Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 02АП-7305/2017 ПО ДЕЛУ N А17-4902/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А17-4902/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ОПОРА"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2017 по делу N А17-4902/2017, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ОПОРА" (ОГРН 1103702023490; ИНН 3702629780)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН 1063702132889; ИНН 3702092230)
о признании недействительным предписания,
установил:

закрытое акционерное общество "Управляющая компания "ОПОРА" (далее - заявитель, ЗАО "УК "ОПОРА", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, Служба) о признании недействительным и отмене предписания от 17.05.2017 N 33-о.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "УК "ОПОРА" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции является незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального права, заявитель также отмечает несоответствие выводов суда, изложенных в решении от 31.07.2017, обстоятельствам дела.
ЗАО "УК "ОПОРА" считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирного дома, обязано выполнять работы по вводу в эксплуатацию общедомовых узлов учета как одно из мероприятий по повышению энергетической эффективности. Общество указывает, что в соответствии с положениями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ, Закон об энергосбережении) обязанность по надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета возложена на собственников помещений в многоквартирном доме; при этом в случаях неисполнения собственниками возложенных на них обязанностей к эксплуатации приборов учета обязаны приступить ресурсоснабжающие организации с отнесением соответствующих расходов на собственников помещений в многоквартирном доме; управляющие организации не являются субъектами данных правоотношений. Общество обращает внимание, что специфика деятельности управляющих организаций (содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах) не позволяет заявителю, как организации, не производящей поставку коммунальных ресурсов и не имеющей в своем штате соответствующих специалистов, обеспечивать надлежащую эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Общество указывает, что оно неправомерно названо судом первой инстанции владельцем узла учета. В обоснование своей позиции ЗАО "УК "ОПОРА" ссылается на положения пунктов 62, 63 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034). Данные нормы предусматривают ввод в эксплуатацию узла учета комиссией, созданной владельцем узла учета, в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя и представителя организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Ивгосжилинспекция в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность доводов ЗАО "УК "ОПОРА", настаивает на оставлении решения Арбитражного суда Ивановской области без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Более подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 20.04.2017 по 17.05.2017 на основании приказа 635 от 20.04.2017 Службой проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении N вх-3465-019/1-14 от 28.03.2017 по вопросу ненадлежащего содержания общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 13 по Кохомскому шоссе города Иванова (далее - МКД N 13).
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 5.1.2, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) заявителем не принято необходимых и своевременных мер по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в МКД N 13.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.05.2017 N 58-о.
17.05.2017 Обществу выдано предписание N 33-о, обязывающее в срок до 30.06.2017 обеспечить ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в названном доме, а также его надлежащую эксплуатацию.
Полагая, что выданное Службой предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает экономические права и свободы Общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 161, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 2, 10, 11, 16, 17 Правил N 491, пункта 11 статьи 2, пункта 7 статьи 9, части 4 статьи 12, частей 1, 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ пришел к выводу, что ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя и его надлежащая эксплуатация является обязанностью управляющей организации ЗАО "УК "ОПОРА".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного надзора по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 261-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом ввод прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее завершающим этапом.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УК "ОПОРА" на основании пункта 3.1.1 договора управления многоквартирным домом от 09.09.2014 выполняет функции управления в отношении многоквартирного дома по адресу:
г. Иваново, Кохомское шоссе, д. 13.
Таким образом, Общество, независимо от действий собственников многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
По условиям договора управления названного выше многоквартирного дома управляющая компания взяла на себя обязанности по управлению общим имуществом в данном многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации, а также обязалась оказывать услуги по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном (пункт 3.1.2 договора управления). Приложением N 1 к договору определен состав общего имущества многоквартирного дома.
Указанное приложение к договору к общему имуществу многоквартирного дома относит сети теплоснабжения, бойлерные (теплообменник).
В перечне работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества указаны содержание и техническое обслуживание внутридомового инженерного оборудования (пункт 5 Приложения N 4 к договору).
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом по указанному адресу оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; при этом информация о вводе в эксплуатацию узла учета тепловой энергии отсутствует.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Специальной процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем в силу вышеназванных норм права общедомовой прибор учета с момента установки включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 61, 62 Правил N 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Исходя из пункта 63 Правил N 1034 обязанность по созданию комиссии по вводу узла учета в эксплуатацию, поверке узла учета лежит на владельце узла учета.
С момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем собственников помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом".
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что действия по вводу в эксплуатацию данных приборов учета должны быть возложены на собственников помещений в многоквартирном доме, либо ресурсоснабжающую организацию, являются несостоятельными.
Утверждение заявителя о том, что согласно договорам управления работы по вводу в эксплуатацию общедомового узла учета не входят в число работ, выполняемых управляющей организацией, подлежит отклонению как противоречащее материалам дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание, обязывающее ЗАО "УК "ОПОРА" обеспечить ввод в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 13 по Кохомскому шоссе города Иванова, а также его надлежащую эксплуатацию, соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2017 по делу N А17-4902/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ОПОРА" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2017 по делу N А17-4902/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ОПОРА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
Е.В.МИНАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)