Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства были приняты решения об освобождении земельных участков от незаконно размещенных объектов, истцы ссылаются на то, что оспариваемые решения вынесены с нарушением их прав и противоречат постановлению правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, так как спорные сооружения имеют соответствующие разрешения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: Чугаев Ю.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Неретиной Е.Н., Лукьянченко В.В., при секретаре С.С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.Н. Неретиной
административное дело по апелляционным жалобам представителя Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованного лица Н.Т. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года по делу по административному иску Е., Л., Н.Д., Б. к Префектуре Северного административного округа г. Москвы о признании недействующим Решения окружной комиссии г. Москвы N 04/15 и 12/15 по пресечению самовольного строительства,
установила:
Административные истцы Е., Л., Н.Д. Б. обратились в суд с административным иском к Префектуре САО г. Москвы о признании недействующим Решения Окружной комиссии САО города Москвы N 04/15 от 02.04.2015 г. по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа города Москвы, в части пункта N 23 Протокола заседания, (дело N 2-2186/2016) и Решения Окружной комиссии САО города Москвы N 12/15 от 22.10.2015 года по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа города Москвы, в части пункта N 24 Протокола заседания (дело N 2а-4162/2015).
Административные истцы свои требования мотивировали тем, что Решением Исполкома Моссовета от 18.11.1981 г. N 3281 Сельскохозяйственной Академии имени Тимирязева был отведен земельный участок площадью 9160 кв. м для строительства жилого дома и придомовой территории. 25.01.1982 г. N 8/78/2 ГлавАПУ г. Москвы дало разрешение в котором указано о заключении с Управлением регулирования застройки и отвода земель акта о предоставлении указанного участка. Все документы были подготовлены, жилой дом сдан в эксплуатацию в 1993 году на основании акта приемки в эксплуатацию от 30.12.1993 г. В соответствии с техническим паспортом на домовладение по ул. Немчинова 1/25 по состоянию на 11.11.1993 года площадь земельного участка составляла: Застроенная земля: 1278 кв. м под жилым домом, 200 кв. м - встроенно-пристроенные помещения; Фактическая незастроенная площадь (придомовая территория) - 7706 кв. м. Общая площадь земельного участка составляла 9184 квадратных метра. С 1993 года площадь земельного участка на домовладение по ** в городе Москве не изменялась. Административными истцами проведена процедура формирования земельного участка по адресу: г. Москва, **. В 2015 году они обратились с письмом в Префектуру САО г. Москвы, в Управу Тимирязевского района г. Москвы об определении границ земельного участка, межевании земельного участка, постановки на кадастровый учет и подготовки решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в нем. 11.03.2016 г. N 05-03/16 собственники, жильцы дома Б., Н.Д., Л. обратились с заявлением к балансодержателю придомовой территории по ** с просьбой: провести межевание земельного участка и придомовой территории по адресу: <...> и поставить земельный на кадастровый учет. Согласно ситуационного плана, утвержденного ТБТИ г. Москвы сформированы границы земельного участка и выполнен Паспорт "Планировочное решение и благоустройство территории" N САО (14)-ДТ/0166 на основании заявки заказчика ГКУ "ИС Тимирязевского района".
На добровольно собранные денежные средства была проделана работа по благоустройству территории: оборудована детская площадка, места для отдыха, места для парковки автомобилей с соответствующей разметкой, высажены деревья и кустарники, разбиты цветники.
Работы по благоустройству территории проводились при непосредственном участии балансодержателя земельного участка ГКУ ИС Тимирязевского района и с разрешения вышестоящих органов. Металлическое ограждение (забор), ворота вокруг придомовой территории были установлены в 1995 году.
25.01.2014 г. Собственники жилого дома провели общее собрание жильцов, на котором абсолютным большинством были приняты решения: согласовать металлическое ограждение (забор) в существующих границах придомовой территории, установление ограждения - шлагбаума для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию и 124 машино-места общего пользования для жителей дома, установление будки (поста охраны), Совет дома, в лице председателя, дома обратились в Совет депутатов муниципального округа Тимирязевский для согласования установки ограждающего устройства на придомовой территории. 27.02.2014 г. советом депутатов муниципального округа Тимирязевский своим решением N 3/6 от 27.02.2014 г. согласовал установку ограждающего устройства на придомовой территории жилого дома, в том числе ворота, шлагбаум, будку сторожа.
Решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства об обеспечении освобождения земельного участка от незаконно размещенных объектов, вынесены с нарушением прав заявителей, и противоречат Постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП, т.к. спорные сооружения имеют соответствующие разрешения.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействующими Решение окружной комиссии САО г. Москвы N 04/15 от 02.04.2015 г., в части касающейся пункта 23 протокола заседания по пресечению самовольного строительства, и Решение окружной комиссии САО г. Москвы N 12/15 от 22.10.2015 г., в части касающейся пункта 24 протокола заседания по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.
В апелляционных жалобах представителя Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованного лица Н.Т. ставится вопрос об отмене решения.
Представитель Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованное лицо Н.Т., представитель ГКУ г. Москвы Инженерная служба Тимирязевского района ** А.Е. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Административные истцы Л., Е., Н.Д., Б. в заседании судебной коллегии просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа 02.04.2015 г. принято решение N 04/15 в пункте 23, которым поручено Управе Тимирязевского района обеспечить освобождение земельного участка по адресу: Москва, **, от незаконно размещенного объекта (будка охраны) путем демонтажа и (или) перемещения на специально организованную площадку. Ограждение дворовой территории (забор) привести в соответствие с паспортом дворовой территории.
Решением Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа от 22.10.2015 N 12/15 (пункт 24), поручено Управе Тимирязевского района обеспечить освобождение земельного участка по указанному выше адресу от незаконно размещенных объектов (шлагбаум, будка охраны, навес) путем демонтажа и (или) перемещения на специально охраняемую стоянку.
Удовлетворяя исковые требования, признавая решения недействующими суд указал на то, что административными истцами проведена процедура формирования земельного участка домовладения по адресу: Москва, **, границы земельного участка сформированы, в связи с чем Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства Префектуры САО не вправе была выносить решения в отношении объектов расположенных на придомовой территории, которая является общей долевой собственностью собственников жилого дома.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Судом установлено, что дом 1/25 по ул. Немчинова в г. Москве является многоквартирным.
Разрешая требования суд исходил из того, что размер земельного участка на котором расположен жилой дом составляет и придомовая территория 9 160 кв. м и составляет общую собственность жильцов дома, которые вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
Размеры земельного участка, который был отведен в 1981 году под строительство дома, а также информация о его выделении, содержится в материалах инвентарного дела. Из разрешительного письма ГлавАПУ от 25.01.1082 г. (л.д. 209) следует, что в соответствии с решением Исполкома Моссовета от 18 ноября 1991 г. N 3281 и от 23 июля 1980 г. N 2258 по ул. Немчинова в г. Москве под жилищное и культурно-бытовое строительство отведен земельный участок площадью 0,6 га.
Из кадастровой выписки о земельном участке и уведомления (л.д. 228, 234) следует, что по адресу: Москва, ** зарегистрированы земельные участки площадью 160, 18, 18, 842 кв. м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Материалы дела не содержат доказательства того, что земельный участок, в размере 9 160 кв. м, о котором указывали истцы, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
В соответствии с п. 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы осуществляет полномочия об утверждении проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Из материалов дела следует, что на момент принятия решений истцы не обращались в установленном порядке о формировании земельного участка, межевании и регистрации.
На основании п. 2.3.14 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", Префектура в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП утверждено "Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", которое определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с п. 2 указанного Положения, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Пунктом 7.2.1 Постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП предусмотрено полномочие принятия Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещению незаконно размещенных объектов.
В соответствии с п. п. 1.1. 1.5. - 1.6., Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы.
Как усматривается из материалов дела решения Окружной комиссии от N 04/15 от 02.04.2015 г. (п. 23) и N 12/15 от 22.10.2015 (п. 24) в отношении демонтажа будки охраны, ограждения, шлагбаума, навесов расположенных на земельном участке по адресу: Москва, **, приняты в пределах компетенции комиссии, в отношении объектов на размещение которых не было получено разрешение в установленном порядке и которые отвечают признакам самовольных построек.
Решением Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский от 29 апреля 2015 г. N 9/1, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП "О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" отказано в согласовании ограждающего устройства на придомовой территории по адресу Москва, **.
При таких данных действия административного ответчика, соответствовали требованиям закона и основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд неправильно определил значимые для дела обстоятельства, обстоятельства, на которых суд основывает решение не доказаны, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Е., Л., Н.Д., Б. к Префектуре Северного административного округа г. Москвы о признании недействующими Решений окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа N 04/15 от 02.04.2015 г. и N 12/15 от 22.10.2015.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-15453/2016
Требование: О признании недействующими решений по пресечению самовольного строительства.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства были приняты решения об освобождении земельных участков от незаконно размещенных объектов, истцы ссылаются на то, что оспариваемые решения вынесены с нарушением их прав и противоречат постановлению правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, так как спорные сооружения имеют соответствующие разрешения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу N 33а-15453/2016
судья: Чугаев Ю.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Неретиной Е.Н., Лукьянченко В.В., при секретаре С.С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.Н. Неретиной
административное дело по апелляционным жалобам представителя Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованного лица Н.Т. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года по делу по административному иску Е., Л., Н.Д., Б. к Префектуре Северного административного округа г. Москвы о признании недействующим Решения окружной комиссии г. Москвы N 04/15 и 12/15 по пресечению самовольного строительства,
установила:
Административные истцы Е., Л., Н.Д. Б. обратились в суд с административным иском к Префектуре САО г. Москвы о признании недействующим Решения Окружной комиссии САО города Москвы N 04/15 от 02.04.2015 г. по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа города Москвы, в части пункта N 23 Протокола заседания, (дело N 2-2186/2016) и Решения Окружной комиссии САО города Москвы N 12/15 от 22.10.2015 года по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа города Москвы, в части пункта N 24 Протокола заседания (дело N 2а-4162/2015).
Административные истцы свои требования мотивировали тем, что Решением Исполкома Моссовета от 18.11.1981 г. N 3281 Сельскохозяйственной Академии имени Тимирязева был отведен земельный участок площадью 9160 кв. м для строительства жилого дома и придомовой территории. 25.01.1982 г. N 8/78/2 ГлавАПУ г. Москвы дало разрешение в котором указано о заключении с Управлением регулирования застройки и отвода земель акта о предоставлении указанного участка. Все документы были подготовлены, жилой дом сдан в эксплуатацию в 1993 году на основании акта приемки в эксплуатацию от 30.12.1993 г. В соответствии с техническим паспортом на домовладение по ул. Немчинова 1/25 по состоянию на 11.11.1993 года площадь земельного участка составляла: Застроенная земля: 1278 кв. м под жилым домом, 200 кв. м - встроенно-пристроенные помещения; Фактическая незастроенная площадь (придомовая территория) - 7706 кв. м. Общая площадь земельного участка составляла 9184 квадратных метра. С 1993 года площадь земельного участка на домовладение по ** в городе Москве не изменялась. Административными истцами проведена процедура формирования земельного участка по адресу: г. Москва, **. В 2015 году они обратились с письмом в Префектуру САО г. Москвы, в Управу Тимирязевского района г. Москвы об определении границ земельного участка, межевании земельного участка, постановки на кадастровый учет и подготовки решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в нем. 11.03.2016 г. N 05-03/16 собственники, жильцы дома Б., Н.Д., Л. обратились с заявлением к балансодержателю придомовой территории по ** с просьбой: провести межевание земельного участка и придомовой территории по адресу: <...> и поставить земельный на кадастровый учет. Согласно ситуационного плана, утвержденного ТБТИ г. Москвы сформированы границы земельного участка и выполнен Паспорт "Планировочное решение и благоустройство территории" N САО (14)-ДТ/0166 на основании заявки заказчика ГКУ "ИС Тимирязевского района".
На добровольно собранные денежные средства была проделана работа по благоустройству территории: оборудована детская площадка, места для отдыха, места для парковки автомобилей с соответствующей разметкой, высажены деревья и кустарники, разбиты цветники.
Работы по благоустройству территории проводились при непосредственном участии балансодержателя земельного участка ГКУ ИС Тимирязевского района и с разрешения вышестоящих органов. Металлическое ограждение (забор), ворота вокруг придомовой территории были установлены в 1995 году.
25.01.2014 г. Собственники жилого дома провели общее собрание жильцов, на котором абсолютным большинством были приняты решения: согласовать металлическое ограждение (забор) в существующих границах придомовой территории, установление ограждения - шлагбаума для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию и 124 машино-места общего пользования для жителей дома, установление будки (поста охраны), Совет дома, в лице председателя, дома обратились в Совет депутатов муниципального округа Тимирязевский для согласования установки ограждающего устройства на придомовой территории. 27.02.2014 г. советом депутатов муниципального округа Тимирязевский своим решением N 3/6 от 27.02.2014 г. согласовал установку ограждающего устройства на придомовой территории жилого дома, в том числе ворота, шлагбаум, будку сторожа.
Решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства об обеспечении освобождения земельного участка от незаконно размещенных объектов, вынесены с нарушением прав заявителей, и противоречат Постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП, т.к. спорные сооружения имеют соответствующие разрешения.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействующими Решение окружной комиссии САО г. Москвы N 04/15 от 02.04.2015 г., в части касающейся пункта 23 протокола заседания по пресечению самовольного строительства, и Решение окружной комиссии САО г. Москвы N 12/15 от 22.10.2015 г., в части касающейся пункта 24 протокола заседания по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.
В апелляционных жалобах представителя Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованного лица Н.Т. ставится вопрос об отмене решения.
Представитель Префектуры Северного административного округа г. Москвы ** А.Н., заинтересованное лицо Н.Т., представитель ГКУ г. Москвы Инженерная служба Тимирязевского района ** А.Е. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Административные истцы Л., Е., Н.Д., Б. в заседании судебной коллегии просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа 02.04.2015 г. принято решение N 04/15 в пункте 23, которым поручено Управе Тимирязевского района обеспечить освобождение земельного участка по адресу: Москва, **, от незаконно размещенного объекта (будка охраны) путем демонтажа и (или) перемещения на специально организованную площадку. Ограждение дворовой территории (забор) привести в соответствие с паспортом дворовой территории.
Решением Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа от 22.10.2015 N 12/15 (пункт 24), поручено Управе Тимирязевского района обеспечить освобождение земельного участка по указанному выше адресу от незаконно размещенных объектов (шлагбаум, будка охраны, навес) путем демонтажа и (или) перемещения на специально охраняемую стоянку.
Удовлетворяя исковые требования, признавая решения недействующими суд указал на то, что административными истцами проведена процедура формирования земельного участка домовладения по адресу: Москва, **, границы земельного участка сформированы, в связи с чем Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства Префектуры САО не вправе была выносить решения в отношении объектов расположенных на придомовой территории, которая является общей долевой собственностью собственников жилого дома.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Судом установлено, что дом 1/25 по ул. Немчинова в г. Москве является многоквартирным.
Разрешая требования суд исходил из того, что размер земельного участка на котором расположен жилой дом составляет и придомовая территория 9 160 кв. м и составляет общую собственность жильцов дома, которые вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
Размеры земельного участка, который был отведен в 1981 году под строительство дома, а также информация о его выделении, содержится в материалах инвентарного дела. Из разрешительного письма ГлавАПУ от 25.01.1082 г. (л.д. 209) следует, что в соответствии с решением Исполкома Моссовета от 18 ноября 1991 г. N 3281 и от 23 июля 1980 г. N 2258 по ул. Немчинова в г. Москве под жилищное и культурно-бытовое строительство отведен земельный участок площадью 0,6 га.
Из кадастровой выписки о земельном участке и уведомления (л.д. 228, 234) следует, что по адресу: Москва, ** зарегистрированы земельные участки площадью 160, 18, 18, 842 кв. м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Материалы дела не содержат доказательства того, что земельный участок, в размере 9 160 кв. м, о котором указывали истцы, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
В соответствии с п. 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы осуществляет полномочия об утверждении проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Из материалов дела следует, что на момент принятия решений истцы не обращались в установленном порядке о формировании земельного участка, межевании и регистрации.
На основании п. 2.3.14 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", Префектура в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП утверждено "Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", которое определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с п. 2 указанного Положения, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Пунктом 7.2.1 Постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП предусмотрено полномочие принятия Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещению незаконно размещенных объектов.
В соответствии с п. п. 1.1. 1.5. - 1.6., Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы.
Как усматривается из материалов дела решения Окружной комиссии от N 04/15 от 02.04.2015 г. (п. 23) и N 12/15 от 22.10.2015 (п. 24) в отношении демонтажа будки охраны, ограждения, шлагбаума, навесов расположенных на земельном участке по адресу: Москва, **, приняты в пределах компетенции комиссии, в отношении объектов на размещение которых не было получено разрешение в установленном порядке и которые отвечают признакам самовольных построек.
Решением Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский от 29 апреля 2015 г. N 9/1, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП "О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" отказано в согласовании ограждающего устройства на придомовой территории по адресу Москва, **.
При таких данных действия административного ответчика, соответствовали требованиям закона и основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд неправильно определил значимые для дела обстоятельства, обстоятельства, на которых суд основывает решение не доказаны, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Е., Л., Н.Д., Б. к Префектуре Северного административного округа г. Москвы о признании недействующими Решений окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа N 04/15 от 02.04.2015 г. и N 12/15 от 22.10.2015.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)