Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Сивогривова Евгения Юрьевна, действующая по доверенности от 31.12.2015 N 152,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Перекопское" (Волгоградская область, Клетский р-н, х. Перекопка)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-52537/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(г. Волгоград),
товарищество собственников жилья "Перекопское" (Волгоградская область, Клетский р-н, х. Перекопка)
о признании недействительным предупреждения
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее Управление, антимонопольный орган) N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено товарищество собственников жилья "Перекопское" (далее ТСЖ "Перекопское", товарищество).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года признано недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, как несоответствующее требованиям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, Постановлению Комитета тарифного регулирования Волгоградской области "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" от 16.12.2014 N 51/2, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Товарищество собственников жилья "Перекопское", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 21 февраля 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, товарищества собственников жилья "Перекопское", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Волгоградской области выдано ПАО "Волгоградэнергосбыт" предупреждение N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании ТСЖ "Перекопское" при заключении договора энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.15 условий, предусмотренных п. п. 1, 2, 3, 4, 5 Приложения N 3 к договору в части неправильного определения ценовой категории. Предупреждение получено заявителем 02.11.2015 г. входящий номер N 47397.
В соответствии с выданным предупреждением заявителю в течение 20 календарных дней со дня получения предупреждения надлежит направить ТСЖ "Перекопское" оферту о заключении договора энергоснабжения с обязательным включением в качестве ценовой категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья) и с учетом п. 3.1 Приложения N 1 к постановлению Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.12.2014 N 51/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области".
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, указал на правомерность им применения при заключении договора с ТСЖ "Перекопское" тарифа для категории лиц "прочие".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое предупреждение УФАС является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, ПАО "Волгоградэнергосбыт" согласно Постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Оборонэнергосбыт" и ООО "РУС-ЭНЕРГОСБЫТ".
Согласно п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), заявитель, как гарантирующий поставщик электрической энергии в пределах административных границ Волгоградской области, осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителям по договорам энергоснабжения, а также через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с п. 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке:
- электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с указанным документом;
- поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 к указанным Основам.
Одной из таких категорий потребителей являются исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации).
Согласно п. 71 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, п. 6 "Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", утв. Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Постановлением Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.12.2014 г. N 51/2 утверждены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области.
Согласно Приложению 1 к указанному Постановлению к категории потребителей, приравненных к населению, отнесены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию тарифа для населения зависит от наличия у потребителя определенного статуса, приравнивающего его к категории "население".
В силу ст. 291 Гражданского кодекса РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 указанного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.
Таким образом, еще одним квалифицирующим признаком для применения тарифа на электрическую энергию для населения являются имущественные права на соответствующие объекты электроснабжения.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно приложению N 3 к договору энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. с ТСЖ "Перекопское", точками поставки являются скважины N 1, 2, 3, сооружение-скважина N 8197, колодец и сооружение-скважина N 01689.
В соответствии с договором безвозмездного пользования N 1 от 30.03.2015 г., заключенным между администрацией Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области и ТСЖ "Перекопское", последнему передано во временное пользование имущество администрации Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области на праве собственности. В перечень переданного во временное пользование ТСЖ "Перекопское" имущества входят скважины N 1,2,3, сооружение-скважина N 8197 и сооружение-скважина N 01689.
Следовательно, скважины N 1, 2, 3, сооружение-скважина N 8197, колодец и сооружение-скважина N 01689 являются собственностью администрации Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области и не являются имуществом собственников нескольких расположенных близко жилых домов, что является обязательным условием при создании ТСЖ и квалифицирующим признаком для применения тарифа на электрическую энергию для населения.
Из содержания условий договора энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. и приложений к нему, включающего перечень мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, усматривается, что ТСЖ "Перекопское" приобретает электрическую энергию с целью ее использования для добывания воды из скважин.
Согласно протоколу N 1 от 25.02.2015 г. общего собрания членов товарищества собственников жилых домов х. Перекопка, х. Логовский Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области вода используется для коммунально-бытовых нужд, мытья легковых автомобилей, полива приусадебных участков, причем стоимость взноса на предоставление услуг по холодному водоснабжению при отсутствии прибора учета осуществляется из расчета на 1 одного члена семьи и на 1 голову сельскохозяйственных животных в личном пользовании.
В силу подп. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как было указано выше, ТСЖ "Перекопское" переданы в безвозмездное пользование объекты водоснабжения коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района. ТСЖ "Перекопское" осуществляет деятельность по водоснабжению населенных пунктов в границах х. Перекопка и х. Логовский Клетского муниципального района Волгоградской области и обладает признаками организации, осуществляющей холодное водоснабжение, т.е. является коммерческой организацией и эксплуатирует находящуюся у него в безвозмездном пользовании систему коммунальной инфраструктуры с целью дальнейшего обеспечения водой жителей указанных населенных пунктов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что электрическая энергия используется не на электроснабжение объектов ТСЖ "Перекопское", а для обеспечения коммунальной услуги - водоснабжения жителей, проживающих на территории х. Перекопка и Логовский. При этом ТСЖ "Перекопское" не является исполнителем коммунальных услуг именно по электроснабжению жителей, проживающих на территории х. Перекопка и Логовский. Фактически целью деятельности ТСЖ "Перекопское" является обеспечение услуг по водоснабжению жителей х. Перекопка и Логовский.
Населению х. Перекопка и х. Логовский Клетского района Волгоградской области электроэнергия на коммунально-бытовые нужды поставляется ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Данные выводы также подтверждаются целями деятельности ТСЖ "Перекопское", указанными в Уставе: обеспечение эксплуатации единого комплекса имущества, состоящего из сетей инженерно-технического обеспечения, дорог общего пользования и других объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности Перекопского сельского поселения (х. Перекопка, х. Логовский). управление комплексом недвижимого имущества в поселении (х. Перекопка, х. Логовский) и т.д.
По точкам поставки (объектам водоснабжения), которые указаны в договоре энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г., ранее были заключены договоры энергоснабжения с МУП "Перекопское" и ОНТ "Перекопское". Расчеты за потребленную электрическую энергию по вышеуказанным договорам осуществлялись с применением нерегулируемых цен, при этом изменение организационно-правовой формы не повлекло изменения деятельности данной организации. При этом, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, так же как и исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья), отнесены к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) (п. 2 Приложения 1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
Законность применения ПАО "Волгоградэнергосбыт" нерегулируемых цен была предметом судебного разбирательства по делам N А12-18485/2012 и N А12-2809/2013.
Таким образом, учитывая, что ТСЖ "Перекопское" не обладает статусом и признаками, приравнивающими его при расчетах за потребленную электрическую энергию к категории "население", действия ПАО "Волгоградэнергосбыт" по установлению в договоре энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. с ТСЖ "Перекопское" первой ценовой категории предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию являются законными и обоснованными.
Определение ВАС РФ N 1879/09 от 29.04.2009 по делу N А75-191/2008, на которое ТСЖ "Перекопское" ссылается в апелляционной жалобе, полностью подтверждает позицию ПАО "Волгоградэнергосбыт" по рассматриваемому делу. В данном судебном акте содержится вывод о том, что при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) управляющая организация, как и ТСЖ, оплачивает такие услуги, оказанные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами.
Учитывая изложенное, оспариваемое предупреждение УФАС правомерно признано незаконным и нарушающим прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-52537/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Перекопское" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2016 ПО ДЕЛУ N А12-52537/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу N А12-52537/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Сивогривова Евгения Юрьевна, действующая по доверенности от 31.12.2015 N 152,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Перекопское" (Волгоградская область, Клетский р-н, х. Перекопка)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-52537/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(г. Волгоград),
товарищество собственников жилья "Перекопское" (Волгоградская область, Клетский р-н, х. Перекопка)
о признании недействительным предупреждения
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее Управление, антимонопольный орган) N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено товарищество собственников жилья "Перекопское" (далее ТСЖ "Перекопское", товарищество).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года признано недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, как несоответствующее требованиям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, Постановлению Комитета тарифного регулирования Волгоградской области "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" от 16.12.2014 N 51/2, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Товарищество собственников жилья "Перекопское", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 21 февраля 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, товарищества собственников жилья "Перекопское", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Волгоградской области выдано ПАО "Волгоградэнергосбыт" предупреждение N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании ТСЖ "Перекопское" при заключении договора энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.15 условий, предусмотренных п. п. 1, 2, 3, 4, 5 Приложения N 3 к договору в части неправильного определения ценовой категории. Предупреждение получено заявителем 02.11.2015 г. входящий номер N 47397.
В соответствии с выданным предупреждением заявителю в течение 20 календарных дней со дня получения предупреждения надлежит направить ТСЖ "Перекопское" оферту о заключении договора энергоснабжения с обязательным включением в качестве ценовой категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья) и с учетом п. 3.1 Приложения N 1 к постановлению Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.12.2014 N 51/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области".
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 04-16/7263 от 22.10.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, указал на правомерность им применения при заключении договора с ТСЖ "Перекопское" тарифа для категории лиц "прочие".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое предупреждение УФАС является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, ПАО "Волгоградэнергосбыт" согласно Постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Оборонэнергосбыт" и ООО "РУС-ЭНЕРГОСБЫТ".
Согласно п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), заявитель, как гарантирующий поставщик электрической энергии в пределах административных границ Волгоградской области, осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителям по договорам энергоснабжения, а также через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с п. 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке:
- электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с указанным документом;
- поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 к указанным Основам.
Одной из таких категорий потребителей являются исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации).
Согласно п. 71 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, п. 6 "Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", утв. Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Постановлением Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.12.2014 г. N 51/2 утверждены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области.
Согласно Приложению 1 к указанному Постановлению к категории потребителей, приравненных к населению, отнесены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию тарифа для населения зависит от наличия у потребителя определенного статуса, приравнивающего его к категории "население".
В силу ст. 291 Гражданского кодекса РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 указанного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.
Таким образом, еще одним квалифицирующим признаком для применения тарифа на электрическую энергию для населения являются имущественные права на соответствующие объекты электроснабжения.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно приложению N 3 к договору энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. с ТСЖ "Перекопское", точками поставки являются скважины N 1, 2, 3, сооружение-скважина N 8197, колодец и сооружение-скважина N 01689.
В соответствии с договором безвозмездного пользования N 1 от 30.03.2015 г., заключенным между администрацией Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области и ТСЖ "Перекопское", последнему передано во временное пользование имущество администрации Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области на праве собственности. В перечень переданного во временное пользование ТСЖ "Перекопское" имущества входят скважины N 1,2,3, сооружение-скважина N 8197 и сооружение-скважина N 01689.
Следовательно, скважины N 1, 2, 3, сооружение-скважина N 8197, колодец и сооружение-скважина N 01689 являются собственностью администрации Перекопского сельского поселения Клетского района Волгоградской области и не являются имуществом собственников нескольких расположенных близко жилых домов, что является обязательным условием при создании ТСЖ и квалифицирующим признаком для применения тарифа на электрическую энергию для населения.
Из содержания условий договора энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. и приложений к нему, включающего перечень мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, усматривается, что ТСЖ "Перекопское" приобретает электрическую энергию с целью ее использования для добывания воды из скважин.
Согласно протоколу N 1 от 25.02.2015 г. общего собрания членов товарищества собственников жилых домов х. Перекопка, х. Логовский Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области вода используется для коммунально-бытовых нужд, мытья легковых автомобилей, полива приусадебных участков, причем стоимость взноса на предоставление услуг по холодному водоснабжению при отсутствии прибора учета осуществляется из расчета на 1 одного члена семьи и на 1 голову сельскохозяйственных животных в личном пользовании.
В силу подп. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как было указано выше, ТСЖ "Перекопское" переданы в безвозмездное пользование объекты водоснабжения коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района. ТСЖ "Перекопское" осуществляет деятельность по водоснабжению населенных пунктов в границах х. Перекопка и х. Логовский Клетского муниципального района Волгоградской области и обладает признаками организации, осуществляющей холодное водоснабжение, т.е. является коммерческой организацией и эксплуатирует находящуюся у него в безвозмездном пользовании систему коммунальной инфраструктуры с целью дальнейшего обеспечения водой жителей указанных населенных пунктов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что электрическая энергия используется не на электроснабжение объектов ТСЖ "Перекопское", а для обеспечения коммунальной услуги - водоснабжения жителей, проживающих на территории х. Перекопка и Логовский. При этом ТСЖ "Перекопское" не является исполнителем коммунальных услуг именно по электроснабжению жителей, проживающих на территории х. Перекопка и Логовский. Фактически целью деятельности ТСЖ "Перекопское" является обеспечение услуг по водоснабжению жителей х. Перекопка и Логовский.
Населению х. Перекопка и х. Логовский Клетского района Волгоградской области электроэнергия на коммунально-бытовые нужды поставляется ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Данные выводы также подтверждаются целями деятельности ТСЖ "Перекопское", указанными в Уставе: обеспечение эксплуатации единого комплекса имущества, состоящего из сетей инженерно-технического обеспечения, дорог общего пользования и других объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности Перекопского сельского поселения (х. Перекопка, х. Логовский). управление комплексом недвижимого имущества в поселении (х. Перекопка, х. Логовский) и т.д.
По точкам поставки (объектам водоснабжения), которые указаны в договоре энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г., ранее были заключены договоры энергоснабжения с МУП "Перекопское" и ОНТ "Перекопское". Расчеты за потребленную электрическую энергию по вышеуказанным договорам осуществлялись с применением нерегулируемых цен, при этом изменение организационно-правовой формы не повлекло изменения деятельности данной организации. При этом, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, так же как и исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья), отнесены к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) (п. 2 Приложения 1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
Законность применения ПАО "Волгоградэнергосбыт" нерегулируемых цен была предметом судебного разбирательства по делам N А12-18485/2012 и N А12-2809/2013.
Таким образом, учитывая, что ТСЖ "Перекопское" не обладает статусом и признаками, приравнивающими его при расчетах за потребленную электрическую энергию к категории "население", действия ПАО "Волгоградэнергосбыт" по установлению в договоре энергоснабжения N 7055405/15 от 10.04.2015 г. с ТСЖ "Перекопское" первой ценовой категории предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию являются законными и обоснованными.
Определение ВАС РФ N 1879/09 от 29.04.2009 по делу N А75-191/2008, на которое ТСЖ "Перекопское" ссылается в апелляционной жалобе, полностью подтверждает позицию ПАО "Волгоградэнергосбыт" по рассматриваемому делу. В данном судебном акте содержится вывод о том, что при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) управляющая организация, как и ТСЖ, оплачивает такие услуги, оказанные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами.
Учитывая изложенное, оспариваемое предупреждение УФАС правомерно признано незаконным и нарушающим прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-52537/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Перекопское" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)