Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На основании заявки общества-2 общество-1 (третье лицо) направило в уполномоченный орган заявление об установлении индивидуальных тарифов на подключение объекта общества-2. Общество-2 с решением уполномоченного органа не согласилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
09 октября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Лузгарева М.С. (доверенность от 09.01.2017),
Ноговицына А.С. (доверенность от 03.10.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной службы по тарифам Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017,
принятое судьей Шмыриным С.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А28-8665/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Салютстрой"
к Региональной службе по тарифам Кировской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
третье лицо - акционерное общество "Кировские коммунальные системы"
(ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454),
и
общество с ограниченной ответственностью "Салютстрой" (далее - ООО "Салютстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением (уточненным) о признании недействительным решения Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Служба по тарифам) от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС") в индивидуальном порядке"; о возложении на РСТ обязанности в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу пересмотреть расчет акционерного общества "Кировские коммунальные системы" размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения следующего объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС").
Суд решением от 13.03.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 решение оставлено без изменения.
Служба по тарифам не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в данном случае "НЦС 81-02-2014 Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства", утвержденные приказом Минстроя России от 28.08.2014 N 506/пр (далее - НЦС 81-02-2014) неприменимы, так как они не предназначены для расчета стоимости реконструкции и (или) модернизации существующих объектов сетей водоснабжения и водоотведения; АО "ККС" представило все необходимые документы для установления тарифа, и оспоренное решение принято в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
АО "ККС" в отзыве поддержало доводы, изложенные в жалобе.
ООО "Салютстрой" в отзыве и его представители в судебном заседании не согласились с доводами жалобы, попросили оставить принятые судебные акты без изменения.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2016 в АО "ККС" поступила заявка ООО "Салютстрой" о подключении объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
В Службу по тарифам 19.04.2016 поступило заявление АО "ККС" об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
Экспертная группа Службы по тарифам подготовила заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" (далее - экспертное заключение). Согласно данному заключению экспертная группа предложила установить индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" для заявителя ООО "Салютстрой" в размере 6111,14 тыс. руб.; индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" для ООО "Салютстрой" в размере 8818,39 тыс. рублей.
Правление Службы по тарифам приняло решение от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016:
1. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО "Салютстрой" - "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" к централизованной системе водоснабжения акционерного общества "Кировские коммунальные системы" в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час. размере 6111,14 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение).
2. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО "Салютстрой" - "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" к централизованной системе водоотведения акционерного общества "Кировские коммунальные системы" в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час. размере 8818,39 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 2).
3. Размер платы, установленный в пунктах 1 и 2 настоящего решения, действует с 01.07.2016 (пункт 3).
ООО "Салютстрой" не согласилось с решением Службы по тарифам от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктами 4, 5 части 2 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 5, частями 1, 13 статьи 18, пунктом 2 части 1, частью 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365, к полномочиям Службы по тарифам относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункты 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
На основании пункта 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В силу пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24 Основ ценообразования).
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом (пункт 81 Основ ценообразования).
Как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения, затраты по статье "Локальный сметный расчет реконструкции самотечного коллектора, реконструкция которого необходима для подключения многоквартирного жилого здания по адресу: ул. Московская, дом 121" определены экспертами в соответствии с пунктами 85, 86 Основ ценообразования на основании представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час. (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
В пункте 86 Основ ценообразования установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
В пунктах 12, 13 Правил N 406 предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил N 406).
В пункте 17 названных правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (пункт 20 Правил N 406).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов (пункт 25 Правил N 406).
Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов (пункт 26 Правил N 406).
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил N 406).
В соответствии пунктами 3.4.3, 3.4.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением правительства Кировской области от 05.12.2014 N 14/180 (далее - Административный регламент) в случае если заявитель не представил самостоятельно документы, которые он вправе представить и которые необходимы для предоставления государственной услуги, специалист, ответственный за проверку документов, запрашивает их в уполномоченных органах и организациях в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги и представляемых в обязательном порядке. В случае если в ходе анализа представленных заявителем предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, служба запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные заявителем расходы в предыдущем периоде регулирования, указав форму их представления и требования к ним, а заявитель обязан их представить в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса заявителю.
На основании пунктов 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3 Административного регламента основанием для проведения экспертизы является издание руководителем службы приказа о назначении экспертной группы в количестве 3 человек из числа сотрудников службы. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, проводят экспертизу предложений об установлении тарифов. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, по результатам проведенной экспертизы составляют экспертное заключение, которое приобщается к делу об установлении тарифов. Служба вправе привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов, а также приобщать к делу об установлении тарифов в качестве дополнительных материалов экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Таким образом, согласно пункту 22 Основ ценообразования, пунктам 20, 25 Правил N 406, пунктам 3.4.4, 3.5.3 Административного регламента орган регулирования тарифов должен проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов. Для проверки обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, орган регулирования тарифов вправе запрашивать дополнительную информацию и привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов.
Как видно из материалов дела, в АО "ККС" поступила заявка ООО "Салютстрой" о подключении объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" (далее - объект капитального строительства). АО "ККС" направило в Службу по тарифам заявление об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства. Экспертной группой Службы по тарифам подготовлено заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства. Правление Службы по тарифам 01.07.2016 приняло оспариваемое решение.
Подключение объекта капитального строительства осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и водоотведения, а именно: прокладка водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м; реконструкция самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7 м.
Вместе с тем суды установили, что документы, подтверждающие невозможность подключения объекта капитального строительства без прокладки водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м и без реконструкции самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7 м, а также документы, подтверждающие необходимые объемы работ по прокладке водопровода и реконструкции самотечного коллектора, АО "ККС" в Службу по тарифам не представило.
На основании изложенного вывод судов о том, что в связи с отсутствием у Службы по тарифам в полном объеме сведений, необходимых для расчета тарифа на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства, тариф, установленный оспоренным решением необоснован, является правильным.
Довод о неприменимости НЦС 81-02-2014 был предметом исследования и оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонен им. Переоценка исследованных доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Службы по тарифам удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А28-8665/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2017 N Ф01-4478/2017 ПО ДЕЛУ N А28-8665/2016
Требование: 1) О признании недействительным решения уполномоченного органа об установлении платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, принадлежащим обществу-1; 2) О возложении на уполномоченный орган обязанности пересмотреть расчет размера платы.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На основании заявки общества-2 общество-1 (третье лицо) направило в уполномоченный орган заявление об установлении индивидуальных тарифов на подключение объекта общества-2. Общество-2 с решением уполномоченного органа не согласилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. по делу N А28-8665/2016
09 октября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Лузгарева М.С. (доверенность от 09.01.2017),
Ноговицына А.С. (доверенность от 03.10.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной службы по тарифам Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017,
принятое судьей Шмыриным С.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А28-8665/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Салютстрой"
к Региональной службе по тарифам Кировской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
третье лицо - акционерное общество "Кировские коммунальные системы"
(ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454),
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Салютстрой" (далее - ООО "Салютстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением (уточненным) о признании недействительным решения Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Служба по тарифам) от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС") в индивидуальном порядке"; о возложении на РСТ обязанности в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу пересмотреть расчет акционерного общества "Кировские коммунальные системы" размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения следующего объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС").
Суд решением от 13.03.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 решение оставлено без изменения.
Служба по тарифам не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в данном случае "НЦС 81-02-2014 Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства", утвержденные приказом Минстроя России от 28.08.2014 N 506/пр (далее - НЦС 81-02-2014) неприменимы, так как они не предназначены для расчета стоимости реконструкции и (или) модернизации существующих объектов сетей водоснабжения и водоотведения; АО "ККС" представило все необходимые документы для установления тарифа, и оспоренное решение принято в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
АО "ККС" в отзыве поддержало доводы, изложенные в жалобе.
ООО "Салютстрой" в отзыве и его представители в судебном заседании не согласились с доводами жалобы, попросили оставить принятые судебные акты без изменения.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2016 в АО "ККС" поступила заявка ООО "Салютстрой" о подключении объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
В Службу по тарифам 19.04.2016 поступило заявление АО "ККС" об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121".
Экспертная группа Службы по тарифам подготовила заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" (далее - экспертное заключение). Согласно данному заключению экспертная группа предложила установить индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" для заявителя ООО "Салютстрой" в размере 6111,14 тыс. руб.; индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" для ООО "Салютстрой" в размере 8818,39 тыс. рублей.
Правление Службы по тарифам приняло решение от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016:
1. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО "Салютстрой" - "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" к централизованной системе водоснабжения акционерного общества "Кировские коммунальные системы" в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час. размере 6111,14 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение).
2. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО "Салютстрой" - "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" к централизованной системе водоотведения акционерного общества "Кировские коммунальные системы" в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час. размере 8818,39 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 2).
3. Размер платы, установленный в пунктах 1 и 2 настоящего решения, действует с 01.07.2016 (пункт 3).
ООО "Салютстрой" не согласилось с решением Службы по тарифам от 01.07.2016 N 25/5-кс-2016 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктами 4, 5 части 2 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 5, частями 1, 13 статьи 18, пунктом 2 части 1, частью 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365, к полномочиям Службы по тарифам относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункты 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
На основании пункта 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В силу пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24 Основ ценообразования).
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом (пункт 81 Основ ценообразования).
Как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения, затраты по статье "Локальный сметный расчет реконструкции самотечного коллектора, реконструкция которого необходима для подключения многоквартирного жилого здания по адресу: ул. Московская, дом 121" определены экспертами в соответствии с пунктами 85, 86 Основ ценообразования на основании представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час. (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
В пункте 86 Основ ценообразования установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
В пунктах 12, 13 Правил N 406 предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил N 406).
В пункте 17 названных правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (пункт 20 Правил N 406).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов (пункт 25 Правил N 406).
Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов (пункт 26 Правил N 406).
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил N 406).
В соответствии пунктами 3.4.3, 3.4.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением правительства Кировской области от 05.12.2014 N 14/180 (далее - Административный регламент) в случае если заявитель не представил самостоятельно документы, которые он вправе представить и которые необходимы для предоставления государственной услуги, специалист, ответственный за проверку документов, запрашивает их в уполномоченных органах и организациях в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги и представляемых в обязательном порядке. В случае если в ходе анализа представленных заявителем предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, служба запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные заявителем расходы в предыдущем периоде регулирования, указав форму их представления и требования к ним, а заявитель обязан их представить в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса заявителю.
На основании пунктов 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3 Административного регламента основанием для проведения экспертизы является издание руководителем службы приказа о назначении экспертной группы в количестве 3 человек из числа сотрудников службы. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, проводят экспертизу предложений об установлении тарифов. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, по результатам проведенной экспертизы составляют экспертное заключение, которое приобщается к делу об установлении тарифов. Служба вправе привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов, а также приобщать к делу об установлении тарифов в качестве дополнительных материалов экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Таким образом, согласно пункту 22 Основ ценообразования, пунктам 20, 25 Правил N 406, пунктам 3.4.4, 3.5.3 Административного регламента орган регулирования тарифов должен проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов. Для проверки обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, орган регулирования тарифов вправе запрашивать дополнительную информацию и привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов.
Как видно из материалов дела, в АО "ККС" поступила заявка ООО "Салютстрой" о подключении объекта: "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121" (далее - объект капитального строительства). АО "ККС" направило в Службу по тарифам заявление об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства. Экспертной группой Службы по тарифам подготовлено заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства. Правление Службы по тарифам 01.07.2016 приняло оспариваемое решение.
Подключение объекта капитального строительства осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и водоотведения, а именно: прокладка водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м; реконструкция самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7 м.
Вместе с тем суды установили, что документы, подтверждающие невозможность подключения объекта капитального строительства без прокладки водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м и без реконструкции самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7 м, а также документы, подтверждающие необходимые объемы работ по прокладке водопровода и реконструкции самотечного коллектора, АО "ККС" в Службу по тарифам не представило.
На основании изложенного вывод судов о том, что в связи с отсутствием у Службы по тарифам в полном объеме сведений, необходимых для расчета тарифа на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ККС" объекта капитального строительства, тариф, установленный оспоренным решением необоснован, является правильным.
Довод о неприменимости НЦС 81-02-2014 был предметом исследования и оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонен им. Переоценка исследованных доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Службы по тарифам удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А28-8665/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)