Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6821/2017

Требование: О возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что является долевым собственником квартиры. Согласно акту осмотра квартиры, проведенного межведомственной комиссией, установлено, что в доме производился капитальный ремонт крыши, в результате непринятия подрядной организацией мер по предотвращению протекания воды была значительно повреждена квартира истца после прошедших снегопадов и дождей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N 33-6821/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Никитиной А.И., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.С. к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Стройресурс", некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области о взыскании ущерба
по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области,
по апелляционной жалобе некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области"
на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2017 года, которым исковые требования Р.Е.С. удовлетворены частично. Суд взыскал с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Р.Е.С. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, 121 863 рубля, расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей, при недостаточности денежных средств некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" возложил субсидиарную ответственность на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Р.Е.С. отказано.
С некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу АНО "Центр судебных экспертиз" взысканы расходы по оплате проведенной экспертизы в размере 22 000 рублей, а также государственная пошлина в доход бюджета МО Октябрьский район Оренбургской области в размере 3 637, 26 рублей.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Р.Е.С. обратилась к мировому судье с иском к ООО "Оренбург Стройресурс" о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры. В обоснование требований указала, что является долевым собственником квартиры (адрес). Согласно акту осмотра квартиры от 9 ноября 2016 года, проведенного межведомственной комиссией, установлено, что в доме производился капитальный ремонт крыши, в результате непринятия подрядной организацией мер по предотвращению протекания воды была значительно повреждена квартира N после прошедших снегопадов и дождей.
С учетом уточнения исковых требований просила суд взыскать с НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" в ее пользу: расходы по восстановительному ремонту в размере 121 863 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 63 431, 50 рублей, 6 000 рублей - расходы за оказание юридических услуг.
Мировым судьей к участию в деле в качестве соответчика привлечена НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены собственники недвижимого имущества М.А., М.С.
Определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Октябрьского района Оренбургской области от 24 апреля 2017 года гражданское дело передано по подсудности в Сакмарский районный суд Оренбургской области.
Определением суда от 9 июня 2017 года по делу в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
В судебном заседании истец Р.Е.А. и ее представитель Т. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области", Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, ООО "Оренбург Стройресурс", третьи лица М.А., М.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области", в апелляционных жалобах просят отменить обжалуемое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Р.Е.С., представители НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области", ООО "Оренбург Стройресурс", М.С., М.А. не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р.Е.С. (до брака М.), М.С. и М.А. являются долевыми собственниками квартиры (адрес) что подтверждается правоустанавливающими документами.
Согласно договору подряда N от 30 июня 2016 года на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, заключенного между НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" и ООО "Оренбург Стройресурс", заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...>.
Актом осмотра квартиры (адрес) от 9 ноября 2016 года комиссией в составе: заместителя главы МО Октябрьский сельсовет Т., заместителя главы МО Октябрьский сельсовет К., специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Октябрьский район Г. подтверждается, что квартира в результате залития получила повреждения. (т. 1 л.д. 12).
Из заключения ООО "Центр судебных экспертиз" от 12 апреля 2017 года N следует, что причиной залития квартиры N по адресу: (адрес) стали ремонтные работы крыши. Стоимость восстановительного ремонта указанной квартиры в ценах 4 квартала 2016 года с учетом округления и НДС составила 121 863 рубля (т. 1 л.д. 145 - 190).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 562-п на территории Оренбургской области создана НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", которая наделена полномочиями регионального оператора.
В соответствии с частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к верному выводу о том, что лицом, ответственным за возмещение ущерба, причиненного имуществу истца подрядной организацией при проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома, является региональный оператор НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", привлекший подрядчика ООО "Оренбург Стройресурс" для проведения указанных работ, в результате ненадлежащего выполнения которых причинен вред собственникам помещения в многоквартирном доме.
Доводы апелляционной жалобы НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о том, что не представлено доказательств причинения вреда истцу в результате отсутствия со стороны заказчика контроля за действиями подрядчика на всех этапах исполнения договора, юридически значимыми для разрешения данного спора не являются, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации региональный оператор отвечает за вред, причиненный подрядными организациями при проведении работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Фонда о том, что пунктом 10.4 договора подряда предусмотрена ответственность подрядчика за ущерб, нанесенный общему имуществу многоквартирного дома, собственникам помещений многоквартирного дома и третьим лицам, а также о том, что Фонд не является исполнителем услуг, связанных с проведением работ по капитальному ремонту крыши, а лишь организует проведение данных работ, на правильность выводов суда не влияют.
Возлагая субсидиарную ответственность по возмещению вреда на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд руководствовался положениями статьи 33 Закона Оренбургской области Закон Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 29.06.2017) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Данный вывод суда основан на неверном применении закона.
Согласно части 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Аналогичные основания субсидиарной ответственной Оренбургской области предусмотрены статьей 33 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Приведенными нормами субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него законом обязательств.
Между тем, по настоящему делу выполняющий функции регионального оператора НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" привлечен к ответственности не в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств, а на основании части 6 статьи 182 ЖК РФ в связи с ненадлежащим проведением подрядной организаций работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, возложение субсидиарной ответственности на субъект Российской Федерации в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной региональным оператором, является незаконным.
В связи с этим, решение суда в указанное части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2017 года в части возложения субсидиарной ответственности на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области при недостаточности денежных средств у некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" отменить.
Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)