Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 мая 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Балашевой В.Т. и Кузнецова С.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016, принятое по делу N А55-17816/2016 судьей Бибиковой Н.Д.,
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" (ОГРН 1036300112683, ИНН 6312033700), г. Самара, о взыскании задолженности,
с участием:
от истца - Уварова Ю.В., представитель (доверенность от 22.03.2016 N 13),
от ответчика - Алексеев В.И., ген. директор (выписка из ЕГРЮЛ), Багинян Л.А., представитель (доверенность от 11.10.2016),
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", город Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал", город Самара, о взыскании 47 036 руб. 94 коп., составляющих задолженность за период с 01.08.2014 по 30.04.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2016 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т. 1 л.д. 1).
Определением от 23.09.2016 Арбитражный суд Самарской области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т. 1 л.д. 65).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 (т. 2 л.д. 95) Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (т. 2 л.д. 102), в которой ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт первой инстанции.
Определением арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 в связи с отпуском судей Деминой Е.Г. и Морозова В.А. произведена их замена на судей Балашеву В.Т. и Кузнецова С.А.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство производится с самого начала.
В заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просят решение суда от 22.12.2016 оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При принятии судебного акт об отказе истцу в иске судом нарушены пункты 2 и 3 части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения с иском в суд Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" явился отказ Общества с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" оплатить задолженность за период с 01.08.2014 по 30.04.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19. Обращению с иском в суд предшествовала претензия истца (т. 1 л.д. 9), направленная в адрес ответчика 15.06.2016.
Из материалов дела следует, что Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104 и приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним от 04.08.2016 N 63/116/712/2016-12303 нежилое помещение площадью 338 кв. м с кадастровым номером 63:01:0217002:1678, этаж -1 - помещения с 19 по 24, этаж 1 - помещения с 69 по 86, расположенное по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова, принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал".
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", которой установлены сроки реализации программы с августа 2014 года.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В Региональную программу капитального ремонта крыши в 2014-2015 за номером Г1-3856 включен дом, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова.
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
Истец ежемесячно выставляет на оплату платежные документы за капитальный ремонт общего имущества дома. За апрель 2016 выставлен счет N 50 001 0502345771-4/2016 на сумму 1 973 руб. 92 коп., с учетом невнесения ответчиком платежей с августа 2014 года, долг ответчика в общей сложности составил 41 452 руб. 32 коп. (т. 1 л.д. 11-12).
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за период с 2014 по 2016 годы производится на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, от 11.06.2015 N 333, которыми установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на период 2014-2016 года на территории Самарской области в расчет на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащим собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5-ти этажей включительно - 5,07 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб.
Получая с августа 2014 года счета на оплату, ответчик не оплачивает взносы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19.
При этом ответчик ссылается на то, что нежилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, с размещением в нем кафе "Витязь", расположено в отдельно стоящем здании и имеет отдельную крышу. В период 2014-2015 ООО "Ака-Нал", заключив договор подряда с ООО "Промтехпоставка", провел работы по капитальному ремонту кровли и фасада данного здания, оплатив 290 201 руб. Ответчик не отрицает, что при наличии отдельных договоров, заключенных им непосредственно с ресурсоснабжающими организациями на электроэнергию, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, теплоснабжение и поставку горячей воды, 01.05.2014 заключил договор с ООО "Жилищные услуги" на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так как часть трубопроводов и устройств на них, обеспечивающих ресурсами нежилые помещения кафе "Витязь", относятся к общедомовому имуществу.
В подтверждение указанного факта в материалы дела истцом представлен акт осмотра от 16.03.2017 (т. 2 л.д. 115), составленный совместно истцом, руководителем собственника нежилого помещения площадью 338 кв. м и представителем Управляющей компании. По результатам обследования установлено, что признаков общедомового имущества систем холодного водоснабжения и электроснабжения, обеспечивающих ресурсами нежилые помещения кафе "Витязь", не установлено. Часть трубопроводов и устройств на них, обеспечивающих ресурсами тепло и горячим водоснабжением нежилые помещения кафе "Витязь", относятся к общедомовому имуществу, о чем свидетельствует и акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (т. 2 оборот л.д. 120 и 121), являющимся неотъемлемой частью договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.06.2016 N 1423 (т. 2 л.д. 116).
- В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- (пп. "е(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498);
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Учитывая, что спорное нежилое помещение имеет один адрес с многоквартирным домом, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП и Свидетельство о праве собственности (т. 1 л.д. 74), общие инженерные коммуникации с многоквартирным домом, которые не являются обособленными от остального дома, суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Ссылка суда на то, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилой дом и спорное помещение расположены на земельном участке, относящимся к общедомовому имуществу, противоречит приведенной выше норме права.
Арбитражный апелляционный суд не принимает во внимание заключение кадастрового инженера, который лишь пришел к выводу о том, что нежилое помещение обособлено от основного строения, но наличие общих коммуникаций им не выяснялось. Перед ним стояла иная задача: определить местоположение объекта недвижимости.
В заседание суда представитель ответчика передал Распоряжение Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от 13.03.2017 N 100, которым нежилому помещению площадью 338 кв. м по заявлению ответчика, в связи с упорядочением нумерации и уточнением адресной привязки присвоен адрес: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19 А.
Уточнение адресной привязки не влияет на наличие у ответчика общих инженерных коммуникаций с многоквартирным домом.
Заявление представителя ответчика о том, что и в Свидетельстве о праве собственности указан адрес с литерой А, не соответствует тексту Свидетельства и само по себе не влияет на суть спора.
Проверив расчет задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предъявленный период и пени за просрочку платежа в сумме 5 584 руб. 62 коп., рассчитанную истцом в соответствии с частью 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 и удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016, принятое по делу N А55-17816/2016, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" (ОГРН 1036300112683, ИНН 6312033700), г. Самара, в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, 47 036 руб. 94 коп., в том числе 41 452 руб. 32 коп. - задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.04.2016, 5 584 руб. 62 коп. - пени, 2 000 руб. и 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе соответственно.
Возвратить Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 181 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 15.07.2016 N 4649.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 N 11АП-1369/2017 ПО ДЕЛУ N А55-17816/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. по делу N А55-17816/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 мая 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Балашевой В.Т. и Кузнецова С.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016, принятое по делу N А55-17816/2016 судьей Бибиковой Н.Д.,
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" (ОГРН 1036300112683, ИНН 6312033700), г. Самара, о взыскании задолженности,
с участием:
от истца - Уварова Ю.В., представитель (доверенность от 22.03.2016 N 13),
от ответчика - Алексеев В.И., ген. директор (выписка из ЕГРЮЛ), Багинян Л.А., представитель (доверенность от 11.10.2016),
установил:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", город Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал", город Самара, о взыскании 47 036 руб. 94 коп., составляющих задолженность за период с 01.08.2014 по 30.04.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2016 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т. 1 л.д. 1).
Определением от 23.09.2016 Арбитражный суд Самарской области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т. 1 л.д. 65).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 (т. 2 л.д. 95) Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (т. 2 л.д. 102), в которой ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт первой инстанции.
Определением арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 в связи с отпуском судей Деминой Е.Г. и Морозова В.А. произведена их замена на судей Балашеву В.Т. и Кузнецова С.А.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство производится с самого начала.
В заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просят решение суда от 22.12.2016 оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При принятии судебного акт об отказе истцу в иске судом нарушены пункты 2 и 3 части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения с иском в суд Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" явился отказ Общества с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" оплатить задолженность за период с 01.08.2014 по 30.04.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19. Обращению с иском в суд предшествовала претензия истца (т. 1 л.д. 9), направленная в адрес ответчика 15.06.2016.
Из материалов дела следует, что Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104 и приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним от 04.08.2016 N 63/116/712/2016-12303 нежилое помещение площадью 338 кв. м с кадастровым номером 63:01:0217002:1678, этаж -1 - помещения с 19 по 24, этаж 1 - помещения с 69 по 86, расположенное по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова, принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Ака-Нал".
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", которой установлены сроки реализации программы с августа 2014 года.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В Региональную программу капитального ремонта крыши в 2014-2015 за номером Г1-3856 включен дом, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова.
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
Истец ежемесячно выставляет на оплату платежные документы за капитальный ремонт общего имущества дома. За апрель 2016 выставлен счет N 50 001 0502345771-4/2016 на сумму 1 973 руб. 92 коп., с учетом невнесения ответчиком платежей с августа 2014 года, долг ответчика в общей сложности составил 41 452 руб. 32 коп. (т. 1 л.д. 11-12).
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за период с 2014 по 2016 годы производится на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, от 11.06.2015 N 333, которыми установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на период 2014-2016 года на территории Самарской области в расчет на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащим собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5-ти этажей включительно - 5,07 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб.
Получая с августа 2014 года счета на оплату, ответчик не оплачивает взносы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19.
При этом ответчик ссылается на то, что нежилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, с размещением в нем кафе "Витязь", расположено в отдельно стоящем здании и имеет отдельную крышу. В период 2014-2015 ООО "Ака-Нал", заключив договор подряда с ООО "Промтехпоставка", провел работы по капитальному ремонту кровли и фасада данного здания, оплатив 290 201 руб. Ответчик не отрицает, что при наличии отдельных договоров, заключенных им непосредственно с ресурсоснабжающими организациями на электроэнергию, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, теплоснабжение и поставку горячей воды, 01.05.2014 заключил договор с ООО "Жилищные услуги" на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так как часть трубопроводов и устройств на них, обеспечивающих ресурсами нежилые помещения кафе "Витязь", относятся к общедомовому имуществу.
В подтверждение указанного факта в материалы дела истцом представлен акт осмотра от 16.03.2017 (т. 2 л.д. 115), составленный совместно истцом, руководителем собственника нежилого помещения площадью 338 кв. м и представителем Управляющей компании. По результатам обследования установлено, что признаков общедомового имущества систем холодного водоснабжения и электроснабжения, обеспечивающих ресурсами нежилые помещения кафе "Витязь", не установлено. Часть трубопроводов и устройств на них, обеспечивающих ресурсами тепло и горячим водоснабжением нежилые помещения кафе "Витязь", относятся к общедомовому имуществу, о чем свидетельствует и акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (т. 2 оборот л.д. 120 и 121), являющимся неотъемлемой частью договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.06.2016 N 1423 (т. 2 л.д. 116).
- В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- (пп. "е(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498);
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Учитывая, что спорное нежилое помещение имеет один адрес с многоквартирным домом, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП и Свидетельство о праве собственности (т. 1 л.д. 74), общие инженерные коммуникации с многоквартирным домом, которые не являются обособленными от остального дома, суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Ссылка суда на то, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилой дом и спорное помещение расположены на земельном участке, относящимся к общедомовому имуществу, противоречит приведенной выше норме права.
Арбитражный апелляционный суд не принимает во внимание заключение кадастрового инженера, который лишь пришел к выводу о том, что нежилое помещение обособлено от основного строения, но наличие общих коммуникаций им не выяснялось. Перед ним стояла иная задача: определить местоположение объекта недвижимости.
В заседание суда представитель ответчика передал Распоряжение Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от 13.03.2017 N 100, которым нежилому помещению площадью 338 кв. м по заявлению ответчика, в связи с упорядочением нумерации и уточнением адресной привязки присвоен адрес: город Самара, улица Г. Димитрова, дом 19 А.
Уточнение адресной привязки не влияет на наличие у ответчика общих инженерных коммуникаций с многоквартирным домом.
Заявление представителя ответчика о том, что и в Свидетельстве о праве собственности указан адрес с литерой А, не соответствует тексту Свидетельства и само по себе не влияет на суть спора.
Проверив расчет задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предъявленный период и пени за просрочку платежа в сумме 5 584 руб. 62 коп., рассчитанную истцом в соответствии с частью 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 и удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016, принятое по делу N А55-17816/2016, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ака-Нал" (ОГРН 1036300112683, ИНН 6312033700), г. Самара, в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, 47 036 руб. 94 коп., в том числе 41 452 руб. 32 коп. - задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.04.2016, 5 584 руб. 62 коп. - пени, 2 000 руб. и 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе соответственно.
Возвратить Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 181 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 15.07.2016 N 4649.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.Е.ШАДРИНА
О.Е.ШАДРИНА
Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
В.Т.БАЛАШЕВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)