Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2016 N 12АП-2913/2016 ПО ДЕЛУ N А57-24072/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу N А57-24072/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-24072/2015, (судья Федорцова С.А.),
по иску товарищество собственников жилья "Неон", г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании задолженности за период с 10.08.2012 по 30.09.2014 в сумме 107109,01 руб., пени в размере 21018,14 руб., пени за период с 03.09.15 по день фактического исполнения обязательства, расходов по оплате государственной пошлины в размере 4844 руб.,
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Неон" - Певцовой Е.Г. по доверенности от 20.03.2016 и в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление товарищества собственников жилья "Неон" к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, расходов по оплате государственной пошлины.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым истец просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны Муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Неон" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг "ремонт жилья", "содержание жилья", "капитальный ремонт" "Электроэнергия ОДН", "Вывоз ТБО", "Техническое обслуживание лифтов", "Видео наблюдение" "Отопление" за период с 01 сентября 2012 года по 30 сентября 2014 года в сумме 105654 рубля 59 копеек; пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг рассчитанные на задолженность образованную за период с 01 сентября 2012 года по 30 сентября 2014 года, рассчитанную по состоянию на 02 сентября 2015 года в сумме 20589 рублей 38 копеек; пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму задолженности 105654 рубля 59 копеек за период с 03 сентября 2015 года в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25% по день фактического исполнения денежного обязательства; расходы на оплату государственной пошлины в размере 4844 руб. Уточнение исковых требований принято судом.
Истец также отказался от исковых требований в части взыскания задолженности за август 2012 года сумме 1454,42 рублей. Частичный отказ от иска принят судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-24072/2015 прекращено производство по делу в части взыскания задолженности за август 2012 года в сумме 1454,42 рублей. С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Неон" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2012 по 30.09.2015 в сумме 105654 рубля 59 копеек, пени за просрочку оплаты за период с 11.10.2012 по 02.09.2015 в размере 20589 рублей 38 копеек, пени за просрочку оплаты с 03.09.2015, исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых, по день фактического исполнения обязательства, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4787 рублей 31 копейка. ТСЖ "Неон" из дохода федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 56 рублей 69 копеек.
Комитет по финансам не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20 февраля 2016 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку он не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества. Считает надлежащим ответчиком по делу комитет по управлению имуществом города.
Кроме того, апеллянт указывает, что товарищество не обращалось к муниципалитету о предоставлении субсидий на указанные цели. По мнению комитета, истцом не представлены доказательства выставления платежных документов в адрес МО "Город Саратов".
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТСЖ "Неон" возражало против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судам апелляционной инстанции указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает решение суда в части удовлетворенных исковых требований. Возражений против проверки решения суда только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании поддержал свою правовую позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, и настаивал на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Неон" создано на основании решения общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова от 31.08.2005.
В доме N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова находится нежилое помещение общей площадью 100,3 кв. м, собственником которого является муниципальное образование "Город Саратов". В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" по адресу: город Саратов, 3 Московский проезд, 16, значится нежилое помещение общей площадью 100,3 кв. м, которое включено в реестр муниципальной собственности распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 10.08.2012 N 780-р "О включении объектов в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и в сводный реестр объектов муниципальной казны".
03 октября 2014 года помещение площадью 100,3 кв. м было продано посредством публичных торгов, согласно договору купли-продажи нежилого фонда N 8 77-пн от 03.10.2014.
В период с 01.09.2012 по 30.09.2014 данное нежилое помещение являлось свободным от пользователей и арендаторов. За период с 01.09.2012 года по 30.09.2014 у муниципального образования "Город Саратов" образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 105 654 рубля 59 копеек.
В сумму задолженности 105 654,59 руб. включены жилищно-коммунальные услуги "отопление" 47749,90 рублей, коммунальная услуга "электроэнергия ОДН" 6753,2 рублей, жилищная услуга "содержание жилья" 25676,66 рублей, жилищная услуга "ремонт жилья" 6920,75 рублей, жилищная услуга "техническое обслуживание лифтов" 3535,5 рублей, жилищная услуга "Вывоз ТБО" 3284,83 рублей, жилищная услуга "видео наблюдение" 450 рублей, жилищная услуга "капитальный ремонт" 11283,75 рублей.
Между ТСЖ "Неон" и ОАО "ВТГК" заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 56067Т от 20.11.2008.
Тариф на тепловую энергию на 2011-2012 годы установлен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 декабря 2011 N 33/16 Стоимость 1 Гкал составляет 1309,86 руб., с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2013 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2012 N 46/2 Стоимость 1 Гкал составляет 1309,86, с учетом НДС, с 01 июля 2013 года тариф составляет 1480,16 руб.
Тариф на тепловую энергию на 2014 год установлен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года N 46/24 - стоимость 1 Гкал с учетом НДС с 01 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. составляет 1480,16 рублей, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года тариф составляет 1539,30 рублей с учетом НДС.
Норматив потребления тепловой энергии Гкл/кв. м 0,03 установлен Решением Саратовской городской думы от 31.01.2007 N 14-118.
Между ТСЖ "Неон" и ООО "СПГЭС" заключен договор энергоснабжения N 7142 от 01.01.2007.
Неоплата МО "Город Саратов" задолженности за жилищно-коммунальные услуги послужила основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Из изложенного следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения, то есть МО "Город Саратов".
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть избран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Судом проверен расчет платы за жилищно-коммунальные услуги и признан правильным, поскольку начисление расходов на общедомовые нужды производится согласно пунктов 40 - 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, тарифы на содержание жилья, ремонт жилья, капитальный ремонт установлены решениями общих собраний собственников помещений дома и членов ТСЖ "Неон". Расчет в апелляционной жалобе не оспорен.
При этом невыставление товариществом платежных документов в адрес МО "Город Саратов" не освобождает от обязанности ответчика, как собственника помещения в многоквартирном доме, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, удовлетворяя иск о взыскании основной задолженности, суд первой инстанции обоснованно применил к сложившимся правоотношениям сторон положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 137, 145, 146, 154, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и обоснованно взыскал задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2012 по 30.09.2015 в сумме 105654 рубля 59 копеек.
Кроме того, истцом заявлено исковое требование о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты за период с 11.10.2012 по 02.09.2015 в размере 20589 рублей 38 копеек, пени за просрочку оплаты с 03.09.2015, исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых, по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При проверке требований о взыскании неустойки, суд обязан проверить и установить факт наличия просрочки исполнения обязательств и размер просроченной к уплате задолженности.
Учитывая сумму задолженности, подлежащей взысканию, исходя из периода начала просрочки с 11.10.2012 по 02.09.2015, судом произведен расчет неустойки, согласно которому неустойка составит 20589 рублей 38 копеек, а с 03.09.2015 по день фактического исполнения долга.
В соответствии с положениями пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Судебной коллегией произведенный истцом расчет неустойки проверен и признан правильным.
Таким образом, апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца пени за просрочку оплаты за период с 11.10.2012 по 02.09.2015 в размере 20589 рублей 38 копеек, пени за просрочку оплаты с 03.09.2015, исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых, по день фактического исполнения обязательства, верным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняются апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, находящемся под управлением ТСЖ "Неон".
МО "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что товарищество не обращалось к муниципалитету о предоставлении субсидий на указанные цели, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу "Неон".
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-24072/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)