Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 по делу N А63-379/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" (ОГРН 1022601985999, ИНН 2635039043)
к Управлению Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору (ОГРН 1022601950348, ИНН 2636036609),
об оспаривании ненормативного правового акта,
в отсутствие представителей сторон,
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 отказано в удовлетворении требования товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" (далее - товарищество) к Управлению Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору (далее - управление) об оспаривании предписания от 21.12.2015 N 2424. Суд указал на соответствие предписания жилищному законодательству, поскольку товарищество уполномочено обеспечивать надлежащую эксплуатацию и сохранность жилищного фонда, а также нести ответственность за невыполнение функций управления общим имуществом в многоквартирном доме и обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения (жилого многоквартирного дома).
В апелляционной жалобе товарищество просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, апеллянт указывает, что не смогло провести никаких работ в указанной квартире, в связи с противодействием собственника квартиры N <...>, по жалобе которого проводилась проверка. Также товарищество сослалось на то, что решением общего собрания обязанность ремонта стояков водоснабжения и теплоснабжения возложена на собственников соответствующих квартир.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения гражданина Рыльцева А.П., проживающего в квартире N <...> многоквартирного дома N 74/1, расположенного по ул. Шпаковской в г. Ставрополе, управлением была проведена внеплановая выездная проверка товарищества.
При проведении проверки присутствовала представитель товарищества по доверенности Шаржукова О.Е. По результатам проверки управлением был составлен акт от 23.09.2015 N 2365-34/1, товариществу выдано предписание от 23.09.2015 N 1871 об устранении выявленных нарушений, с установленным сроком его исполнения до 23.11.2015.
03.12.2015 управлением на основании распоряжения N 3641 с целью осуществления государственного контроля за исполнением ранее выданного предписания от 23.09.2015 N 1871 по вопросу проведения технических осмотров и выполнения работ по техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, в том числе инженерных сетей и оборудования, проходящих через жилое помещение - квартиру N <...> данного многоквартирного дома, управлением проведена проверка товарищества, в ходе которой установлено, что предписание товариществом выполнило не в полном объеме, а именно: с привлечением специализированной организации было выполнено обследование трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих через жилое помещение квартиры N <...>, однако, в связи с не предоставлением гражданином Рыльцевым А.П. доступа к указанным сетям (акты от 17.11.2015, от 19.11.2015, от 23.11.2015) товариществом не было обеспечено проведение профилактических работ по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, а именно трубопроводов холодного и горячего водоснабжения, проходящих через жилое помещение - квартиру N <...>, в соответствии с рекомендациями выданными специализированной организацией по результатам обследования.
По результатам проверки управлением был составлен акт от 21.12.2015 N 3641-34/1, обществу выдано предписание от 21.12.2015 N 2424 об устранении выявленных нарушений, в котором указано на необходимость проведения профилактических работ по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 74/1, расположенного по ул. Шпаковской в г. Ставрополе, (трубопроводов ХВС, ГВС), проходящих через жилое помещение квартиры N <...> указанного многоквартирного дома, с установленным сроком его исполнения до 24.02.2016.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Так как собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме был избран способ управления путем образования товарищества собственников жилья, товарищество является организацией, выполняющей функции управления общим имуществом в указанном выше многоквартирном доме и отвечающей за обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения, то есть жилого многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 74/, находящегося в управлении товарищества, были выявлены нарушения пункта 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в следующем: технические осмотры общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома проводятся не в полном объеме, в связи с непредоставлением собственником жилого помещения квартиры N <...> данного многоквартирного дома доступа для обследования инженерных сетей и оборудования систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, проходящих через указанное жилое помещение, о чем были составлены акты.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1., 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5. Правил N 170 целью осмотров жилых зданий, является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. Частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в установленные законодательством сроки.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома.
Результаты осенних проверок готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях отражаются в паспорте готовности объекта.
Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта; в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях; г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Таким образом, пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из пункта 1.8 Правил N 170 следует, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание (уборку мест общего пользования; уборку мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
В рассматриваемом случае товарищество является организацией, осуществляющей управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Шпаковская, 74/1, г. Ставрополь, и в соответствии с уставом товарищества обязано соблюдать положения и нормы действующего законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими (обслуживающими) организациями, а, следовательно и организациями, выполняющими функции по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, отвечающими за обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения, то есть жилого многоквартирного дома.
Более того, согласно статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно - технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Материалами дела установлено, что указанный многоквартирный дом находится в управлении товарищества, которое было уполномочено обеспечивать надлежащую эксплуатацию и сохранность жилищного фонда, а также нести ответственность за невыполнение функций управления общим имуществом в многоквартирном доме и обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения (жилого многоквартирного дома).
В данном случае, совершенное товариществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении товарищества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Довод о том, что предписание не исполнено, в связи с противодействием собственника квартиры N <...>, подлежит отклонению. Так, суду не представлены доказательства того, что гражданин Рыльцев А.П. чинит препятствия в выполнении работ установленных оспариваемым предписанием.
Вопросы наличия либо отсутствия вины товарищества, не имеет значения при рассмотрении арбитражным судом спора о законности предписания уполномоченного органа. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для отмены ненормативного акта является несоответствие его закону либо иному нормативному акты и нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В рамках спора о признании незаконным предписания уполномоченного органа вопросы вины судом не исследуются. Такие обстоятельства подлежат исследованию в рамках дел об административных правонарушениях (глава 25 АПК РФ), в том числе, если товарищество привлекается к ответственности за неисполнение законного предписания уполномоченного органа.
Таким образом, материалы дела подтверждают, что обжалуемое предписание соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и не создает препятствия для осуществления товариществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме.
Остальные доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 по делу N А63-379/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2016 N 16АП-1816/2016 ПО ДЕЛУ N А63-379/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N А63-379/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 по делу N А63-379/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" (ОГРН 1022601985999, ИНН 2635039043)
к Управлению Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору (ОГРН 1022601950348, ИНН 2636036609),
об оспаривании ненормативного правового акта,
в отсутствие представителей сторон,
установил:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 отказано в удовлетворении требования товарищества собственников жилья "Шпаковская 74/1" (далее - товарищество) к Управлению Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору (далее - управление) об оспаривании предписания от 21.12.2015 N 2424. Суд указал на соответствие предписания жилищному законодательству, поскольку товарищество уполномочено обеспечивать надлежащую эксплуатацию и сохранность жилищного фонда, а также нести ответственность за невыполнение функций управления общим имуществом в многоквартирном доме и обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения (жилого многоквартирного дома).
В апелляционной жалобе товарищество просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, апеллянт указывает, что не смогло провести никаких работ в указанной квартире, в связи с противодействием собственника квартиры N <...>, по жалобе которого проводилась проверка. Также товарищество сослалось на то, что решением общего собрания обязанность ремонта стояков водоснабжения и теплоснабжения возложена на собственников соответствующих квартир.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения гражданина Рыльцева А.П., проживающего в квартире N <...> многоквартирного дома N 74/1, расположенного по ул. Шпаковской в г. Ставрополе, управлением была проведена внеплановая выездная проверка товарищества.
При проведении проверки присутствовала представитель товарищества по доверенности Шаржукова О.Е. По результатам проверки управлением был составлен акт от 23.09.2015 N 2365-34/1, товариществу выдано предписание от 23.09.2015 N 1871 об устранении выявленных нарушений, с установленным сроком его исполнения до 23.11.2015.
03.12.2015 управлением на основании распоряжения N 3641 с целью осуществления государственного контроля за исполнением ранее выданного предписания от 23.09.2015 N 1871 по вопросу проведения технических осмотров и выполнения работ по техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, в том числе инженерных сетей и оборудования, проходящих через жилое помещение - квартиру N <...> данного многоквартирного дома, управлением проведена проверка товарищества, в ходе которой установлено, что предписание товариществом выполнило не в полном объеме, а именно: с привлечением специализированной организации было выполнено обследование трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих через жилое помещение квартиры N <...>, однако, в связи с не предоставлением гражданином Рыльцевым А.П. доступа к указанным сетям (акты от 17.11.2015, от 19.11.2015, от 23.11.2015) товариществом не было обеспечено проведение профилактических работ по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, а именно трубопроводов холодного и горячего водоснабжения, проходящих через жилое помещение - квартиру N <...>, в соответствии с рекомендациями выданными специализированной организацией по результатам обследования.
По результатам проверки управлением был составлен акт от 21.12.2015 N 3641-34/1, обществу выдано предписание от 21.12.2015 N 2424 об устранении выявленных нарушений, в котором указано на необходимость проведения профилактических работ по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 74/1, расположенного по ул. Шпаковской в г. Ставрополе, (трубопроводов ХВС, ГВС), проходящих через жилое помещение квартиры N <...> указанного многоквартирного дома, с установленным сроком его исполнения до 24.02.2016.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Так как собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме был избран способ управления путем образования товарищества собственников жилья, товарищество является организацией, выполняющей функции управления общим имуществом в указанном выше многоквартирном доме и отвечающей за обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения, то есть жилого многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 74/, находящегося в управлении товарищества, были выявлены нарушения пункта 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в следующем: технические осмотры общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома проводятся не в полном объеме, в связи с непредоставлением собственником жилого помещения квартиры N <...> данного многоквартирного дома доступа для обследования инженерных сетей и оборудования систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, проходящих через указанное жилое помещение, о чем были составлены акты.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1., 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5. Правил N 170 целью осмотров жилых зданий, является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. Частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в установленные законодательством сроки.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома.
Результаты осенних проверок готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях отражаются в паспорте готовности объекта.
Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта; в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях; г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Таким образом, пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из пункта 1.8 Правил N 170 следует, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание (уборку мест общего пользования; уборку мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
В рассматриваемом случае товарищество является организацией, осуществляющей управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Шпаковская, 74/1, г. Ставрополь, и в соответствии с уставом товарищества обязано соблюдать положения и нормы действующего законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими (обслуживающими) организациями, а, следовательно и организациями, выполняющими функции по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, отвечающими за обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения, то есть жилого многоквартирного дома.
Более того, согласно статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно - технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Материалами дела установлено, что указанный многоквартирный дом находится в управлении товарищества, которое было уполномочено обеспечивать надлежащую эксплуатацию и сохранность жилищного фонда, а также нести ответственность за невыполнение функций управления общим имуществом в многоквартирном доме и обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения (жилого многоквартирного дома).
В данном случае, совершенное товариществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении товарищества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Довод о том, что предписание не исполнено, в связи с противодействием собственника квартиры N <...>, подлежит отклонению. Так, суду не представлены доказательства того, что гражданин Рыльцев А.П. чинит препятствия в выполнении работ установленных оспариваемым предписанием.
Вопросы наличия либо отсутствия вины товарищества, не имеет значения при рассмотрении арбитражным судом спора о законности предписания уполномоченного органа. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для отмены ненормативного акта является несоответствие его закону либо иному нормативному акты и нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В рамках спора о признании незаконным предписания уполномоченного органа вопросы вины судом не исследуются. Такие обстоятельства подлежат исследованию в рамках дел об административных правонарушениях (глава 25 АПК РФ), в том числе, если товарищество привлекается к ответственности за неисполнение законного предписания уполномоченного органа.
Таким образом, материалы дела подтверждают, что обжалуемое предписание соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и не создает препятствия для осуществления товариществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме.
Остальные доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2016 по делу N А63-379/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)