента, установленного Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 129 338,68 руб., относящихся к применению истцом повышающего коэффициента, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае исполнителем коммунальной услуги является ответчик, а не истец, который является ресурсоснабжающей организацией и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции читает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - подлежащим отмене в обжалуемой части, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик осуществляет приобретение энергоресурсов не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает, что отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Факт потребления ответчиком тепловой энергии а определенном истцом объеме в спорный период подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается.
Порядок определения объема коммунальных услуг, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, установлен Правилами N 354, Правилами N 124.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
В этой связи с в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниях данных приборов учета, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) внесены изменения, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 5.1 Приложения N 1 к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, которая предусматривает величину объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного нормативов".
При наличии показаний общедомового прибора учета, согласно которым объем обязательств исполнителя коммунальных услуг составляет меньшую денежную сумму, чем размер платежей, начисленных жильцам дома по индивидуальным приборам учета, и с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии индивидуальных приборов учета), образующаяся разница остается у управляющей организации и используется на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ. При отсутствии общедомовых приборов учета объем обязательств управляющей организации принимается равным объему обязательств потребителей коммунальной услуги перед управляющей организацией, то есть размеру платы, определенному с учетом показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления коммунальной услуги с использованием повышающих коэффициентов.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что в спорный период ряд объектов ответчика не был оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей воды, в связи с чем объем обязательств ответчика определен истцом в соответствии с формулой, содержащейся в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 с применением утвержденного истцу тарифа, обоснованность чего не оспаривается, по нормативу, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 N 860-п, с учетом повышающего коэффициента.
Доводы относительно отсутствия технической возможности для установки индивидуальных и общедомовых приборов учета ответчиком не заявлялись.
Учитывая изложенное, объем обязательств непосредственных потребителей по оплате стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению истцом рассчитан правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 129 338 руб. 83 коп. ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования о взыскании указанной суммы подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в части удовлетворенных исковых требований, и по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2016 года по делу N А50-28897/2015 в обжалуемой части отменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) в пользу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) 129 338 руб. 68 коп. задолженности, 4 580 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В части требований акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) неустойки в сумме 39 091 руб. 83 коп. производство по делу прекратить.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Возвратить акционерному обществу "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) государственную пошлину в сумме 31 985 руб., уплаченную по платежному поручению N 3665 от 30.11.2015, в сумме 6235 руб., уплаченную по платежному поручению N 142 от 27.01.2015.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УВК-Сервис" (ОГРН 1085902009115, ИНН 5902849017) в пользу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450) 3 000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)