Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 15112);
- от заинтересованного лица: Федькушовой М.А. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8789/2016) ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-89341/2015 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 19/30, ОГРН 1089847227250, далее - ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, далее ГЖИ) от 19.11.2015 N 4805/15 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом необоснованно отклонены доводы о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Представитель ГЖИ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 01 по 31 октября 2015 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 01.10.2015 N 43-Р проведена проверка соблюдения на территории Санкт-Петербурга Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербург, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1135 от 14.09.2006 и Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга 1334 от 16.10.2007.
Вместе с тем, ходе проверки выявлены нарушения Правил N 170 по содержанию общего имущества жилого фонда многоквартирных домов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 54, д. 56, д. 52, д. 50, д. 48, д. 44 корп. 1, д. 42, д. 38 корп. 1, д. 36, корп. 1,, управление которых осуществляет ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района".
- По результатам проверки, в присутствии представителя заявителя составлен акт от 16.10.2015 N 05/93 (с изготовление фототаблицы), в котором зафиксировано, что в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 56:
- - не обеспеченна эксплуатация осветительных установок общедомовых помещений (отсутствует светильник при входе в подвальное помещение с торцевой стороны дома) (нарушение п. 5.6 2 Правил N 170);
- - не очищен фасад здания (на стене фасада имеются надписи-граффити) (нарушение п. 4.2.3.1 и п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 54:
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (отсутствует остекление на 1-м этаже лестничных клеток со стороны лифтовой шахты всех парадных) (нарушение 4.7.2 Правил N 170);
- - на отверстиях подвального помещения не установлена сетка, защищающая здание от проникновения грызунов (нарушение п. 3.4.7 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 52:
- - не очищен фасад здания (на стене фасада имеются надписи-граффити с тыльной стороны дома) (нарушение п. 4.2.3.1 и п. 4.2.3.9 Правил N 170):;
- - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке входа в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 50:
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (отсутствует остекление на 1-м этаже лестничных клеток со стороны лифтовой шахты всех парадных) (нарушение п. 4.7.2 Правил N 170);
- - цоколь здания с тыльной стороны не защищен от увлажнения и обрастания мхом (нарушение п. 4.2.1.4 Правил N 170);
- - п. 4.2.4.1 Правил - допущено захламление мусором и загрязнение козырька над входом в парадную N 3 (нарушение п. 4.2.4.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 48:
- - п. 3.7.1 Правил - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке входа в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 44, корп. 1:
- - допущено захламление мусором и загрязнение козырька над входом в парадную N 6 (нарушение п. 4.2.4.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 42:
- - п. 5.6 2 Правил - не обеспеченна эксплуатация осветительных установок общедомовых помещений (отсутствует светильник при входе в подвальное помещение с торцевой стороны дома) (нарушение Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 38, корп. 1:
- - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие листвы при входе в парадную N 8) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- - не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели возле мусоропроводной камеры парадной N 6) (нарушение п. 4.10.2.1; 4.1.7 Правил N 170);
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (разбито остекление на 2-м этаже лестничной клетки N 7) (нарушение п. 4.7.2 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 36, корп. 1: 3
- не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке при входе в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 16.10.2015 в отношении ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" протокола об административном правонарушении N 05/93 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение пунктов 3.4.7, 3.7.1, 4.2.3.1, 4.2.3.9, 4.2.1.4, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.17, 5.6.2 Правил N 170 руководителем ГЖИ вынесено постановление от 04.09.2014 N 4376/14 о привлечении ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 4.2.3.9 Правил фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
В силу пункта 4.2.4.1 Правил работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
Как следует из пункта 4.2.3.1 Правил, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Материалами дела, в том числе, актом проверки от 16.10.2015 N 05/93 с приложенной к нему фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 16.10.2015 N 05/93, подтверждается нарушение ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" требований Правил N 170, выразившихся в ненадлежащей эксплуатации осветительных установок общедомовых помещений; загрязнении фасадов зданий; наличию неисправностей заполнений оконных проемов; необеспечении своевременной уборки придомовой территории и систематического наблюдения за ее санитарным состоянием; захламлении мусором и загрязнении козырьков над входами в парадные; неосуществлении мероприятий по содержанию в исправном состоянии отмосток.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, при обследовании многоквартирных жилых зданий специалистами ГЖИ выявлено нарушение обществом пунктов 3.4.7, 3.7.1, 4.2.3.1, 4.2.3.9, 4.2.1.4, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.17, 5.6.2 Правил N 170.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений кооператив не отрицает.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
- В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором (п. в);
- При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данных домов, в том числе, постоянно поддерживать в надлежащем состоянии фасады зданий, обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; осуществлять мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток, устранять неисправности заполнений оконных проемов.
Таким образом, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при его привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии представителя общества, ГЖИ соблюден срок привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме, вопреки позиции общества, не требуется наступления соответствующих негативных последствий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2016 года по делу N А56-89341/2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 13АП-8789/2016 ПО ДЕЛУ N А56-89341/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 13АП-8789/2016
Дело N А56-89341/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 15112);
- от заинтересованного лица: Федькушовой М.А. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8789/2016) ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-89341/2015 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 19/30, ОГРН 1089847227250, далее - ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, далее ГЖИ) от 19.11.2015 N 4805/15 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом необоснованно отклонены доводы о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Представитель ГЖИ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 01 по 31 октября 2015 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 01.10.2015 N 43-Р проведена проверка соблюдения на территории Санкт-Петербурга Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербург, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1135 от 14.09.2006 и Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга 1334 от 16.10.2007.
Вместе с тем, ходе проверки выявлены нарушения Правил N 170 по содержанию общего имущества жилого фонда многоквартирных домов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 54, д. 56, д. 52, д. 50, д. 48, д. 44 корп. 1, д. 42, д. 38 корп. 1, д. 36, корп. 1,, управление которых осуществляет ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района".
- По результатам проверки, в присутствии представителя заявителя составлен акт от 16.10.2015 N 05/93 (с изготовление фототаблицы), в котором зафиксировано, что в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 56:
- - не обеспеченна эксплуатация осветительных установок общедомовых помещений (отсутствует светильник при входе в подвальное помещение с торцевой стороны дома) (нарушение п. 5.6 2 Правил N 170);
- - не очищен фасад здания (на стене фасада имеются надписи-граффити) (нарушение п. 4.2.3.1 и п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 54:
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (отсутствует остекление на 1-м этаже лестничных клеток со стороны лифтовой шахты всех парадных) (нарушение 4.7.2 Правил N 170);
- - на отверстиях подвального помещения не установлена сетка, защищающая здание от проникновения грызунов (нарушение п. 3.4.7 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 52:
- - не очищен фасад здания (на стене фасада имеются надписи-граффити с тыльной стороны дома) (нарушение п. 4.2.3.1 и п. 4.2.3.9 Правил N 170):;
- - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке входа в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 50:
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (отсутствует остекление на 1-м этаже лестничных клеток со стороны лифтовой шахты всех парадных) (нарушение п. 4.7.2 Правил N 170);
- - цоколь здания с тыльной стороны не защищен от увлажнения и обрастания мхом (нарушение п. 4.2.1.4 Правил N 170);
- - п. 4.2.4.1 Правил - допущено захламление мусором и загрязнение козырька над входом в парадную N 3 (нарушение п. 4.2.4.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 48:
- - п. 3.7.1 Правил - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке входа в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 44, корп. 1:
- - допущено захламление мусором и загрязнение козырька над входом в парадную N 6 (нарушение п. 4.2.4.1 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 42:
- - п. 5.6 2 Правил - не обеспеченна эксплуатация осветительных установок общедомовых помещений (отсутствует светильник при входе в подвальное помещение с торцевой стороны дома) (нарушение Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 38, корп. 1:
- - не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие листвы при входе в парадную N 8) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- - не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели возле мусоропроводной камеры парадной N 6) (нарушение п. 4.10.2.1; 4.1.7 Правил N 170);
- - допущены неисправности заполнений оконных проемов (разбито остекление на 2-м этаже лестничной клетки N 7) (нарушение п. 4.7.2 Правил N 170);
- по адресу: пр. Маршала Блюхера, д. 36, корп. 1: 3
- не обеспеченна своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (наличие бытового мусора и листвы на лестнице и в приямке при входе в подвальное помещение) (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 16.10.2015 в отношении ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" протокола об административном правонарушении N 05/93 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение пунктов 3.4.7, 3.7.1, 4.2.3.1, 4.2.3.9, 4.2.1.4, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.17, 5.6.2 Правил N 170 руководителем ГЖИ вынесено постановление от 04.09.2014 N 4376/14 о привлечении ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 4.2.3.9 Правил фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
В силу пункта 4.2.4.1 Правил работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
Как следует из пункта 4.2.3.1 Правил, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Материалами дела, в том числе, актом проверки от 16.10.2015 N 05/93 с приложенной к нему фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 16.10.2015 N 05/93, подтверждается нарушение ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" требований Правил N 170, выразившихся в ненадлежащей эксплуатации осветительных установок общедомовых помещений; загрязнении фасадов зданий; наличию неисправностей заполнений оконных проемов; необеспечении своевременной уборки придомовой территории и систематического наблюдения за ее санитарным состоянием; захламлении мусором и загрязнении козырьков над входами в парадные; неосуществлении мероприятий по содержанию в исправном состоянии отмосток.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, при обследовании многоквартирных жилых зданий специалистами ГЖИ выявлено нарушение обществом пунктов 3.4.7, 3.7.1, 4.2.3.1, 4.2.3.9, 4.2.1.4, 4.2.4.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 4.17, 5.6.2 Правил N 170.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений кооператив не отрицает.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
- В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором (п. в);
- При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
ООО "ЖКС N 3 Красногвардейского района" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данных домов, в том числе, постоянно поддерживать в надлежащем состоянии фасады зданий, обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; осуществлять мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток, устранять неисправности заполнений оконных проемов.
Таким образом, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при его привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии представителя общества, ГЖИ соблюден срок привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме, вопреки позиции общества, не требуется наступления соответствующих негативных последствий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2016 года по делу N А56-89341/2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)