Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2016 N 06АП-1488/2016 ПО ДЕЛУ N А73-16315/2015

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. N 06АП-1488/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации: Рыкунова И.А. представитель по доверенности от 23.11.2015;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Калашникова О.Н. представитель по доверенности от 23.12.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 05.02.2016
по делу N А73-16315/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манника С.Д.
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительными решения от 28.08.2015 N 6824 и требования от 19.10.2015 N 1555
установил:

федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения от 28.08.2015 N 6824 и требования от 19.10.2015 N 1555 инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2016 по делу N А73-16315/2015 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 05.02.2016 по делу N А73-16315/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекция доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2016 по делу N А73-16315/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы налогового органа и отмене решения суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации управления по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой доначислен налог и налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 122 НК РФ.
Правомерно не соглашаясь с ФГКУ "ДТУИО МО" о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота, налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки исходила из информации, содержащейся в выписках из ЕГРП (л.д. 104-109 том 1) по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 27:22:30503:15 (площадь 3009,8 кв. м, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 36/2, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом);
- 27:22:30503:16 (площадь 1840,1 кв. м, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 36, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом);
- 27:22:31603:1 (площадь 4307,23 кв. м, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Осоавиахима, 11, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом).
Учреждение не представило доказательств в обоснование своего довода, что указанные земельные участки относятся к землям, изъятым из оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В статье 389 НК РФ пункт 3 части 2 утратил силу с 1 января 2013 года (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ) о том, что объектом налогообложения не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
После 01.01.2013 в силу статьи 389 НК РФ к земельным участкам при налогообложении Минобороны России применим пункт 1 части 2 этой статьи, по которому объектом налогообложения не признаются земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 27 ЗК РФ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные земельные участки не относятся к землям, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем земельные участки по условиям статьи 389 НК РФ отнесены к объектам налогообложения.
В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (с учетом Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", часть 5 статьи 101.2 НК РФ исключена).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 153-ФЗ положение абзаца 1 пункта 2 статьи 138 НК РФ до 01.01.2014 применяются в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Таким образом, начиная с 01.01.2014, законодателем введен обязательный досудебный порядок обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
В то же время суд первой инстанции указал о том, что принимая решение об отнесении спорных земельных участков к объектам налогообложения, о признании ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России налогоплательщиком земельного налога и привлечении к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ, а также доначисляя к уплате земельный налог по указанным выше 3-м земельным участкам и пени налоговой инспекцией необоснованно не учтены следующие существенные обстоятельства.
Распоряжениями территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 04.05.2007 N 735, от 14.11.2007 N 1705, прекращено право оперативного управления ГУ "Комсомольская-на-Амуре КЭЧ" на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложения к распоряжению, с передачей имущества в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно приложениям к распоряжениям в муниципальную собственность городского поселения подлежали передаче многоквартирные жилые дома по ул. Севастопольская д. 36/2, по ул. Севастопольская д. 36, по ул. Осоавиахима д. 11 в г. Комсомольске-на-Амуре.
В ходе камеральной налоговой проверки администрация г. Комсомольска-на-Амуре 15.06.2015 N 1-13/5314 (л.д. 72-149 том 2) представила в налоговую инспекцию сведения на 49 листах, согласно которым на земельных участках с кадастровыми номерами 27:22:30503:15, 27:22:30503:16, 27:22:31603:1 расположены здания многоквартирных жилых домов по ул. Севастопольская д. 36/2, по ул. Севастопольская д. 36, по ул. Осоавиахима д. 11, принятые в муниципальную собственность по акту приема-передачи от 07.07.2010. Площади спорных земельных участков больше площадей зданий жилых домов, иных объектов Минобороны России на участках не имеется. Земельные участки ранее были предоставлены администрацией поселения в 2000 г., 2004 г. в бессрочное (постоянное) пользование Комсомольской КЭЧ района, которые прекращены распорядительными актами органа муниципального образования от 31.03.2011 N 126-ра, от 16.05.2011 N 176-ра.
В то же время право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками согласно выпискам из ЕГРИП зарегистрировано 06.09.2012 за ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отчуждение объектов недвижимости (жилых многоквартирных домов) из федеральной собственности в связи с прекращением права собственности вследствие передачи жилых многоквартирных домов в муниципальную собственность (статья 273 ГК РФ, пункт 4 статьи 35 ЗК РФ) повлекло прекращение прав Минобороны России на земельные участки, на которых расположены здания жилых многоквартирных домов. В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования. Лицом, фактически ставшим обладателем спорных земельных участков с 2010 года на праве собственности является - муниципальное образование "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре". При этом согласно решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 11.11.2005 "О введении и установлении земельного налога на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" налоговые ставки на земельные участки, находящиеся в собственности этого городского округа не установлены. ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России утратило статус обладания земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, то в силу пункта 1 статьи 388 и статьи 389 НК РФ оно не является налогоплательщиком по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:22:30503:15, 27:22:30503:16, 27:22:31603:1.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России не является плательщиком земельного налога по указанным выше участкам. Предметом рассматриваемого спора не является установление, признание прав на земельные участки с кадастровыми номерами 27:22:30503:15, 27:22:30503:16, 27:22:31603:1, внесение записи в ЕГРП. Учреждение обратилось в арбитражный суд о признании недействительными решения и требования инспекции о налогообложении. Предметом доказывания являются выявленные налоговым органом правонарушения, допущенные налогоплательщиком при определении размера налогового обязательства отклонения от правил, предписанных законодательством о налогах и сборах.
С учетом пункта 1 статьи 131 ГК РФ об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действующем постановлении Пленума от 23.07.2009 N 54 ВАС РФ разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом пользования), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Переход права на указанные земельные участки к муниципальному образованию не зарегистрирован. Не исполнение статьи 29, 53 ЗК РФ органом местного самоуправления, не внесение изменений в ЕГРП, не освобождают учреждение от уплаты земельного налога, поскольку право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками согласно выпискам из ЕГРИП зарегистрировано с 06.09.2012 за ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России, что не отрицается учреждением, доказательств иного не представлено (л.д. 104-109 т. 1). Это согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.08.2014 N 307-ЭС14-686.
Проверяя законность выводов, изложенных в решении суда, повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, в силу перечисленных выше норм, апелляционный суд считает учреждение плательщиком земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами 27:22:30503:15, 27:22:30503:16, 27:22:31603:1. Налоговым органом обосновано доначислен земельный налог, решение инспекции от 28.08.2015 N 6824, принятое по результатам проверки, и требование инспекции от 19.10.2015 N 1555, вынесенное на основании этого решения, соответствуют налоговому законодательству. Права и законные интересы налогоплательщика не нарушены, поскольку неправомерных требований учреждению не предъявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2016 по делу N А73-16315/2015 отменить.
В удовлетворении заявления федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительными решения от 28.08.2015 N 6824 и требования от 19.10.2015 N 1555 инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)