Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца, до перерыва: Пестов Д.В., доверенность от 21.12.2015;
- от ответчика: Кутикина А.А., доверенность от 24.12.2015;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-16934/2016, 13АП-16937/2016) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 по делу N А56-68822/2015 (судья Золоторева Я.В.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527)
к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" (адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН: 1057812496818, дата регистрации: 01.10.2005, ИНН: 7841322249)
3-и лица: Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич
о взыскании 162 658 рублей 29 копеек,
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "Петербургская сбытовая компания") 90 005 рублей 28 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии за апрель 2015 года, 76 425 рублей 47 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.05.2015 по 26.01.2016, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.01.2016 по день фактического погашения долга.
Определением от 22.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 присуждено к взысканию с АО "Петербургская сбытовая компания" в пользу ПАО "МРСК Сибири" 45 757 рублей 07 копеек задолженности, 70 114 рублей 71 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты с 03.11.2015 по дату фактического исполнения основного обязательства.
В апелляционной жалобе АО "Петербургская сбытовая компания" возражает против взыскания долга по повышающему коэффициенту к нормативу потребления коммунальных услуг в размере 2 088 рублей 43 копейки, представило контррасчет процентов на сумму 68 658 рублей 95 копеек.
ПАО "МРСК Сибири" просит изменить решение суда от 25.04.2016, присудить к взысканию с АО "Петербургская сбытовая компания" в пользу ПАО "МРСК Сибири" 71 600 рублей 60 копеек задолженности, 75 264 рублей 91 копейку процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.01.2016 по дату фактического исполнения обязательства.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ПАО "МРСК Сибири" и АО "Петербургская сбытовая компания" заключен договор от 26.02.2014 N 18.5500739.14 (116.06.14), в соответствии с которым исполнитель в апреле 2015 года оказал услуги по передаче электрической энергии стоимостью 231 865 689 рублей 06 копеек, о чем составлен Акт от 30.04.2015 и выставлен к оплате соответствующего счета-фактуры.
При исполнении договора у сторон возникли разногласия по вопросу определения объема оказанных в апреле 2015 года услуг по передаче электрической энергии, что послужило основанием к предъявлению настоящего иска. Спорными остались денежные средства, начисленные истцом с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению, а также начисления потребителям ответчика - физическим лицам, осуществленные истцом по результатам составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии.
По первому вопросу суд первой инстанции, руководствуясь Правилами установления и определения норматива потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380) пришел к выводу, что объем электроэнергии по договору энергоснабжения с потребителем и объем услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией, определяемые в одной и той же точке поставке, не может быть различным в зависимости от вида договора или его стороны. На основании указанных норм суд не принял возражения ответчика и признал подлежащими взысканию в пользу истца 2 088 рублей 43 копейки задолженности.
По безучетному потреблению гражданами электрической энергии (Молдован Е.И., Безверхая Н.И., Терещенко В.И., Гончарова Н.Г.) суд признал правомерным требование о взыскании 45 757 рублей 07 копеек задолженности.
По вопросу о применении истцом повышающих коэффициентов апелляционный суд приходит к следующему.
Отношения между гарантирующим поставщиком электрической энергии и сетевой организации по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевой организацией в пользу потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, регулируются, в том числе, Основными положениями N 442. Пунктом 184 Основных положений установлено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354.
В соответствии указанными Правилами в случае наличия у потребителя установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета, объемы коммунальных услуг по электроснабжению определяются на основании показаний такого прибора учета. В случае его отсутствия - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом норматив потребления коммунальной услуг определяется Правилами, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор сведений (например, показаний приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов РФ полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов.
Согласно пункту 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
В силу пункта 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
С учетом изложенного, норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета. Следовательно, при осуществлении взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами общим правилом является применение именно норматива потребления.
В свою очередь, повышающие коэффициенты по своей природе являются величиной, отличной от норматива потребления. Об этом свидетельствует использованная законодателем терминология. Порядок установления сравниваемых величин не является схожим.
Как указано выше, при определении норматива должен быть соблюден порядок, предусмотренный Правилами N 306. При этом положения действующего законодательства не устанавливают какого-либо порядка для определения повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент императивно установлен в Правилах N 306 в определенном размере, без его обоснования.
По смыслу действующего законодательства Российской Федерации правило применения повышающего коэффициента при осуществлении расчетов является специальным по отношению к общему правилу - осуществление расчетов исходя из "базового" норматива потребления, и потому к нему не может быть применено расширительное толкование, в результате которого возможно формирование вывода о том, что субъекты, не поименованные в Правилах N 354 в качестве участников расчетов за потребленные коммунальные услуги, - сетевые организации, вправе притязать на перечисление в их пользу денежных средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента.
ПАО "МРСК Сибири" не вправе увеличивать объем потерь на размер "повышающего коэффициента", поскольку сетевая организация может компенсировать свои понесенные затраты, относящиеся только к регулируемой деятельности (затраты связанные с передачей электрической энергии). Учитывая, что коэффициент искусственно увеличивает размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, он не может признаваться обоснованным объемом переданной электрической энергии потребителям (объемом услуги/полезным отпуском электроэнергии/основной реализацией Общества).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний 2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
Таким образом, тариф на услугу по передаче электрической энергии включает в себя все расходы сетевых организаций при осуществлении регулируемой деятельности, в том числе затраты на потери электрической энергии, при ее передаче. В качестве базы для расчета тарифов используются объемы отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (потери).
Согласно письму от 20.02.2016 исх-16/РЭК-734 при формировании и утверждении тарифов истцу на 2015 год Региональная энергетическая комиссия Омской области (регулирующий орган) не учитывала объем электрической энергии, отпускаемой потребителям группы население, с учетом повышающего коэффициента (при условии отсутствия прибора учета).
Соответственно, истец компенсировал все затраты на передачу электрической энергии при оплате ей объема оказанных услуг со стороны Ответчика без учета повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента несет дополнительную для истца выручку без увеличения затрат, так как является суммой, взыскание которой направлено на стимулирование бытовых потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учета. Из указанного следует, что такая сумма не может входить в объем оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии.
К аналогичным выводам пришел Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.06.2016 N 08АП-4502/2016 по делу N А46-15401/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика стоимости услуг по передаче электрической энергии в сумме 2 088 рублей 43 копейки.
Из материалов дела следует, что гарантирующий поставщик не признает исковые требования сетевой организации в части взыскания задолженности за оказанные услуги в связи с выявленными фактами безучетного потребления электрической энергии в отношении следующих потребителей: Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, руководствовался нормами Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭЭП), условиями заключенных участвующими в деле лицами договоров.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
- Согласно статье 3 Федерального закона об электроэнергетике под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- Суммарный объем безучетно потребленной электроэнергии, определенный по актам о безучетном потреблении электроэнергии, подлежит включению в объем поставленной потребителям заказчика электроэнергии, включению в объем оказанных за расчетный период услуг по передаче электроэнергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь.
В силу пункта 188 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) объем электрической энергии (мощности), подлежащей покупке соответствующей сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии, уменьшается на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии, в том расчетном периоде, в котором были составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии, при этом объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых был выявлен факт безучетного потребления, увеличивается в том же расчетном периоде на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии.
Объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере его увеличения в связи с выявленным безучетным потреблением подлежит оплате лицом, заключившим с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точки поставки, в которой было выявлено безучетное потребление.
Выявленные и рассчитанные объемы безучетного потребления подлежат взысканию гарантирующим поставщиком с потребителя по договору энергоснабжения.
Принимая во внимание наличие просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии, требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 68 658 рублей 95 копеек следует признать обоснованными (по расчету ответчика).
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 по делу N А56-68822/2015 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН: 1057812496818, дата регистрации: 01.10.2005, ИНН: 7841322249) в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527) 68 658 рублей 95 копеек процентов и 2 746 рублей 36 копеек расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
В остальной части иска отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527) из федерального бюджета 2 345 рублей 79 копеек излишне уплаченной государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 13АП-16934/2016, 13АП-16937/2016 ПО ДЕЛУ N А56-68822/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. N 13АП-16934/2016, 13АП-16937/2016
Дело N А56-68822/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца, до перерыва: Пестов Д.В., доверенность от 21.12.2015;
- от ответчика: Кутикина А.А., доверенность от 24.12.2015;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-16934/2016, 13АП-16937/2016) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 по делу N А56-68822/2015 (судья Золоторева Я.В.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527)
к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" (адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН: 1057812496818, дата регистрации: 01.10.2005, ИНН: 7841322249)
3-и лица: Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич
о взыскании 162 658 рублей 29 копеек,
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "Петербургская сбытовая компания") 90 005 рублей 28 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии за апрель 2015 года, 76 425 рублей 47 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.05.2015 по 26.01.2016, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.01.2016 по день фактического погашения долга.
Определением от 22.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 присуждено к взысканию с АО "Петербургская сбытовая компания" в пользу ПАО "МРСК Сибири" 45 757 рублей 07 копеек задолженности, 70 114 рублей 71 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты с 03.11.2015 по дату фактического исполнения основного обязательства.
В апелляционной жалобе АО "Петербургская сбытовая компания" возражает против взыскания долга по повышающему коэффициенту к нормативу потребления коммунальных услуг в размере 2 088 рублей 43 копейки, представило контррасчет процентов на сумму 68 658 рублей 95 копеек.
ПАО "МРСК Сибири" просит изменить решение суда от 25.04.2016, присудить к взысканию с АО "Петербургская сбытовая компания" в пользу ПАО "МРСК Сибири" 71 600 рублей 60 копеек задолженности, 75 264 рублей 91 копейку процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.01.2016 по дату фактического исполнения обязательства.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ПАО "МРСК Сибири" и АО "Петербургская сбытовая компания" заключен договор от 26.02.2014 N 18.5500739.14 (116.06.14), в соответствии с которым исполнитель в апреле 2015 года оказал услуги по передаче электрической энергии стоимостью 231 865 689 рублей 06 копеек, о чем составлен Акт от 30.04.2015 и выставлен к оплате соответствующего счета-фактуры.
При исполнении договора у сторон возникли разногласия по вопросу определения объема оказанных в апреле 2015 года услуг по передаче электрической энергии, что послужило основанием к предъявлению настоящего иска. Спорными остались денежные средства, начисленные истцом с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению, а также начисления потребителям ответчика - физическим лицам, осуществленные истцом по результатам составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии.
По первому вопросу суд первой инстанции, руководствуясь Правилами установления и определения норматива потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380) пришел к выводу, что объем электроэнергии по договору энергоснабжения с потребителем и объем услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией, определяемые в одной и той же точке поставке, не может быть различным в зависимости от вида договора или его стороны. На основании указанных норм суд не принял возражения ответчика и признал подлежащими взысканию в пользу истца 2 088 рублей 43 копейки задолженности.
По безучетному потреблению гражданами электрической энергии (Молдован Е.И., Безверхая Н.И., Терещенко В.И., Гончарова Н.Г.) суд признал правомерным требование о взыскании 45 757 рублей 07 копеек задолженности.
По вопросу о применении истцом повышающих коэффициентов апелляционный суд приходит к следующему.
Отношения между гарантирующим поставщиком электрической энергии и сетевой организации по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевой организацией в пользу потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, регулируются, в том числе, Основными положениями N 442. Пунктом 184 Основных положений установлено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354.
В соответствии указанными Правилами в случае наличия у потребителя установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета, объемы коммунальных услуг по электроснабжению определяются на основании показаний такого прибора учета. В случае его отсутствия - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом норматив потребления коммунальной услуг определяется Правилами, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор сведений (например, показаний приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов РФ полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов.
Согласно пункту 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
В силу пункта 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
С учетом изложенного, норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета. Следовательно, при осуществлении взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами общим правилом является применение именно норматива потребления.
В свою очередь, повышающие коэффициенты по своей природе являются величиной, отличной от норматива потребления. Об этом свидетельствует использованная законодателем терминология. Порядок установления сравниваемых величин не является схожим.
Как указано выше, при определении норматива должен быть соблюден порядок, предусмотренный Правилами N 306. При этом положения действующего законодательства не устанавливают какого-либо порядка для определения повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент императивно установлен в Правилах N 306 в определенном размере, без его обоснования.
По смыслу действующего законодательства Российской Федерации правило применения повышающего коэффициента при осуществлении расчетов является специальным по отношению к общему правилу - осуществление расчетов исходя из "базового" норматива потребления, и потому к нему не может быть применено расширительное толкование, в результате которого возможно формирование вывода о том, что субъекты, не поименованные в Правилах N 354 в качестве участников расчетов за потребленные коммунальные услуги, - сетевые организации, вправе притязать на перечисление в их пользу денежных средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента.
ПАО "МРСК Сибири" не вправе увеличивать объем потерь на размер "повышающего коэффициента", поскольку сетевая организация может компенсировать свои понесенные затраты, относящиеся только к регулируемой деятельности (затраты связанные с передачей электрической энергии). Учитывая, что коэффициент искусственно увеличивает размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, он не может признаваться обоснованным объемом переданной электрической энергии потребителям (объемом услуги/полезным отпуском электроэнергии/основной реализацией Общества).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний 2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
Таким образом, тариф на услугу по передаче электрической энергии включает в себя все расходы сетевых организаций при осуществлении регулируемой деятельности, в том числе затраты на потери электрической энергии, при ее передаче. В качестве базы для расчета тарифов используются объемы отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (потери).
Согласно письму от 20.02.2016 исх-16/РЭК-734 при формировании и утверждении тарифов истцу на 2015 год Региональная энергетическая комиссия Омской области (регулирующий орган) не учитывала объем электрической энергии, отпускаемой потребителям группы население, с учетом повышающего коэффициента (при условии отсутствия прибора учета).
Соответственно, истец компенсировал все затраты на передачу электрической энергии при оплате ей объема оказанных услуг со стороны Ответчика без учета повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента несет дополнительную для истца выручку без увеличения затрат, так как является суммой, взыскание которой направлено на стимулирование бытовых потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учета. Из указанного следует, что такая сумма не может входить в объем оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии.
К аналогичным выводам пришел Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.06.2016 N 08АП-4502/2016 по делу N А46-15401/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика стоимости услуг по передаче электрической энергии в сумме 2 088 рублей 43 копейки.
Из материалов дела следует, что гарантирующий поставщик не признает исковые требования сетевой организации в части взыскания задолженности за оказанные услуги в связи с выявленными фактами безучетного потребления электрической энергии в отношении следующих потребителей: Гончарова Надежда Готлибовна, Терещенко Вячеслав Ильич, Безверхая Нина Ивановна, Михайлов Леонид Андреевич.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, руководствовался нормами Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭЭП), условиями заключенных участвующими в деле лицами договоров.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
- Согласно статье 3 Федерального закона об электроэнергетике под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- Суммарный объем безучетно потребленной электроэнергии, определенный по актам о безучетном потреблении электроэнергии, подлежит включению в объем поставленной потребителям заказчика электроэнергии, включению в объем оказанных за расчетный период услуг по передаче электроэнергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь.
В силу пункта 188 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) объем электрической энергии (мощности), подлежащей покупке соответствующей сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии, уменьшается на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии, в том расчетном периоде, в котором были составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии, при этом объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых был выявлен факт безучетного потребления, увеличивается в том же расчетном периоде на выявленный и рассчитанный в соответствии с настоящим документом объем безучетного потребления электрической энергии.
Объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере его увеличения в связи с выявленным безучетным потреблением подлежит оплате лицом, заключившим с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точки поставки, в которой было выявлено безучетное потребление.
Выявленные и рассчитанные объемы безучетного потребления подлежат взысканию гарантирующим поставщиком с потребителя по договору энергоснабжения.
Принимая во внимание наличие просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии, требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 68 658 рублей 95 копеек следует признать обоснованными (по расчету ответчика).
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2016 по делу N А56-68822/2015 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (адрес: Россия, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН: 1057812496818, дата регистрации: 01.10.2005, ИНН: 7841322249) в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527) 68 658 рублей 95 копеек процентов и 2 746 рублей 36 копеек расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
В остальной части иска отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (адрес: Россия, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А; ОГРН: 1052460054327, дата регистрации: 04.07.2005, ИНН: 2460069527) из федерального бюджета 2 345 рублей 79 копеек излишне уплаченной государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)