Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-3605/2016 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 26.04.2016),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Кабирова Г.Р. (доверенность от 05.02.2016 N 12), Гузаировна З.М. (доверенность от 01.02.2016 N 7).
Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - истец, общество, ОАО "УЖХ Калининского района", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, комитет, уполномоченный орган) от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131 об устранении нарушений.
Определениями суда от 17.05.2016 и от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" и муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2016 требования удовлетворены, предписание комитета признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылалось на то, что у управляющей организации отсутствовали правовые основания для проведения корректировки размера платы за отопление в спорном доме, поскольку размер платы за потребленное на отопление жилых помещений тепло подлежал определению по нормативу, поскольку дом в проверяемом периоде не был оборудован общедомовым прибором учета тепла.
При этом при использовании норматива, перерасчет платы не производится.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЖХ Калининского района" является управляющей компанией жилого дома N 24/3 по ул. Ферина в г. Уфа.
На основании распоряжения Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 14.12.2015 N 10854 по обращению жителя дома N 24/3 по ул. Ферина в г. Уфа, Республика Башкортостан, административным органом в период с 18 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении управляющей организации ОАО "УЖХ Калининского района" по вопросу правильности начисления размера платы по коммунальной услуге - отопление (т. 1, л.д. 39-40).
Результаты проверки оформлены актом от 28.12.2015 N 15-10854-148, в котором зафиксировано нарушение в виде излишнего начисления платы за отопление за 2014 г. в сумме 225 157,40 рублей (т. 1, л.д. 39-40).
Уполномоченный орган посчитал неправомерным предъявление в сентябре - декабре 2015 года гражданам скорректированного размера платы за отопление на сумму 225 157,40 рублей, в нарушение требований п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусматривающего перерасчет платы за отопление, в случае, если ее расчет осуществляется по нормативу в необорудованном общедомовыми приборами учета доме.
ОАО "УЖХ Калининского района" выдано предписание от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131, где предложено устранить нарушения начисления размера платы за отопление по многоквартирному дому N 24/3 по ул. Ферина г. Уфа за 2014 год, указанные в акте проверки (т. 1, л.д. 26).
ОАО "УЖХ Калининского района", считая вышеуказанное предписание не соответствующим закону и подлежащим отмене, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не представлены доказательства, свидетельствующие о неверном расчете обществом размера платы за тепловую энергию в 2014 году, предписание не содержит конкретных требований, а потому неисполнимо.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством в целях обеспечения баланса экономических интересов производителя тепловой энергии и потребителя предусмотрено два способа начисления платы за отопление: по нормативу и по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии (при наличии таких приборов, соответствующих требованиям законодательства).
Как следует из материалов дела, в соответствии с предоставленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" правом Правительство Республики Башкортостан постановлением от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" постановило исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Согласно подп. б) п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, который гласит:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При этом подп. б) п. 21 Правил N 307 также предусмотрено, что исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому:
размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) один раз в год корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = P x ----- - P , (далее - формула 8)
o2.i k.пр S fn.i
D
где:
- P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, управляющая организация вправе по окончании расчетного года, в данном случае 2014 года, произвести корректировку размера платы за тепловую энергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Данное правило закреплено также в п. 22 Правил N 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно подп. а) п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, который гласит:
размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Исходя из данных норм, определяющим для выбора способа определения платы за тепло является оборудование дома общедомовыми приборами учета, а также их исправность в течение отчетного года.
При этом апелляционный суд полагает, что в случае, если многоквартирный дом был оборудован общедомовыми приборами учета, размер платы за текущий год подлежит определению по формуле 7, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Если впоследствии установлено, что сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год отсутствуют, в том числе в виду не прохождения поверки счетчиков, их неисправности в определенные периоды, размер платы подлежит корректировке, но не по формуле 8, а по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 24/3 по ул. Ферина г. Уфа оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии - вычислителями количества теплоты ВКТ-7 с заводскими номерами N 73793, N 72148, расположенными, соответственно, на узлах подачи тепла N 1, N 2, в связи с чем по общему правилу расчет платы за отопление должен производиться в порядке, установленном подп. б) п. 21 Правил N 307, то есть в течение 2014 года по формуле 7 (по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год) с последующей корректировкой по формуле 8 (исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета).
В соответствии с данным правилом в течение 2014 года расчет платы за отопления осуществлялся управляющей организацией с применением формулы 7 Правил N 307, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и составил 1 704 450,07 рублей.
При этом как следует из представленного МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан пояснения и реестра размер начисленной жильцам платы уменьшен на размер корректировки платы за 2013 год на 159 766,10 рублей.
Кроме того, в связи с тем, что в июне, июле и августе 2014 года управляющая организация ошибочно производила расчет платы по тарифу, установленному на январь - май 2014 года (1075,88 рублей), в то время как Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.05.2014 N 118 на июнь установлен тариф в размере 1 485,64 рублей, а с 01.07.2014 - в размере 1552,32 рублей, гражданам в октябре, ноябре, декабре дополнительно предъявлено 157 196,67 рублей.
Впоследствии 28.08.2015 общество на основании подп. б) п. 21 Правил N 307 письмом N 10039 обратилось к МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой произвести корректировку платы за отопление в спорном доме за 2014 года на сумму 225 157,40 рублей, предъявив ее потребителям равными долями с сентября по декабрь 2015 года (т. 1, л.д. 30). Указанный перерасчет произведен на основании сведений, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети", о фактически поставленном объеме теплоносителя в спорный дом.
Как установлено в ходе проверки и не оспаривается сторонами, общедомовые приборы учета тепловой энергии ВКТ-7 с заводскими номерами N 73793, N 72148, установленные в спорном доме, не были допущены к эксплуатации для расчетов за потребляемую тепловую энергию на отопительные периоды 2014 года. В материалах дела отсутствуют отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, позволяющие установить объем потребленного теплоносителя за весь период 2014 года. Имеющиеся отчеты содержат изъятия отдельных периодов, которые сторонами не восполнены.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший 2014 год в спорном многоквартирном доме, в связи с чем подлежит применению правило, установленное подп. б) п. 21 Правил N 307, подп. 2 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам, которым предусмотрено, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по формуле 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
При этом из системного анализа указанных положений, а также исходя из продекларированной Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ необходимости обеспечения баланса экономических интересов производителя тепловой энергии и потребителя, апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год не исключает предусмотренную подп. б) п. 21 Правил N 307 обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление, которая в таком случае осуществляется исходя из разницы между размером платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год, определенной по формуле 7 и размером платы за отопление, определяемым по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Иное толкование п. 19 и подп. б) п. 21 Правил N 307, как исключающее возможность корректировки размера платы за отопление, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, нарушает баланс интересов производителя тепловой энергии и потребителя, поскольку размер платы, рассчитанной при оборудовании дома многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета (исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год) может существенно отличаться от размера платы, рассчитанной, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год (исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление) в ту или иную сторону.
Между тем, уполномоченный орган, выявив в ходе проверки отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший 2014 год в спорном многоквартирном доме, в виду не введения в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, не произвел перерасчет платы за отопление в соответствии с формулой 1 (исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), как это предусмотрено подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, сделав неверный вывод, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, определенных исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, корректировка размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 не производится.
Тот факт, что общество в течение 2014 года предъявляло гражданам плату в размере определенном по формуле 7 по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а равно и по заниженному нормативу не может исключать право управляющей организации скорректировать размер платы за истекший год исходя из фактически действующих в указанный период нормативов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что общество правомерно на основании подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по окончании 2014 года произвело корректировку размера платы за отопление.
Как усматривается из акта проверки, правильность расчета размера корректировки платы за отопление в сумме 225 157,40 рублей жилищной инспекцией в ходе проверки не проверялась и не опровергнута.
Между тем апелляционный суд произвел расчет размера платы за отопление по формуле 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, исходя из имеющихся в материалах дела сведений о площади жилых помещений в спорном доме (7583,5 кв. м), норматива отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 N 1560 для 9-этажного дома, а также тарифов на соответствующие месяцы, установленных Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.12.2013 N 834 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При этом Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 N 1560 для 9-этажного дома был установлен норматив отопления для населения - 0,0194 Гкал/кв. м жилой площади.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15.10.2012 N 267 в указанное Постановление внесены изменения, норматив отопления для населения уменьшен 0,0152 Гкал/кв. м жилой площади.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 N 49-АПГ14-6 признано недействующим в части приложения постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 г. N 267 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 г. N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" с момента вступления решения суда в законную силу.
Исходя из данных обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу, что в период с января по июнь 2014 года норматив отопления для населения г. Уфа составлял 0,0152 Гкал/кв. м жилой площади, с июля по декабрь 2014 года - 0,0194 Гкал/кв. м жилой площади.
Соответственно, размер платы за отопление по спорному дому, рассчитанный исходя из норматива отопления по формуле 1, за 2014 год составил 2 161 503,97 рублей:
Норматив отопления,
Тариф,
Плата за отопление,
Соответственно предъявленная потребителям корректировка платы за отопление за 2014 год в размере 225 157,40 рублей (1 704 450,07 рублей + 225 157,40 рублей) не превышает размера подлежащей начислению за 2014 год платы за отопление, определенной по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, как это требует в акте уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах, у комитета отсутствовали основания для вывода о неправомерности предъявления в сентябре - декабре 2015 года гражданам скорректированного размера платы за отопление на сумму 225 157,40 рублей, поскольку общий размер предъявленной гражданам платы с учетом корректировки не превысил размера платы за отопление, определенной в соответствии с требованиями п. 19 Правил N 307 по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Вывод об излишнем начислении размера платы за отопление за 2014 год в сумме 225 157,40 рублей не основан на нормах действующего законодательства в области тарифного регулирования и, соответственно, предписание от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131 об устранении указанного нарушения не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку возлагает на него не обусловленную законом обязанность по возврату платы за отопление.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-3605/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 N 18АП-12263/2016 ПО ДЕЛУ N А07-3605/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 18АП-12263/2016
Дело N А07-3605/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-3605/2016 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 26.04.2016),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Кабирова Г.Р. (доверенность от 05.02.2016 N 12), Гузаировна З.М. (доверенность от 01.02.2016 N 7).
Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - истец, общество, ОАО "УЖХ Калининского района", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, комитет, уполномоченный орган) от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131 об устранении нарушений.
Определениями суда от 17.05.2016 и от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" и муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2016 требования удовлетворены, предписание комитета признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылалось на то, что у управляющей организации отсутствовали правовые основания для проведения корректировки размера платы за отопление в спорном доме, поскольку размер платы за потребленное на отопление жилых помещений тепло подлежал определению по нормативу, поскольку дом в проверяемом периоде не был оборудован общедомовым прибором учета тепла.
При этом при использовании норматива, перерасчет платы не производится.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЖХ Калининского района" является управляющей компанией жилого дома N 24/3 по ул. Ферина в г. Уфа.
На основании распоряжения Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 14.12.2015 N 10854 по обращению жителя дома N 24/3 по ул. Ферина в г. Уфа, Республика Башкортостан, административным органом в период с 18 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении управляющей организации ОАО "УЖХ Калининского района" по вопросу правильности начисления размера платы по коммунальной услуге - отопление (т. 1, л.д. 39-40).
Результаты проверки оформлены актом от 28.12.2015 N 15-10854-148, в котором зафиксировано нарушение в виде излишнего начисления платы за отопление за 2014 г. в сумме 225 157,40 рублей (т. 1, л.д. 39-40).
Уполномоченный орган посчитал неправомерным предъявление в сентябре - декабре 2015 года гражданам скорректированного размера платы за отопление на сумму 225 157,40 рублей, в нарушение требований п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусматривающего перерасчет платы за отопление, в случае, если ее расчет осуществляется по нормативу в необорудованном общедомовыми приборами учета доме.
ОАО "УЖХ Калининского района" выдано предписание от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131, где предложено устранить нарушения начисления размера платы за отопление по многоквартирному дому N 24/3 по ул. Ферина г. Уфа за 2014 год, указанные в акте проверки (т. 1, л.д. 26).
ОАО "УЖХ Калининского района", считая вышеуказанное предписание не соответствующим закону и подлежащим отмене, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не представлены доказательства, свидетельствующие о неверном расчете обществом размера платы за тепловую энергию в 2014 году, предписание не содержит конкретных требований, а потому неисполнимо.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством в целях обеспечения баланса экономических интересов производителя тепловой энергии и потребителя предусмотрено два способа начисления платы за отопление: по нормативу и по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии (при наличии таких приборов, соответствующих требованиям законодательства).
Как следует из материалов дела, в соответствии с предоставленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" правом Правительство Республики Башкортостан постановлением от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" постановило исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Согласно подп. б) п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, который гласит:
размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P{\sub o.i.{\super = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (далее - формула 7)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При этом подп. б) п. 21 Правил N 307 также предусмотрено, что исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому:
размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) один раз в год корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = P x ----- - P , (далее - формула 8)
o2.i k.пр S fn.i
D
где:
- P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, управляющая организация вправе по окончании расчетного года, в данном случае 2014 года, произвести корректировку размера платы за тепловую энергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Данное правило закреплено также в п. 22 Правил N 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно подп. а) п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, который гласит:
размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i.{\super = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (далее - формула 1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Исходя из данных норм, определяющим для выбора способа определения платы за тепло является оборудование дома общедомовыми приборами учета, а также их исправность в течение отчетного года.
При этом апелляционный суд полагает, что в случае, если многоквартирный дом был оборудован общедомовыми приборами учета, размер платы за текущий год подлежит определению по формуле 7, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Если впоследствии установлено, что сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год отсутствуют, в том числе в виду не прохождения поверки счетчиков, их неисправности в определенные периоды, размер платы подлежит корректировке, но не по формуле 8, а по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 24/3 по ул. Ферина г. Уфа оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии - вычислителями количества теплоты ВКТ-7 с заводскими номерами N 73793, N 72148, расположенными, соответственно, на узлах подачи тепла N 1, N 2, в связи с чем по общему правилу расчет платы за отопление должен производиться в порядке, установленном подп. б) п. 21 Правил N 307, то есть в течение 2014 года по формуле 7 (по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год) с последующей корректировкой по формуле 8 (исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета).
В соответствии с данным правилом в течение 2014 года расчет платы за отопления осуществлялся управляющей организацией с применением формулы 7 Правил N 307, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и составил 1 704 450,07 рублей.
При этом как следует из представленного МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан пояснения и реестра размер начисленной жильцам платы уменьшен на размер корректировки платы за 2013 год на 159 766,10 рублей.
Кроме того, в связи с тем, что в июне, июле и августе 2014 года управляющая организация ошибочно производила расчет платы по тарифу, установленному на январь - май 2014 года (1075,88 рублей), в то время как Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.05.2014 N 118 на июнь установлен тариф в размере 1 485,64 рублей, а с 01.07.2014 - в размере 1552,32 рублей, гражданам в октябре, ноябре, декабре дополнительно предъявлено 157 196,67 рублей.
Впоследствии 28.08.2015 общество на основании подп. б) п. 21 Правил N 307 письмом N 10039 обратилось к МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой произвести корректировку платы за отопление в спорном доме за 2014 года на сумму 225 157,40 рублей, предъявив ее потребителям равными долями с сентября по декабрь 2015 года (т. 1, л.д. 30). Указанный перерасчет произведен на основании сведений, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети", о фактически поставленном объеме теплоносителя в спорный дом.
Как установлено в ходе проверки и не оспаривается сторонами, общедомовые приборы учета тепловой энергии ВКТ-7 с заводскими номерами N 73793, N 72148, установленные в спорном доме, не были допущены к эксплуатации для расчетов за потребляемую тепловую энергию на отопительные периоды 2014 года. В материалах дела отсутствуют отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, позволяющие установить объем потребленного теплоносителя за весь период 2014 года. Имеющиеся отчеты содержат изъятия отдельных периодов, которые сторонами не восполнены.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший 2014 год в спорном многоквартирном доме, в связи с чем подлежит применению правило, установленное подп. б) п. 21 Правил N 307, подп. 2 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам, которым предусмотрено, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по формуле 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
При этом из системного анализа указанных положений, а также исходя из продекларированной Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ необходимости обеспечения баланса экономических интересов производителя тепловой энергии и потребителя, апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год не исключает предусмотренную подп. б) п. 21 Правил N 307 обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление, которая в таком случае осуществляется исходя из разницы между размером платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год, определенной по формуле 7 и размером платы за отопление, определяемым по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Иное толкование п. 19 и подп. б) п. 21 Правил N 307, как исключающее возможность корректировки размера платы за отопление, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, нарушает баланс интересов производителя тепловой энергии и потребителя, поскольку размер платы, рассчитанной при оборудовании дома многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета (исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год) может существенно отличаться от размера платы, рассчитанной, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год (исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление) в ту или иную сторону.
Между тем, уполномоченный орган, выявив в ходе проверки отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший 2014 год в спорном многоквартирном доме, в виду не введения в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, не произвел перерасчет платы за отопление в соответствии с формулой 1 (исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), как это предусмотрено подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, сделав неверный вывод, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, определенных исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, корректировка размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 не производится.
Тот факт, что общество в течение 2014 года предъявляло гражданам плату в размере определенном по формуле 7 по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а равно и по заниженному нормативу не может исключать право управляющей организации скорректировать размер платы за истекший год исходя из фактически действующих в указанный период нормативов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что общество правомерно на основании подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по окончании 2014 года произвело корректировку размера платы за отопление.
Как усматривается из акта проверки, правильность расчета размера корректировки платы за отопление в сумме 225 157,40 рублей жилищной инспекцией в ходе проверки не проверялась и не опровергнута.
Между тем апелляционный суд произвел расчет размера платы за отопление по формуле 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, исходя из имеющихся в материалах дела сведений о площади жилых помещений в спорном доме (7583,5 кв. м), норматива отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 N 1560 для 9-этажного дома, а также тарифов на соответствующие месяцы, установленных Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.12.2013 N 834 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При этом Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 N 1560 для 9-этажного дома был установлен норматив отопления для населения - 0,0194 Гкал/кв. м жилой площади.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15.10.2012 N 267 в указанное Постановление внесены изменения, норматив отопления для населения уменьшен 0,0152 Гкал/кв. м жилой площади.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 N 49-АПГ14-6 признано недействующим в части приложения постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 г. N 267 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 г. N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" с момента вступления решения суда в законную силу.
Исходя из данных обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу, что в период с января по июнь 2014 года норматив отопления для населения г. Уфа составлял 0,0152 Гкал/кв. м жилой площади, с июля по декабрь 2014 года - 0,0194 Гкал/кв. м жилой площади.
Соответственно, размер платы за отопление по спорному дому, рассчитанный исходя из норматива отопления по формуле 1, за 2014 год составил 2 161 503,97 рублей:
Норматив отопления,
Тариф,
Плата за отопление,
Соответственно предъявленная потребителям корректировка платы за отопление за 2014 год в размере 225 157,40 рублей (1 704 450,07 рублей + 225 157,40 рублей) не превышает размера подлежащей начислению за 2014 год платы за отопление, определенной по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, как это требует в акте уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах, у комитета отсутствовали основания для вывода о неправомерности предъявления в сентябре - декабре 2015 года гражданам скорректированного размера платы за отопление на сумму 225 157,40 рублей, поскольку общий размер предъявленной гражданам платы с учетом корректировки не превысил размера платы за отопление, определенной в соответствии с требованиями п. 19 Правил N 307 по формуле 1, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Вывод об излишнем начислении размера платы за отопление за 2014 год в сумме 225 157,40 рублей не основан на нормах действующего законодательства в области тарифного регулирования и, соответственно, предписание от 28.12.2015 N ЦО-15-148-131 об устранении указанного нарушения не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку возлагает на него не обусловленную законом обязанность по возврату платы за отопление.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-3605/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.П.СКОБЕЛКИН
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.П.СКОБЕЛКИН
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)