Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания 16.05.17 - 19.05.17 помощником судьи Р.С. Чудниковым рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" (ИНН 6671040891, ОГРН 1169658047008) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Нестеров С.В., представитель по доверенности от 15.03.2017 г.,
от заинтересованного лица: Зеленина С.А., представитель по доверенности N 23-05-36-15 от 09.01.2017 г., Корольков Е.А., представитель по доверенности N 29-05-36-17 от 09.01.2017 г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. От заявителя поступили возражения на отзыв. От заинтересованного лица поступил акт проверки. В судебном заседании 16.05.2017 объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 19.05.2017. Информация о перерыве размещена на сайте суда. После перерыва судебное заседание продолжено 19.05.2017 в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым. После перерыва в судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица. От заинтересованного лица поступили дополнительные документы. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены копии дополнительных документов. Других заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требование к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с учетом уточнения о признании недействительным предписания от 07.03.2017 N 29-05-10-59.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 30.01.2017 N 29-05-09-54 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1 к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, а также соблюдения обязательных требований к порядку заключения договора управления многоквартирным домом, выбора управляющей организации ООО "УК "Огни трех вершин" для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1, в ходе которой установлено, что применяется дифференцированный размер платы за содержание жилого помещения в отношении различных видов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-10-54 от 07.03.2017 г.
В целях устранения выявленных нарушений лицензионных требований Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выдано предписание от 07.03.17 N 29-05-11-59, в соответствии с которым Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" предписано в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, при начислении платы за содержание жилого помещения собственниками помещений многоквартирного дома N 16 к. 1 по ул. Машинная г. Екатеринбург применять ставку, установленную органом местного самоуправления.
Полагая, что предписание об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" следует удовлетворить, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п. 31 Правил содержания при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Как следует из материалов дела, протоколом от 09.12.2016 N 1-2016 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 1б, корп. 1, утвержден размер ставки "Содержание общего имущества", включающий оплату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в размере 60,43 рублей за каждый квадратный метр общей площади помещений собственников, и в размере 37,69 рублей за каждый квадратный метр площади машино-места в паркинге (п. 5 Протокола).
В соответствии с данным протоколом за утверждение дифференцированной ставки в указанных размерах подано 16464,38 голосов (кв. м), что составляет 66,87% от общего числа голосов собственников помещений или 93,94% от числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании.
Согласно п. 4 протокола от 09.12.16 N 1-2016 общим собранием собственников помещений спорного дома, утверждены формы договоров управления для заключения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией ООО "УК "Огни трех вершин". (Приложение N 1 к Протоколу общего собрания - "Форма Договора управления" для заключения с собственниками помещений в многоквартирном доме, Приложение N 2 к Протоколу общего собрания - "Форма Договора управления паркингом" для заключения с собственниками машино-мест в паркинге многоквартирного дома).
За утверждение форм договоров управления подано 17292,04 голосов (кв. м), что составляет 70,23% от общего числа голосов собственников помещений или 98,66% от числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании.
Указанные формы договоров содержат перечни услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.
В соответствии с перечнем услуг оказываемых в рамках договора управления для заключения с собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией оказываются следующие работы услуги:
1. Услуги управления.
2. Содержание общего имущества:
2.1. Проведение плановых технических осмотров общего имущества, в том числе отдельных элементов и помещений:
- - наружные сети ХВС и ГВС, канализации;
- - внутренние сети ХВС и ГВС, канализации;
- - поливочные наружные устройства;
- - система внутреннего водоотвода с крыш зданий (ливнестоки);
- - магистральные трубы системы отопления Здания;
- - осмотр общедомовых электрических сетей и этажных щитков с подтяжкой контактных соединений и проверкой надежности заземляющих контактов и соединений;
- - осмотр вентиляционных систем;
- - осмотр электрооборудования мест общего пользования;
- - осмотр основных строительных конструкций Здания и элементов благоустройства.
- 2.2. Проведение профилактических работ, не относящихся к текущему ремонту, по итогам технических осмотров общего имущества;
- 2.3. Выполнение требований противопожарной безопасности;
- 2.4. Дератизация и дезинсекция;
- 2.5. Клининг мест общего пользования и элементов (конструкций) Здания, относимых к общему имуществу:
- - влажная протирка входной группы, холла 1 этажа;
- - замена грязезащитных ковриков;
- - протирка этажных холлов, лифтовых холлов;
- - протирка кабин и пола лифтов;
- - уборка переходных лоджий, лестничных маршей;
- - мытье стен этажных холлов;
- - мытье стен переходных лоджий;
- - мытье стеклянных элементов внешнего фасада;
- - мытье окон с внутренней стороны;
- - уборка случайного мусора с твердых покрытий.
3. Техническое обслуживание общих коммуникаций и технических устройств (система и сети отопления горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплообменники, водозапорная и регулирующая арматура, сантехнические приборы), в том числе лифтов и приборов учета:
- 3.1. Проведение работ в соответствии с планом годового технического обслуживания;
- 3.2. На оборудовании, относящемся к общему имуществу, установленном в соответствии с проектом (системах отопления и водопровода) - уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов;
- 3.3. Контроль состояния фланцев, фитингов, прокладок, водозапорной, водоразборной и регулировочной арматуры, отдельных участков трубопроводов, теплоотдающих приборов;
- 3.4. Проведение проверок, контроль работы автоматических приводных клапанов, вентилей, задвижек, регулирующих кранов, измерительных приборов;
- 3.5. Контроль сроков испытаний и поверок контрольно-измерительных приборов;
- 3.6. Ведение учета показания общедомовых коммерческих счетчиков учета;
- 3.7. Выполнение работ по устранению неисправностей и повреждений общедомовых инженерных систем.
- 3.8. Проведение работ по наладке системы отопления;
- 3.9. Гидравлическое испытание системы отопления;
- 3.10. Промывка приборов теплосъема и сетей отопления;
- 3.11. Проведение контроля исправности автоматики насосов, проведение проф. работ;
- 3.12. Осмотр ревизий, коллекторов, колодцев, ливнестоков, проведение прочисток канализационных выпусков.
- 3.13. Обслуживание вводных распределительных устройств, распределительных электрощитов, электрических сетей и электротехнического оборудования с протяжкой всех контактных соединений;
- 3.14. Контроль сроков метрологических испытаний и поверок контрольно-измерительных приборов, проведение испытаний электрической сети, электротехнического оборудования, проверка сопротивления системы молнии защиты
- 3.15. Обслуживание, проведение технического диагностирования и содержания лифтов и револьверной двери;
- 3.16. Обслуживание системы вентиляции, противопожарной защиты, дымоудаления;
- 3.17. Аварийное прикрытие газопровода, обслуживание электрической распределительной подстанции.
4. Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО):
4.1. Содержание в исправном состоянии мусорных контейнеров и контейнерных площадок.
4.2. Организация, контроль сбора и вывоза ТБО.
5. Содержание прилегающей территории Здания, включая уборку и другие работы по обеспечению санитарного состояния, а также озеленение и благоустройство:
5.1. Уборка прилегающей территории Здания в летний период:
- - уборка случайного мусора территории с газона и твердых покрытий;
- - уборка мусора с контейнерной площадки;
- - стрижка газонов;
- - очистка урн от мусора.
5.2. Уборка прилегающей территории Здания в зимний период:
- - сдвижка и подметание наметов снега при отсутствии снегопадов;
- - сдвижка снега при снегопаде с пешеходных зон на газоны;
- - очистка пешеходных зон "под скребок" от снега;
- - уборка мусора с контейнерной площадки;
- - уборка случайного мусора с твердых покрытий;
- - очистка урн от мусора;
- - при гололеде подсыпка скользких участков песком.
5.3. Озеленение и благоустройство:
- - плановая посадка цветов, кустов;
- - восстановление поврежденных участков озеленения;
- - обслуживание и ремонт малых архитектурных форм (площадки для отдыха детей и взрослых, урны, скамейки, ограждения и т.п.).
6. Текущий (мелкий) ремонт:
- 6.1. Восстановление нарушенной теплоизоляции трубопроводов;
- 6.2. Ремонт дверей, окон в местах общего пользования, в том числе остекление, снятие и установка, доводчиков на дверях;
- 6.3. Прочистка дренажно-ливневой канализации, очистка желобов и воронок организованного водостока, укрепление и ремонт водосточных труб;
- 6.4. Восстановление нарушенных участков отмостки Здания;
- 6.5. Восстановление освещения в местах общего пользования (замена ламп, светильников);
- 6.6. Прочий мелкий ремонт.
7. Предоставления иных услуг:
- 7.1. Обслуживание системы управления контролем доступа (СКУД), системы видеонаблюдения, тревожной кнопки;
- 7.2. Видеонаблюдение и мониторинг внутри Здания и прилегающей территории;
- 7.3. Служба Рецепции.
В соответствии с п. 5.3 формы Договора управления паркингом для заключения с собственниками машино-мест в паркинге многоквартирного дома, в перечень оказываемых управляющей организацией услуг входят:
- 5.3.1. Услуги управления;
- 5.3.2. Уборка мест общего пользования (в том числе, прилегающей территории),
- 5.3.3. Обслуживание системы пожаротушения, дымоудаления;
- 5.3.4. Обслуживание системы видеонаблюдения;
- 5.3.5. Обслуживание системы приточной вентиляции;
- 5.3.6. Текущий и аварийный ремонт общего имущества Паркинга;
- 5.3.7. Прочие услуги (дератизация и дезинсекция, обслуживание лифтового оборудования, автоматические ворота).
Исходя из изложенного, собственники помещений спорного дома утвердили размеры платы за содержание в зависимости от объема потребляемых собственниками услуг.
Суд принимает во внимание, что одинаковый размер платы устанавливается для всех собственников помещений за содержание жилого помещения, при оказании управляющей организацией одинакового объема услуг.
Самый минимальный набор услуг получают собственники машино-мест в паркинге в силу того, что эти собственники не получают набор услуг, оказываемых собственникам жилых квартир.
В рассматриваемом случае установление одинакового размера платы для собственников машино-мест, не потребляющих услуги связанные с содержанием жилых помещений и собственников жилых помещений будет необоснованным.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что общее собрание собственников помещений спорного дома правомерно, при наличии кворума и в соответствии с имеющейся компетенцией приняло решение, оформленное протоколом от 09.12.2016 N 1-2016, которым утвердило размер платы за содержание собственникам жилых помещений и собственникам паркинга.
Таким образом, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались своим правом принятия соответствующего решения на общем собрании об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества, ставка, определенная органом местного самоуправления, применению не подлежит в силу отсутствия основания, предусмотренного ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса.
Ссылка заявителя относительно исполнения обществом оспариваемого предписания и снятия его с контроля, судом отклоняется, так как не свидетельствует о его законности и обоснованности на момент его вынесения.
При этом суд принимает во внимание, что некоторые собственники, ссылаясь на оспариваемое предписание, обратились с заявлением к управляющей компании о перерасчете платы за содержание жилых помещений, исходя из ставки, установленной органом местного самоуправления, что свидетельствует, по мнению суда, о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем ставка, установленная органом местного самоуправления, применяется, как было указано ранее, в отсутствие легитимного решения собственников, которое в данном случае на момент выдачи предписания имелось.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия оспариваемого предписания от 07.03.17 N 29-05-11-59 законодательным нормам и не нарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 07.03.17 N 29-05-11-59.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131; адрес: 620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" (ИНН 6671040891, ОГРН 1169658047008) 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-11481/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А60-11481/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания 16.05.17 - 19.05.17 помощником судьи Р.С. Чудниковым рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" (ИНН 6671040891, ОГРН 1169658047008) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Нестеров С.В., представитель по доверенности от 15.03.2017 г.,
от заинтересованного лица: Зеленина С.А., представитель по доверенности N 23-05-36-15 от 09.01.2017 г., Корольков Е.А., представитель по доверенности N 29-05-36-17 от 09.01.2017 г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. От заявителя поступили возражения на отзыв. От заинтересованного лица поступил акт проверки. В судебном заседании 16.05.2017 объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 19.05.2017. Информация о перерыве размещена на сайте суда. После перерыва судебное заседание продолжено 19.05.2017 в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым. После перерыва в судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица. От заинтересованного лица поступили дополнительные документы. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены копии дополнительных документов. Других заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требование к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с учетом уточнения о признании недействительным предписания от 07.03.2017 N 29-05-10-59.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 30.01.2017 N 29-05-09-54 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1 к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, а также соблюдения обязательных требований к порядку заключения договора управления многоквартирным домом, выбора управляющей организации ООО "УК "Огни трех вершин" для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1, в ходе которой установлено, что применяется дифференцированный размер платы за содержание жилого помещения в отношении различных видов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 16 к. 1.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-10-54 от 07.03.2017 г.
В целях устранения выявленных нарушений лицензионных требований Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выдано предписание от 07.03.17 N 29-05-11-59, в соответствии с которым Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" предписано в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, при начислении платы за содержание жилого помещения собственниками помещений многоквартирного дома N 16 к. 1 по ул. Машинная г. Екатеринбург применять ставку, установленную органом местного самоуправления.
Полагая, что предписание об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" следует удовлетворить, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п. 31 Правил содержания при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Как следует из материалов дела, протоколом от 09.12.2016 N 1-2016 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 1б, корп. 1, утвержден размер ставки "Содержание общего имущества", включающий оплату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в размере 60,43 рублей за каждый квадратный метр общей площади помещений собственников, и в размере 37,69 рублей за каждый квадратный метр площади машино-места в паркинге (п. 5 Протокола).
В соответствии с данным протоколом за утверждение дифференцированной ставки в указанных размерах подано 16464,38 голосов (кв. м), что составляет 66,87% от общего числа голосов собственников помещений или 93,94% от числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании.
Согласно п. 4 протокола от 09.12.16 N 1-2016 общим собранием собственников помещений спорного дома, утверждены формы договоров управления для заключения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией ООО "УК "Огни трех вершин". (Приложение N 1 к Протоколу общего собрания - "Форма Договора управления" для заключения с собственниками помещений в многоквартирном доме, Приложение N 2 к Протоколу общего собрания - "Форма Договора управления паркингом" для заключения с собственниками машино-мест в паркинге многоквартирного дома).
За утверждение форм договоров управления подано 17292,04 голосов (кв. м), что составляет 70,23% от общего числа голосов собственников помещений или 98,66% от числа голосов собственников, принявших участие в общем собрании.
Указанные формы договоров содержат перечни услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.
В соответствии с перечнем услуг оказываемых в рамках договора управления для заключения с собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией оказываются следующие работы услуги:
1. Услуги управления.
2. Содержание общего имущества:
2.1. Проведение плановых технических осмотров общего имущества, в том числе отдельных элементов и помещений:
- - наружные сети ХВС и ГВС, канализации;
- - внутренние сети ХВС и ГВС, канализации;
- - поливочные наружные устройства;
- - система внутреннего водоотвода с крыш зданий (ливнестоки);
- - магистральные трубы системы отопления Здания;
- - осмотр общедомовых электрических сетей и этажных щитков с подтяжкой контактных соединений и проверкой надежности заземляющих контактов и соединений;
- - осмотр вентиляционных систем;
- - осмотр электрооборудования мест общего пользования;
- - осмотр основных строительных конструкций Здания и элементов благоустройства.
- 2.2. Проведение профилактических работ, не относящихся к текущему ремонту, по итогам технических осмотров общего имущества;
- 2.3. Выполнение требований противопожарной безопасности;
- 2.4. Дератизация и дезинсекция;
- 2.5. Клининг мест общего пользования и элементов (конструкций) Здания, относимых к общему имуществу:
- - влажная протирка входной группы, холла 1 этажа;
- - замена грязезащитных ковриков;
- - протирка этажных холлов, лифтовых холлов;
- - протирка кабин и пола лифтов;
- - уборка переходных лоджий, лестничных маршей;
- - мытье стен этажных холлов;
- - мытье стен переходных лоджий;
- - мытье стеклянных элементов внешнего фасада;
- - мытье окон с внутренней стороны;
- - уборка случайного мусора с твердых покрытий.
3. Техническое обслуживание общих коммуникаций и технических устройств (система и сети отопления горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплообменники, водозапорная и регулирующая арматура, сантехнические приборы), в том числе лифтов и приборов учета:
- 3.1. Проведение работ в соответствии с планом годового технического обслуживания;
- 3.2. На оборудовании, относящемся к общему имуществу, установленном в соответствии с проектом (системах отопления и водопровода) - уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов;
- 3.3. Контроль состояния фланцев, фитингов, прокладок, водозапорной, водоразборной и регулировочной арматуры, отдельных участков трубопроводов, теплоотдающих приборов;
- 3.4. Проведение проверок, контроль работы автоматических приводных клапанов, вентилей, задвижек, регулирующих кранов, измерительных приборов;
- 3.5. Контроль сроков испытаний и поверок контрольно-измерительных приборов;
- 3.6. Ведение учета показания общедомовых коммерческих счетчиков учета;
- 3.7. Выполнение работ по устранению неисправностей и повреждений общедомовых инженерных систем.
- 3.8. Проведение работ по наладке системы отопления;
- 3.9. Гидравлическое испытание системы отопления;
- 3.10. Промывка приборов теплосъема и сетей отопления;
- 3.11. Проведение контроля исправности автоматики насосов, проведение проф. работ;
- 3.12. Осмотр ревизий, коллекторов, колодцев, ливнестоков, проведение прочисток канализационных выпусков.
- 3.13. Обслуживание вводных распределительных устройств, распределительных электрощитов, электрических сетей и электротехнического оборудования с протяжкой всех контактных соединений;
- 3.14. Контроль сроков метрологических испытаний и поверок контрольно-измерительных приборов, проведение испытаний электрической сети, электротехнического оборудования, проверка сопротивления системы молнии защиты
- 3.15. Обслуживание, проведение технического диагностирования и содержания лифтов и револьверной двери;
- 3.16. Обслуживание системы вентиляции, противопожарной защиты, дымоудаления;
- 3.17. Аварийное прикрытие газопровода, обслуживание электрической распределительной подстанции.
4. Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО):
4.1. Содержание в исправном состоянии мусорных контейнеров и контейнерных площадок.
4.2. Организация, контроль сбора и вывоза ТБО.
5. Содержание прилегающей территории Здания, включая уборку и другие работы по обеспечению санитарного состояния, а также озеленение и благоустройство:
5.1. Уборка прилегающей территории Здания в летний период:
- - уборка случайного мусора территории с газона и твердых покрытий;
- - уборка мусора с контейнерной площадки;
- - стрижка газонов;
- - очистка урн от мусора.
5.2. Уборка прилегающей территории Здания в зимний период:
- - сдвижка и подметание наметов снега при отсутствии снегопадов;
- - сдвижка снега при снегопаде с пешеходных зон на газоны;
- - очистка пешеходных зон "под скребок" от снега;
- - уборка мусора с контейнерной площадки;
- - уборка случайного мусора с твердых покрытий;
- - очистка урн от мусора;
- - при гололеде подсыпка скользких участков песком.
5.3. Озеленение и благоустройство:
- - плановая посадка цветов, кустов;
- - восстановление поврежденных участков озеленения;
- - обслуживание и ремонт малых архитектурных форм (площадки для отдыха детей и взрослых, урны, скамейки, ограждения и т.п.).
6. Текущий (мелкий) ремонт:
- 6.1. Восстановление нарушенной теплоизоляции трубопроводов;
- 6.2. Ремонт дверей, окон в местах общего пользования, в том числе остекление, снятие и установка, доводчиков на дверях;
- 6.3. Прочистка дренажно-ливневой канализации, очистка желобов и воронок организованного водостока, укрепление и ремонт водосточных труб;
- 6.4. Восстановление нарушенных участков отмостки Здания;
- 6.5. Восстановление освещения в местах общего пользования (замена ламп, светильников);
- 6.6. Прочий мелкий ремонт.
7. Предоставления иных услуг:
- 7.1. Обслуживание системы управления контролем доступа (СКУД), системы видеонаблюдения, тревожной кнопки;
- 7.2. Видеонаблюдение и мониторинг внутри Здания и прилегающей территории;
- 7.3. Служба Рецепции.
В соответствии с п. 5.3 формы Договора управления паркингом для заключения с собственниками машино-мест в паркинге многоквартирного дома, в перечень оказываемых управляющей организацией услуг входят:
- 5.3.1. Услуги управления;
- 5.3.2. Уборка мест общего пользования (в том числе, прилегающей территории),
- 5.3.3. Обслуживание системы пожаротушения, дымоудаления;
- 5.3.4. Обслуживание системы видеонаблюдения;
- 5.3.5. Обслуживание системы приточной вентиляции;
- 5.3.6. Текущий и аварийный ремонт общего имущества Паркинга;
- 5.3.7. Прочие услуги (дератизация и дезинсекция, обслуживание лифтового оборудования, автоматические ворота).
Исходя из изложенного, собственники помещений спорного дома утвердили размеры платы за содержание в зависимости от объема потребляемых собственниками услуг.
Суд принимает во внимание, что одинаковый размер платы устанавливается для всех собственников помещений за содержание жилого помещения, при оказании управляющей организацией одинакового объема услуг.
Самый минимальный набор услуг получают собственники машино-мест в паркинге в силу того, что эти собственники не получают набор услуг, оказываемых собственникам жилых квартир.
В рассматриваемом случае установление одинакового размера платы для собственников машино-мест, не потребляющих услуги связанные с содержанием жилых помещений и собственников жилых помещений будет необоснованным.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что общее собрание собственников помещений спорного дома правомерно, при наличии кворума и в соответствии с имеющейся компетенцией приняло решение, оформленное протоколом от 09.12.2016 N 1-2016, которым утвердило размер платы за содержание собственникам жилых помещений и собственникам паркинга.
Таким образом, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались своим правом принятия соответствующего решения на общем собрании об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества, ставка, определенная органом местного самоуправления, применению не подлежит в силу отсутствия основания, предусмотренного ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса.
Ссылка заявителя относительно исполнения обществом оспариваемого предписания и снятия его с контроля, судом отклоняется, так как не свидетельствует о его законности и обоснованности на момент его вынесения.
При этом суд принимает во внимание, что некоторые собственники, ссылаясь на оспариваемое предписание, обратились с заявлением к управляющей компании о перерасчете платы за содержание жилых помещений, исходя из ставки, установленной органом местного самоуправления, что свидетельствует, по мнению суда, о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем ставка, установленная органом местного самоуправления, применяется, как было указано ранее, в отсутствие легитимного решения собственников, которое в данном случае на момент выдачи предписания имелось.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия оспариваемого предписания от 07.03.17 N 29-05-11-59 законодательным нормам и не нарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 07.03.17 N 29-05-11-59.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131; адрес: 620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОГНИ ТРЕХ ВЕРШИН" (ИНН 6671040891, ОГРН 1169658047008) 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
П.Н.КИРЕЕВ
П.Н.КИРЕЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)