Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 11АП-5088/2017 ПО ДЕЛУ N А55-25069/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А55-25069/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Администрации г.о. Тольятти - представителя Лоцмановой Т.С. (доверенность от 22.03.2017 N 2209/1),
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тольяттинский государственный университет" - представителя Федотовой Н.В. (доверенность от 25.01.2017 N 057),
от Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции - представитель не явился, извещен,
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года по делу N А55-25069/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тольяттинский государственный университет", Самарская область, г. Тольятти,
к Администрации г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
к Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, Самарская область, г. Тольятти,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
1. Признать бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, созданной при мэрии г.о. Тольятти, выразившееся в не рассмотрении заявления ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет" от 26.02.2016 г. N 3437 о признании жилыми помещениями квартир, расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68, кв. NN 10, 34, 36, 40, 42, 53, 69, 82, и не принятии решения в виде заключения, незаконными.
2. Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, созданную при мэрии г.о. Тольятти, рассмотреть заявление ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет" от 26.02.2016 г. N 3437 о признании жилыми помещениями квартир, расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68, кв. NN 10, 34, 36, 40, 42, 53, 69, 82, и в десятидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу, принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Тольятти просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года по делу N А55-25069/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступили отзывы заявителя и третьего лица, в которых указанные лица просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года по делу N А55-25069/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную. В отзыве третьего лица, кроме того, содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы заинтересованного лица в отсутствие своего уполномоченного представителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации г.о. Тольятти апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить. Кроме того, представитель Администрации г.о. Тольятти пояснила, что Мэрия г.о. Тольятти с 01.03.2017 поменяла свое наименование на Администрацию г.о. Тольятти.
Суд апелляционной инстанции учитывает изменение наименования ответчика в порядке ст. 124 АПК РФ.
Представитель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тольяттинский государственный университет" в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года по делу N А55-25069/2016 оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Тольяттинским государственным университетом в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции (далее - Комиссия) было направлено заявление от 26.02.2016 N 3437 (вх. N 294-вх/5.1 от 03.03.2016) о признании жилыми помещениями квартир, расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68, кв. NN 10, 34, 36, 40, 42, 53, 69, 82.
Указанные квартиры принадлежат на праве оперативного управления Тольяттинскому государственному университету, и являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
21.03.2016 г. данное обращение было рассмотрено Комиссией и принято решение со ссылкой на п. 46 главы IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 269 (далее - Положение) о необходимости проведения дополнительного обследования и испытания жилых помещений на соответствие всем требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным главой II Положения и предоставления заключения в Комиссию, о чем Учреждение было уведомлено письмом N 498/5.1 от 24.03.2016.
Учреждение, не согласившись с решением Комиссии, направило в адрес ее председателя обращение N 842-вх/5.1 от 03.06.2016, указывая на достаточность представленных заключений по обследованию жилых помещений, выполненных ГУП "Центральная строительная лаборатория" и содержащихся в них выводах о соответствии помещений основным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным главой II Положения.
Ответа Комиссии на данное обращение не последовало.
В письме от 24.08.2016 исх. N Гр-382/5.1 Мэрия городского округа Тольятти в лице Департамента градостроительной деятельности разъяснило заявителю Положение от 28.01.2006 г. N 47.
До настоящего времени заключение по заявлению от 26.02.2016 N 3437 не принято.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Заявитель не согласен с бездействием Комиссии Мэрии г.о. Тольятти, выразившемся в не рассмотрении заявления ТГУ, не проведении обследования помещений на соответствие их требованием, предъявляемым к жилому помещению и не принятии соответствующего решения в виде заключения, считает его незаконным.
Заявитель указывал, что заключение необходимо для включения квартир в жилой фонд служебного назначения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду...". В письмах Росимущества от 21.08.2015 N ИБ-08/34532, от 02.02.2016 N АП-08/3468 указано, что данное заключение выполняется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции".
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 10.07.13 N 1271 утверждена структура мэрии г.о. Тольятти, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, не входит в состав структуры мэрии г.о. Тольятти.
Согласно п. 4 постановления мэра г.о. Тольятти от 19.05.2006 г. N 3784-1/п "О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом.
В соответствии с основными задачами в состав Комиссии включаются представители органов (структурных подразделений) мэрии городского округа Тольятти и по согласованию представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городском округе Тольятти, в необходимых случаях - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (п. 7 постановления мэра г.о. Тольятти от 19.05.06 г. N 3784-1/п).
В настоящее время деятельность Комиссии регламентируется Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 08.12.2016 N 4205-п/1 "Об утверждении Порядка работы межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 12. Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным в указанном Положении требованиям. Согласно тому же пункту Положения для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, комиссию для оценки данного жилого фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке.
Решение о признании помещения жилым помещением, в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
В соответствии с пунктом 42 Положения с заявлением о признании помещения жилым помещением может обратиться, в том числе, правообладатель жилого помещения, а именно подведомственное собственнику (органу, осуществляющему полномочия собственника, в отношении федерального имущества) учреждение, которому оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (абз. 6 пункта 7 Положения).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Мэра г.о. Тольятти от 19.05.2006 N 3784-1/п (действующим на момент обращения заявителя с настоящими требованиями в суд) утвержден Порядок работы межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции (далее - Порядок работы Комиссии) и ее состав.
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения жилым помещением в Комиссию представляются следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением;
б) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
При этом заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения подается в случае, если абз. 3 пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям. Абзацем 3 пункта 44 Положения предусмотрено, что Комиссия самостоятельно определяет необходимость предоставления указанного заключения.
Согласно пункту 5 Порядка работы Комиссии установлено, что определение перечня дополнительных документов, в который входит заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, производится исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
Тольяттинским государственным университетом, являющимся правообладателем квартир, с заявлением о признании квартир жилыми помещениями были представлены заключения по обследованию жилого помещения в отношении каждой квартиры, выполненные ГУП "Центральная строительная лаборатория" г. Тольятти за счет собственных средств.
Согласно данным заключениям, лаборатория провела обследование ограждающих и несущих конструкций и сделала выводы о соответствии их требованиям нормативно-технической документации на строительство и безопасности для жизни и здоровья граждан. Кроме того в заключениях указано, что обследуемые квартиры соответствуют основным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предусмотренным Положением.
Таким образом, университетом были предоставлены необходимые документы для принятия соответствующего решения Комиссией и выдачи заключения.
В соответствии с пунктом 46 Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого имущества.
Мэрией в адрес ТГУ было направлено уведомление (исх. от 24.03.2016 N 498/5.1) за подписью руководителя Департамента градостроительной деятельности о необходимости проведения дополнительного обследования и испытания указанных жилых помещений на соответствие всем требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным Положением и представления заключения в Комиссию.
Согласно пункту 5 Порядка работы Комиссии основными задачами и функциями Комиссии, в том числе является проведение обследований помещений (в случае принятия решения о необходимости проведения обследования Комиссией) и составление актов обследования.
По итогам работы Комиссия выносит рекомендательное решение (в виде заключения) о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) и пригодным (непригодным) для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, у Комиссии не было оснований запрашивать от ТГУ иное заключение по результатам обследования кроме представленного, а в случае принятия решения о необходимости дополнительного обследования Комиссия должна самостоятельно его проводить и составить акт обследования.
Аналогичный вывод содержится в судебных актах, вынесенных Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по делам N А12-700/2013, N А12-8297/2012.
При этом суд указал, что акт обследования помещения составляется межведомственной комиссией, в том числе, с привлечением специалистов, а для признания дома аварийным - специализированной организацией на основании заявления межведомственной комиссии.
Действующее жилищное законодательство обязывает именно межведомственную комиссию проводить обследование жилого помещения независимо от финансово-экономических возможностей. При этом проведение обследования специализированной организацией необходимо только в случае, если имеются основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу, в иных случаях выводы комиссии должны быть сделаны на полученных в ходе оценки данных.
Поскольку в силу норм действующего законодательства решение вопроса о признании многоквартирных жилых домов непригодными для проживания, подлежащих сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии органов местного самоуправления, возложение обязанностей по проведению обследования жилых помещений на университет является неправомерным.
Решение о проведении дополнительного обследования по смыслу пунктов 44 и 46 Положения является продолжением процедуры оценки жилого помещения и по итогам требует принятия решения в виде заключения, предусмотренного пунктом 47 Положения.
Таким образом, учитывая, что ТГУ были представлены положительные заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений, и не имеется оснований, указанных в разделе 3 Положения, для признания указанных квартир непригодными для проживания, считаем, что Комиссией должно быть принято решение в соответствии с пунктом 47 Положения о соответствии помещений в квартирах расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68, кв. NN 10, 34, 36, 40, 42, 53, 69, 82, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания.
Комиссией нарушен 30-дневный срок, предусмотренный пунктом 46 Положения для рассмотрения заявления и принятия соответствующего решения. Кроме того, в нарушение абзаца 6 пункта 7, пункта 45 (3) Положения, Комиссией не было направлено уведомление заявителю о проведении заседания Комиссии.
В связи с изложенным, а также учитывая, что установленный срок для рассмотрения заявления истек, университет вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и интересов в порядке обжалования бездействия Межведомственной комиссии.
Ссылку ответчиков на пропуск заявителем срока обращения в суд арбитражный суд правомерно счел необоснованной, поскольку Межведомственная комиссия решение по заявлению ТГУ и ответы на его обращения не направляла заявителю, а переписка с Мэрией в лице Департамента градостроительной деятельности вводила заявителя в заблуждение относительно хода рассмотрения его заявления и принятых по нему решений.
При таких обстоятельствах, срок на обращение в суд не является пропущенным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, созданной при мэрии г.о. Тольятти, выразившееся в нерассмотрении заявления ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет" от 26.02.2016 г. N 3437 о признании жилыми помещениями квартир, расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68, кв. NN 10, 34, 36, 40, 42, 53, 69, 82, и не принятии решения в виде заключения, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку при отсутствии заключения Межведомственной комиссии невозможно принятие соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.
Учитывая изложенное, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2017 года по делу N А55-25069/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)