Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8"; от ответчиков, Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск"; от третьего лица, некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике": представители не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 апреля 2016 года
по делу N А71-9452/2015,
принятое судьей Морозовой Н.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третье лицо: некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике"
о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги, неустойки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее - Управление имущественных отношений) о взыскании 81 282 руб. 19 коп. задолженности за оказанные в период с 01.05.2012 по 30.06.2015 коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января в г. Ижевске, в котором расположено принадлежащее муниципальному образованию нежилое помещение, пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за период с 01.12.2014 по 14.08.2015, в сумме 5 663 руб. 62 коп. с последующим их взысканием по день фактической оплаты долга.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.08.2015 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2015 соответствии со статьей 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Город Ижевск" (далее - МО "Город Ижевск") в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация города Ижевска).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2016 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (далее - Фонд капитального ремонта общего имущества).
До вынесения решения истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, которое рассмотрено судом первой инстанции и удовлетворено в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании 76 156 руб. 37 коп. задолженности за оказанные в период с 01.08.2012 по 30.06.2015 коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января в г. Ижевске, в котором расположено принадлежащее муниципальному образованию нежилое помещение, 19 095 руб. 87 коп. пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11.09.2012 по 27.04.2016, с последующим их взысканием по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 95 252 руб. 24 коп., из которых 76 156 руб. 37 коп. долг, 19 095 руб. 87 коп. неустойка с последующим начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная с 28 апреля 2016 года по день фактической оплаты долга, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3 478 руб. В доход федерального бюджета с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны МО "Город Ижевск" взыскано 332 руб. 09 коп. государственной пошлины. В удовлетворении требований к Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
Полагает, что судом не учтены изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 25.11.2012 N 271-ФЗ, в соответствии с которыми денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора. Согласно протоколу общего собрания собственников дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска 26.08.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете у Регионального оператора. Истец при этом не предоставлял доказательств фактических расходов, понесенных им на капитальный ремонт. Следовательно, денежные средства по делу не могли быть взысканы на счет истца.
Также заявитель указывает, что в нарушение установленного порядка внесения взносов на капитальный ремонт за 4 дня февраля 2015 года денежные средства взысканы в пользу истца.
Истец, ООО УК "ЖРП N 8", в письменном отзыве на жалобу опровергает доводы апеллянта, отмечая, что спорная задолженность ответчика образовалась до 01.02.2015, то есть до начала срока взыскания взносов по капитальному ремонту на специализированный счет либо на счет регионального оператора, следовательно, задолженность по капитальному ремонту, возникшая до 01.02.2015, должна быть взыскана в пользу истца.
Администрация города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и Фонд капитального ремонта общего имущества письменные отзывы на жалобу не представили.
В судебное заседание 09.08.2016 участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09.08.2016 объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 10.08.2016.
В заседание суда апелляционной инстанции 10.08.2016 участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
ООО УК "ЖРП N 8" направлено в апелляционный суд ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп., в котором истец просит взыскать с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска задолженность в размере 76 137 руб. 15 коп., пени в сумме 19 093 руб. 34 коп. за период с 11.09.2012 по 27.04.2016 с последующим их взысканием по день фактической уплаты долга.
Заявленное ООО УК "ЖРП N 8" ходатайство о частичном отказе от исковых требований принято апелляционным судом к рассмотрению.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом положений статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска принято решение о выборе способа управления управляющей организацией, в качестве управляющей организации избрано ООО УК "ЖРП N 8" (протокол общего собрания собственников помещений N 1 от 30.03.2012).
Нежилое помещение общей площадью 65,7 кв. м, расположенное в указанном доме, находится в муниципальной собственности МО "Город Ижевск" (выписка из реестра муниципального имущества города Ижевска N 92 от 27.01.2014).
ООО УК "ЖРП N 8" в период с 01.08.2012 по 30.06.2015 предоставляло коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска.
По расчету истца общая стоимость оказанных услуг за данный период составила 76 159 руб. 37 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Предъявленные счета ответчиками не оплачены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11.09.2012 по 27.04.2016, в сумме 19 095 руб. 87 коп. (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований).
Учитывая, что в силу положений действующего законодательства обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома возложены на собственника имущества, в рассматриваемом споре надлежащим ответчиком является МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования к Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений.
Установив, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещения расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период с 30 ноября 2013 года по январь 2015 года не установлен региональной программой капитального ремонта в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, принятой Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; до указанной даты у Фонда капитального ремонта общего имущества отсутствовали правовые основания для принятия от собственников помещений взносов на капитальный ремонт. Удовлетворяя заявленные требования о взыскании долга и пеней с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, суд первой инстанции исходил из предусмотренной законом обязанности ответчика как собственника нежилого помещения нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оплате коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды; доказанности факта оказания истцом ответчику жилищно-коммунальных услуг и их стоимости; отсутствия доказательств оплаты долга в сумме 76 156 руб. 37 коп.; обоснованности требования о взыскании пеней, правильности расчета их размера.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене в части в связи с отказом ООО УК "ЖРП N 8" от части исковых требования.
ООО УК "ЖРП N 8" представило в апелляционный суд ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что отказ от исковых требований ООО УК "ЖРП N 8" в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп. заявлен уполномоченным представителем ООО УК "ЖРП N 8" (Тихоновой Т.В., действующей на основании доверенности от 12.08.2015), не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что частичный отказ от иска должен быть принят.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года в указанной части подлежит отмене, а производство по делу в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп. - прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционная жалоба Администрации города Ижевска удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание положения статей 210, 214, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, суд первой инстанции правомерно признал, что действующее гражданское и жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества; обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы за содержание и ремонт, за коммунальные услуги.
Предъявление к оплате стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорный период соответствует положениям статей 153, 155 ЖК РФ, пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и является обоснованным.
Сторонами не оспаривается, что в спорном доме в заявленный период управление осуществляло ООО УК "ЖРП N 8".
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Отсутствие у ответчика самостоятельного договора управления, заключенного с истцом, не является основанием освобождения от обязательства по несению соответствующих расходов и оплате их истцу, как управляющей организации и исполнителю коммунальных услуг, поскольку соответствующее обязательство возникло у ответчика в силу закона, и он обязан его исполнять, оплачивать такой организации работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общедомового имущества. Также собственник помещения в жилом доме обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в собственности, и собственных расходов на коммунальные услуги. Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе содержания многоквартирного жилого дома, он должен их оплачивать. Несмотря на отсутствие договорных отношений между сторонами спора, уклонение от оплаты услуг по содержанию многоквартирных домов влечет неосновательное обогащение ответчика за счет истца в размере сбереженных вследствие этого денежных средств.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, апелляционным судом учтена (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Факт оказания истцом соответствующих жилищно-коммунальных услуг подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается (статьи 9, 65 АПК РФ).
В материалы дела представлен детализированный расчет задолженности, из которого следует, что расчет задолженности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен, исходя из тарифов, установленных решениями собственников многоквартирного дома и распоряжениями Администрации города Ижевска N 693 от 26.06.2013, N 705 от 26.06.2014. Расчет задолженности произведен путем умножения соответствующего тарифа на общую площадь нежилого помещения и соответствующее количество месяцев задолженности, что является верным. Методика расчета задолженности признана судом обоснованной, поскольку соответствует методике определения стоимости по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
Правильность указанного вывода суда апеллянтом не опровергнута.
Расчет стоимости коммунальных услуг ответчиком не оспорен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Заявленные ответчиком возражения относительно неправомерности требования истца о взыскании в свою пользу платежей на капитальный ремонт, который истцом не осуществлялся до февраля 2015 года, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Ссылки ответчика об отмене ежемесячного сбора - платы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 5,10 руб. правильно не приняты судом первой инстанции, поскольку согласно подлиннику протокола от 24.06.2014 (копия которого приобщена к материалам дела) собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об отмене ежемесячного сбора с 01.02.2015 (вопрос 3).
Истец являясь управляющей организацией, в силу закона обязан осуществлять сбор денежных средств с собственников помещений для надлежащего исполнения своих обязательств по договорам управления многоквартирным домом, в том числе и в части сбора платы на капитальный ремонт, поскольку решения собственников, отменяющих обязанность по внесению управляющей организации денежных средств на проведение капитального ремонта, в материалы дела не представлены (статьи 9, 65 АПК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась статьей 158 ЖК РФ. Одновременно с этим, собственникам помещений предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 статьи 137, части 5 статьи 155, статьи 158 ЖК РФ).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике.
Из указанной программы усматривается, что заказчиком программы является Правительство Удмуртской Республики, разработчиком программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Удмуртской Республике; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; улучшение эксплуатационных общего имущества; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: постоянно действующая.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом и не опровергнуто апеллянтом, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике была принята Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, с 01.02.2015 денежные средства на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не принявших решения о способе формирования фонда капитального ремонта, подлежат аккумулированию на счете регионального оператора (Фонд капитального ремонта общего имущества), при разрешении настоящего спора не учел период образования задолженности ответчика по внесению платы на капитальный ремонт. Принимая во внимание, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период до февраля 2015 года не установлен указанной ранее региональной программой капитального ремонта, суд приходит к выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (вопрос 3 протокола общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 24.06.2014).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта возникла у собственников помещений в спорном многоквартирном доме с 01.02.2015. До указанной даты у Фонда капитального ремонта общего имущества отсутствовали правовые основания для принятия от собственников помещений взносов на капитальный ремонт.
Доводы апеллянта о неправомерном взыскании в пользу истца взносов на капитальный ремонт за 4 дня февраля 2015 года не могут быть приняты в качестве основания для изменения обжалуемого судебного акта, в связи с тем, что истцом заявлен отказ от части исковых требований в данной части, который принят апелляционным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая отсутствие доказательств выполнения ответчиком обязательств по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, требования ООО УК "ЖРП N 8" о взыскании с МО "Город Ижевск" в лице Администрация города Ижевска за счет казны муниципального образования долга в размере 76 137 руб. 15 коп. правомерны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, требование истца о взыскании с ответчика пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ, заявлены также обоснованно.
По расчету истца за период с 11.09.2012 по 27.04.2016 размер пеней составляет 19 093 руб. 34 коп. (с учетом принятого апелляционным судом отказа от части исковых требований).
Расчет пеней проверен судом апелляционной инстанции, признан правильным. Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена (статья 65 АПК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, требование истца в части взыскания 19 093 руб. 34 коп. пеней также является обоснованным на основании статей 329, 330, 331 ГК РФ, части 14 статьи 155 ЖК РФ и правомерно удовлетворено в указанной сумме.
Требование истца о взыскании с ответчика пеней с 28.04.2016 по день фактической оплаты долга не противоречит положениям статьи 155 ЖК РФ, пункту 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы приводит доводы, не опровергающие выводы арбитражного суда первой инстанции, а выражающие несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года подлежит отмене в части в связи с заявленным истцом и принятым судом апелляционной инстанции отказом от части исковых требований. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Порядок распределения судебных расходов предусмотрен статьей 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом принятого судом апелляционной инстанции отказа от части исковых требований цена иска составляет 95 230 руб. 49 коп., уплате в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 3 809 руб. 00 коп. (статья 52, пункт 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
При обращении с иском ООО УК "ЖРП N 8" уплачена государственная пошлина в размере 3 478 руб. (т. 1 л.д. 9).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Принимая во внимание, что заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3 478 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (пункты 13, 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344) от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года по делу N А71-9452/2015 отменить в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции.
"Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137) за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344) 95 230 руб. 49 коп., из которых 76 137 руб. 15 коп. - долг, 19 093 руб. 34 коп. - неустойка с последующим ее начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная с 28 апреля 2016 года по день фактической оплаты долга, а также 3 478 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552) отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 17АП-8971/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-9452/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. N 17АП-8971/2016-ГК
Дело N А71-9452/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8"; от ответчиков, Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск"; от третьего лица, некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике": представители не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 апреля 2016 года
по делу N А71-9452/2015,
принятое судьей Морозовой Н.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третье лицо: некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике"
о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги, неустойки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее - Управление имущественных отношений) о взыскании 81 282 руб. 19 коп. задолженности за оказанные в период с 01.05.2012 по 30.06.2015 коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января в г. Ижевске, в котором расположено принадлежащее муниципальному образованию нежилое помещение, пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за период с 01.12.2014 по 14.08.2015, в сумме 5 663 руб. 62 коп. с последующим их взысканием по день фактической оплаты долга.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.08.2015 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2015 соответствии со статьей 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Город Ижевск" (далее - МО "Город Ижевск") в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация города Ижевска).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2016 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (далее - Фонд капитального ремонта общего имущества).
До вынесения решения истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, которое рассмотрено судом первой инстанции и удовлетворено в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании 76 156 руб. 37 коп. задолженности за оказанные в период с 01.08.2012 по 30.06.2015 коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января в г. Ижевске, в котором расположено принадлежащее муниципальному образованию нежилое помещение, 19 095 руб. 87 коп. пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11.09.2012 по 27.04.2016, с последующим их взысканием по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны МО "Город Ижевск" в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 95 252 руб. 24 коп., из которых 76 156 руб. 37 коп. долг, 19 095 руб. 87 коп. неустойка с последующим начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная с 28 апреля 2016 года по день фактической оплаты долга, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3 478 руб. В доход федерального бюджета с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны МО "Город Ижевск" взыскано 332 руб. 09 коп. государственной пошлины. В удовлетворении требований к Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
Полагает, что судом не учтены изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 25.11.2012 N 271-ФЗ, в соответствии с которыми денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и не израсходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора. Согласно протоколу общего собрания собственников дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска 26.08.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете у Регионального оператора. Истец при этом не предоставлял доказательств фактических расходов, понесенных им на капитальный ремонт. Следовательно, денежные средства по делу не могли быть взысканы на счет истца.
Также заявитель указывает, что в нарушение установленного порядка внесения взносов на капитальный ремонт за 4 дня февраля 2015 года денежные средства взысканы в пользу истца.
Истец, ООО УК "ЖРП N 8", в письменном отзыве на жалобу опровергает доводы апеллянта, отмечая, что спорная задолженность ответчика образовалась до 01.02.2015, то есть до начала срока взыскания взносов по капитальному ремонту на специализированный счет либо на счет регионального оператора, следовательно, задолженность по капитальному ремонту, возникшая до 01.02.2015, должна быть взыскана в пользу истца.
Администрация города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и Фонд капитального ремонта общего имущества письменные отзывы на жалобу не представили.
В судебное заседание 09.08.2016 участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09.08.2016 объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 10.08.2016.
В заседание суда апелляционной инстанции 10.08.2016 участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
ООО УК "ЖРП N 8" направлено в апелляционный суд ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп., в котором истец просит взыскать с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска задолженность в размере 76 137 руб. 15 коп., пени в сумме 19 093 руб. 34 коп. за период с 11.09.2012 по 27.04.2016 с последующим их взысканием по день фактической уплаты долга.
Заявленное ООО УК "ЖРП N 8" ходатайство о частичном отказе от исковых требований принято апелляционным судом к рассмотрению.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом положений статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска принято решение о выборе способа управления управляющей организацией, в качестве управляющей организации избрано ООО УК "ЖРП N 8" (протокол общего собрания собственников помещений N 1 от 30.03.2012).
Нежилое помещение общей площадью 65,7 кв. м, расположенное в указанном доме, находится в муниципальной собственности МО "Город Ижевск" (выписка из реестра муниципального имущества города Ижевска N 92 от 27.01.2014).
ООО УК "ЖРП N 8" в период с 01.08.2012 по 30.06.2015 предоставляло коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды, отопление), оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 259 по ул. 9 Января г. Ижевска.
По расчету истца общая стоимость оказанных услуг за данный период составила 76 159 руб. 37 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Предъявленные счета ответчиками не оплачены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11.09.2012 по 27.04.2016, в сумме 19 095 руб. 87 коп. (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований).
Учитывая, что в силу положений действующего законодательства обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома возложены на собственника имущества, в рассматриваемом споре надлежащим ответчиком является МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования к Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений.
Установив, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещения расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период с 30 ноября 2013 года по январь 2015 года не установлен региональной программой капитального ремонта в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, принятой Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; до указанной даты у Фонда капитального ремонта общего имущества отсутствовали правовые основания для принятия от собственников помещений взносов на капитальный ремонт. Удовлетворяя заявленные требования о взыскании долга и пеней с МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, суд первой инстанции исходил из предусмотренной законом обязанности ответчика как собственника нежилого помещения нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, оплате коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды; доказанности факта оказания истцом ответчику жилищно-коммунальных услуг и их стоимости; отсутствия доказательств оплаты долга в сумме 76 156 руб. 37 коп.; обоснованности требования о взыскании пеней, правильности расчета их размера.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене в части в связи с отказом ООО УК "ЖРП N 8" от части исковых требования.
ООО УК "ЖРП N 8" представило в апелляционный суд ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что отказ от исковых требований ООО УК "ЖРП N 8" в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп. заявлен уполномоченным представителем ООО УК "ЖРП N 8" (Тихоновой Т.В., действующей на основании доверенности от 12.08.2015), не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что частичный отказ от иска должен быть принят.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года в указанной части подлежит отмене, а производство по делу в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп. - прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционная жалоба Администрации города Ижевска удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание положения статей 210, 214, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, суд первой инстанции правомерно признал, что действующее гражданское и жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества; обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы за содержание и ремонт, за коммунальные услуги.
Предъявление к оплате стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорный период соответствует положениям статей 153, 155 ЖК РФ, пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и является обоснованным.
Сторонами не оспаривается, что в спорном доме в заявленный период управление осуществляло ООО УК "ЖРП N 8".
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Отсутствие у ответчика самостоятельного договора управления, заключенного с истцом, не является основанием освобождения от обязательства по несению соответствующих расходов и оплате их истцу, как управляющей организации и исполнителю коммунальных услуг, поскольку соответствующее обязательство возникло у ответчика в силу закона, и он обязан его исполнять, оплачивать такой организации работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общедомового имущества. Также собственник помещения в жилом доме обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в собственности, и собственных расходов на коммунальные услуги. Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе содержания многоквартирного жилого дома, он должен их оплачивать. Несмотря на отсутствие договорных отношений между сторонами спора, уклонение от оплаты услуг по содержанию многоквартирных домов влечет неосновательное обогащение ответчика за счет истца в размере сбереженных вследствие этого денежных средств.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, апелляционным судом учтена (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Факт оказания истцом соответствующих жилищно-коммунальных услуг подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается (статьи 9, 65 АПК РФ).
В материалы дела представлен детализированный расчет задолженности, из которого следует, что расчет задолженности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен, исходя из тарифов, установленных решениями собственников многоквартирного дома и распоряжениями Администрации города Ижевска N 693 от 26.06.2013, N 705 от 26.06.2014. Расчет задолженности произведен путем умножения соответствующего тарифа на общую площадь нежилого помещения и соответствующее количество месяцев задолженности, что является верным. Методика расчета задолженности признана судом обоснованной, поскольку соответствует методике определения стоимости по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
Правильность указанного вывода суда апеллянтом не опровергнута.
Расчет стоимости коммунальных услуг ответчиком не оспорен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Заявленные ответчиком возражения относительно неправомерности требования истца о взыскании в свою пользу платежей на капитальный ремонт, который истцом не осуществлялся до февраля 2015 года, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Ссылки ответчика об отмене ежемесячного сбора - платы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 5,10 руб. правильно не приняты судом первой инстанции, поскольку согласно подлиннику протокола от 24.06.2014 (копия которого приобщена к материалам дела) собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об отмене ежемесячного сбора с 01.02.2015 (вопрос 3).
Истец являясь управляющей организацией, в силу закона обязан осуществлять сбор денежных средств с собственников помещений для надлежащего исполнения своих обязательств по договорам управления многоквартирным домом, в том числе и в части сбора платы на капитальный ремонт, поскольку решения собственников, отменяющих обязанность по внесению управляющей организации денежных средств на проведение капитального ремонта, в материалы дела не представлены (статьи 9, 65 АПК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась статьей 158 ЖК РФ. Одновременно с этим, собственникам помещений предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 статьи 137, части 5 статьи 155, статьи 158 ЖК РФ).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный Закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике.
Из указанной программы усматривается, что заказчиком программы является Правительство Удмуртской Республики, разработчиком программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Удмуртской Республике; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; улучшение эксплуатационных общего имущества; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: постоянно действующая.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом и не опровергнуто апеллянтом, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике была принята Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, с 01.02.2015 денежные средства на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не принявших решения о способе формирования фонда капитального ремонта, подлежат аккумулированию на счете регионального оператора (Фонд капитального ремонта общего имущества), при разрешении настоящего спора не учел период образования задолженности ответчика по внесению платы на капитальный ремонт. Принимая во внимание, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на период до февраля 2015 года не установлен указанной ранее региональной программой капитального ремонта, суд приходит к выводу о том, что в данном случае продолжают действовать принятые ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (вопрос 3 протокола общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 24.06.2014).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта возникла у собственников помещений в спорном многоквартирном доме с 01.02.2015. До указанной даты у Фонда капитального ремонта общего имущества отсутствовали правовые основания для принятия от собственников помещений взносов на капитальный ремонт.
Доводы апеллянта о неправомерном взыскании в пользу истца взносов на капитальный ремонт за 4 дня февраля 2015 года не могут быть приняты в качестве основания для изменения обжалуемого судебного акта, в связи с тем, что истцом заявлен отказ от части исковых требований в данной части, который принят апелляционным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая отсутствие доказательств выполнения ответчиком обязательств по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, требования ООО УК "ЖРП N 8" о взыскании с МО "Город Ижевск" в лице Администрация города Ижевска за счет казны муниципального образования долга в размере 76 137 руб. 15 коп. правомерны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, требование истца о взыскании с ответчика пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ, заявлены также обоснованно.
По расчету истца за период с 11.09.2012 по 27.04.2016 размер пеней составляет 19 093 руб. 34 коп. (с учетом принятого апелляционным судом отказа от части исковых требований).
Расчет пеней проверен судом апелляционной инстанции, признан правильным. Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена (статья 65 АПК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, требование истца в части взыскания 19 093 руб. 34 коп. пеней также является обоснованным на основании статей 329, 330, 331 ГК РФ, части 14 статьи 155 ЖК РФ и правомерно удовлетворено в указанной сумме.
Требование истца о взыскании с ответчика пеней с 28.04.2016 по день фактической оплаты долга не противоречит положениям статьи 155 ЖК РФ, пункту 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы приводит доводы, не опровергающие выводы арбитражного суда первой инстанции, а выражающие несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года подлежит отмене в части в связи с заявленным истцом и принятым судом апелляционной инстанции отказом от части исковых требований. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Порядок распределения судебных расходов предусмотрен статьей 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом принятого судом апелляционной инстанции отказа от части исковых требований цена иска составляет 95 230 руб. 49 коп., уплате в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 3 809 руб. 00 коп. (статья 52, пункт 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
При обращении с иском ООО УК "ЖРП N 8" уплачена государственная пошлина в размере 3 478 руб. (т. 1 л.д. 9).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Принимая во внимание, что заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3 478 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (пункты 13, 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344) от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2016 года по делу N А71-9452/2015 отменить в части взыскания задолженности в сумме 22 руб. 22 коп., неустойки в сумме 02 руб. 53 коп.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции.
"Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137) за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344) 95 230 руб. 49 коп., из которых 76 137 руб. 15 коп. - долг, 19 093 руб. 34 коп. - неустойка с последующим ее начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная с 28 апреля 2016 года по день фактической оплаты долга, а также 3 478 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Функционального органа Администрации города Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552) отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)