Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 04АП-912/2016 ПО ДЕЛУ N А58-5450/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу N А58-5450/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рзаева Гахрамана Махмуд оглы на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 года по делу N А58-5450/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Рзаева Гахрамана Махмуд оглы (ОГРН 304143535500059, ИНН 143500888483) к Департаменту градостроительной политики в лице Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) о признании незаконным отказа в подготовке по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) 29.07.2015 исх. N 10720, об обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) "Реконструкция склада под магазин "Прогресс-2",
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

индивидуальный предприниматель Рзаев Гахраман Махмуд оглы (далее - заявитель, предприниматель или ИП Рзаев Г.М.о.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту градостроительной политики в лице Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа в подготовке по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) от 29.07.2015 исх. N 10720, об обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) "Реконструкция склада под магазин "Прогресс-2".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобах.
Департамент в представленном письменном возражении на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако предприниматель и Департамент явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предпринимателю предоставлен земельный участок на праве аренды с кадастровым номером 14:36:108012:23, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, квартал ДСК для использования под магазин на основании распоряжения заместителя Главы ГО "город Якутск" от 06.08.2012 N 2420зр "О продлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка с размещения торгового павильона на магазин ИП Рустамову Уршану Агакиши оглы", договора аренды N 09-1/2012-0844 от 07.08.2012, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 09-4/2013-249 от 06.12.2013.
08.02.2013 адресной справкой N 113 строению-магазин и земельному участку присвоен постоянный адрес: г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/5К.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости - склад лит. Б, принадлежащий на праве собственности заявителю на основании договора купли продажи от 18.10.2013 и магазин лит. А.
Строение - торговый павильон - магазин было построено в 1999 году, что подтверждается техническим паспортом.
В данном строении был магазин 35.6 кв. м и склад 16.4 кв. м.
В 2000 году пристроен склад лит. Б, в связи с чем площадь 16.4 кв. м стала также торговой площадью. На лит.Б - склад право собственности зарегистрировано в едином реестре прав на недвижимое имущество.
В связи с тем, что торговый павильон имел характеристики капитального строения - магазин, а не торгового павильона для приведения документов в соответствие был изменен вид разрешенного использования земельного участка с размещение торгового павильона на магазин. В принятии документов о регистрации права собственности на магазин был получен отказ, в связи с отсутствием разрешения на строительство (реконструкцию).
23.07.2015 заявитель обратился в Департамент по вопросу выдачи разрешения на реконструкцию склада под магазин "Прогресс-2".
29.07.2015 исх. N 10720 Департаментом в подготовке по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) было отказано в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана, в части:
- - отсутствия места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
- - отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В представленной проектной документации максимальный процент застройки составляет 100%, что не соответствует максимальной 40% в зоне Ж-6;
- - отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Заявитель не согласен с оспариваемым отказом по следующим основаниям:
- - согласно пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство;
- - земельный участок с кадастровым номером 14:36:108012:23 с разрешенным использованием: под магазин, который находится в зоне Ж-6 может существовать и использоваться без приведения в соответствие с Правилами землепользования и застройки ГО "город Якутск", что означает, что ссылка на отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в отказе Департамента от 29.07.2015 N 10720 необоснованная;
- - согласно сведениям градостроительного плана земельного участка, земельный участок заявителя находится в зоне Ж-6. На основании пункта 10 статьи 48.1 Правил землепользования и застройки ГО "город Якутск" зона "Ж-6" - зона стройки средне - и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска. В данной зоне в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам ГО "Город Якутск" входят как жилые, так и не жилые объекты;
- - как следует из статьи 50 Правил землепользования и застройки ГО "город Якутск" в зоне "Ж-6" определены предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства только для многоквартирных жилых домов. В связи с чем, данные параметры не применимы к земельным участкам и объектам капитального строительства, не являющим многоквартирными жилыми домами.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешение на строительство в понимании частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на 6 строительство необходим ряд документов, перечень которых приводится в данной норме.
В силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует, что в подготовке документов по выдаче разрешения на строительство отказано в связи с отсутствием места допустимого размещения строения, отсутствия разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отсутствия разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от 25.12.2013, утвержденных решением Якутской городской Думы N РЯГД-5-9 N 169-НПА, на карте градостроительного зонирования территории городского округа "город Якутск" выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
а) основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам и выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства при условии соблюдения требований технических регламентов.
б) условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 35 настоящих Правил, и обязательного соблюдения требований технических регламентов.
в) вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Зона "Ж-6" - зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска.
Территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий размещения жилой застройки, включающей застройку многоквартирными жилыми высотой от 5-ти до 16-ти этажей.
Согласно пункту 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
Согласно Административному регламенту "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства" утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 04.09.2015 N 231п пунктом 2.15. основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории или проекту межевания территории.
Статьей 33 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Окружной администрации города Якутска от 23.10.2013 N 260п "О создании комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки".
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
ИП Рзаевым Г.М.о. заявления в органы местного самоуправления по изменению территориальной зоны, а также на муниципальные услуги "Отклонение от предельных параметров земельного участка" и "Условно-разрешенный вид использования земельного участка" не подавалось.
Кроме этого, на основании договора аренды от 06.12.2013 N 09-4/2013-249 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно пункту 2.1 установлен срок аренды с 07.08.2012 года по 07.08.2015, данный договор аренды на дальнейший срок не пролонгирован.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 года по делу N А58-5450/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)