Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу, осуществляющему управление многоквартирным домом (МКД), в связи с выявлением проседания наружной стенки, искривления площадки и ступеней крыльца противопожарного выхода МКД выдано предписание об устранении нарушения. При проверке исполнения предписания установлено, что не устранено искривление площадки, что послужило основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" на решение от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-15136/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (625002, город Тюмень, улица Комсомольская, 57, ИНН 7202150643, ОГРН 1067203324528) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" - Ярунова Д.И. по доверенности от 10.10.2016,
от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - Гагарина А.А. по доверенности от 09.01.2017.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный стандарт" (далее - управляющая организация, общество, ООО УК "Жилищный стандарт") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция) от 07.11.2016 N ТО-16-103/2.
Решением от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО УК "Жилищный стандарт" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению общества, суды не учли, что исполнение оспариваемого предписания предполагает выполнение работ, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта; проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивается региональным оператором.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Жилищный стандарт" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Тюмень, улица Мельникайте, 119 (далее - МКД), на основании протокола общего собрания собственников помещений в данном доме от 25.12.2007 и заключенного с ними договора от 25.12.2007 N 049-У/07.
В связи с выявлением инспекцией проседания наружной стенки, искривления площадки и ступеней крыльца противопожарного выхода МКД обществу было выдано предписание от 29.04.2016 N ТО-16-51 об устранении нарушения пункта 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в срок до 01.10.2016.
В ходе проверки исполнения данного предписания инспекцией установлено, что осуществлен ремонт ступеней, искривление площадки не устранено.
Указанное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 07.11.2016 N ТО-16-271 и послужило основанием для выдачи обществу предписания от 07.11.2016 N ТО-16-103/2.
Не согласившись с названным предписанием, ООО "УК Жилищный стандарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в рассматриваемом случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Из положений части 2 статьи 154, пункта 7 статьи 156, статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 - 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества несут собственники помещений в этом доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Пунктом 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса и пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень) и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
В названных документах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Таким образом, исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений.
Пунктом 4.8.10 Правил N 170 установлены требования к входным крыльцам. В частности, осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м.
В силу пункта 9 Минимального перечня к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В пункт 27 Минимального перечня включены работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов.
Как следует из заключения общества с ограниченной ответственностью Многопрофильная производственная фирма "Легион-3000" в конструкции крыльца противопожарного выхода МКД выявлены дефекты и повреждения, в результате которых снижена их эксплуатационная надежность; техническое состояние данного крыльца оценено как аварийное, которое нарушает права и законные интересы граждан, создает угрозу их жизни и (или) здоровью.
При таких обстоятельствах возложение на ООО УК "Жилищный стандарт" как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем, обязанности по выполнению ремонта крыльца противопожарного выхода МКД является правомерным, направлено на устранение выявленных инспекцией нарушений пункта 4.8.10 Правил N 170.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15136/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2017 N Ф04-3778/2017 ПО ДЕЛУ N А70-15136/2016
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции субъекта РФ.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу, осуществляющему управление многоквартирным домом (МКД), в связи с выявлением проседания наружной стенки, искривления площадки и ступеней крыльца противопожарного выхода МКД выдано предписание об устранении нарушения. При проверке исполнения предписания установлено, что не устранено искривление площадки, что послужило основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А70-15136/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" на решение от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-15136/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (625002, город Тюмень, улица Комсомольская, 57, ИНН 7202150643, ОГРН 1067203324528) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" - Ярунова Д.И. по доверенности от 10.10.2016,
от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - Гагарина А.А. по доверенности от 09.01.2017.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный стандарт" (далее - управляющая организация, общество, ООО УК "Жилищный стандарт") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция) от 07.11.2016 N ТО-16-103/2.
Решением от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО УК "Жилищный стандарт" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению общества, суды не учли, что исполнение оспариваемого предписания предполагает выполнение работ, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта; проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивается региональным оператором.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Жилищный стандарт" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Тюмень, улица Мельникайте, 119 (далее - МКД), на основании протокола общего собрания собственников помещений в данном доме от 25.12.2007 и заключенного с ними договора от 25.12.2007 N 049-У/07.
В связи с выявлением инспекцией проседания наружной стенки, искривления площадки и ступеней крыльца противопожарного выхода МКД обществу было выдано предписание от 29.04.2016 N ТО-16-51 об устранении нарушения пункта 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в срок до 01.10.2016.
В ходе проверки исполнения данного предписания инспекцией установлено, что осуществлен ремонт ступеней, искривление площадки не устранено.
Указанное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 07.11.2016 N ТО-16-271 и послужило основанием для выдачи обществу предписания от 07.11.2016 N ТО-16-103/2.
Не согласившись с названным предписанием, ООО "УК Жилищный стандарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в рассматриваемом случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления должны быть указаны, в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Из положений части 2 статьи 154, пункта 7 статьи 156, статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 - 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества несут собственники помещений в этом доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Пунктом 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса и пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень) и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
В названных документах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Таким образом, исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений.
Пунктом 4.8.10 Правил N 170 установлены требования к входным крыльцам. В частности, осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м.
В силу пункта 9 Минимального перечня к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В пункт 27 Минимального перечня включены работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов.
Как следует из заключения общества с ограниченной ответственностью Многопрофильная производственная фирма "Легион-3000" в конструкции крыльца противопожарного выхода МКД выявлены дефекты и повреждения, в результате которых снижена их эксплуатационная надежность; техническое состояние данного крыльца оценено как аварийное, которое нарушает права и законные интересы граждан, создает угрозу их жизни и (или) здоровью.
При таких обстоятельствах возложение на ООО УК "Жилищный стандарт" как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем, обязанности по выполнению ремонта крыльца противопожарного выхода МКД является правомерным, направлено на устранение выявленных инспекцией нарушений пункта 4.8.10 Правил N 170.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.02.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15136/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)