Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2016 ПО ДЕЛУ N А33-19578/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу N А33-19578/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "12" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:
от истца (товарищества собственников жилья "Кирова-43"): Шевченко Ольги Викторовны, председателя правления на основании протокола от 01.11.2013 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Теплосеть"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" ноября 2015 года по делу N А33-19578/2014, принятое судьей Блиновой Л.Д.

установил:

товарищество собственников жилья "Кирова-43" (далее - истец, ТСЖ "Кирова-43") (ИНН 2443042998, ОГРН 1132443002097) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосеть" в лице филиала в г. Ачинск (далее - ответчик, ООО "Теплосеть") (ИНН 4701005692, ОГРН 1024700508348) о понуждении заключить договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Определением от 06.11.2014 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу. Определением от 09.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением от 02.11.2015 иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить с истцом договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что истец, осуществляющий обслуживание внутридомовых систем спорных объектов, доказательств наличия в его владении или распоряжении устройств и систем водоснабжения и канализации (водопроводные и канализационные сети) для их непосредственного присоединения к сетям ООО "Теплосеть", не представил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 12.01.2016.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из представленного в дело протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, 43, проведенного в форме заочного голосования по смене управляющей компании от 06.11.2013 N 3, полномочия по управлению указанным многоквартирным домом с 01.12.2013 осуществляет ТСЖ "Кирова-43".
Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 24.03.2014 N 178-п филиал ООО "Теплосеть" в г. Ачинске определено в качестве гарантирующей организации для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск.
Письмом от 01.04.2014 ТСЖ "Кирова-43" направило в адрес ООО "Теплосеть" документы в ответ на обращение последнего от 25.03.2014 "О намерении заключить договор".
В ответ на письмо ООО "Теплосеть" от 25.03.2014 по вопросу заключения договора водоотведения ТСЖ "Кирова-43" письмом от 19.06.2014 направило в адрес ООО "Теплосеть" документы, подтверждающие подключение (технологическое присоединение) системы водоотведения многоквартирного дома к сетям инженерно-технического присоединения (схему участка сетей водоснабжения и водоотведения на ст. Ачинск-1; технические условия на водоснабжение и канализацию, выданные Дорожной дистанцией водоснабжения и водоотведения 14.04.2000; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей канализации).
Как указывает в исковом заявлении истец, ООО "Теплосеть" уклонилось от заключения договора водоотведения, указав, что на услугу водоотведения у истца сохраняется договор с балансодержателем сетей ОАО "РЖД" Красноярской дирекции по тепловодоснабжению. В подтверждение данного факта истцом представлено письмо ООО "Теплосеть" от 25.03.2014.
Письмами от 19.05.2014, от 01.10.2014 ТСЖ "Кирова-43" предложило ООО "Теплосеть" заключить договор на водоотведение в отношении многоквартирного дома по ул. Кирова, 43 в г. Ачинске, направив проект договора.
ООО "Теплосеть" в свою очередь предложило истцу представить дополнительные документы, о чем свидетельствует письмо от 16.10.2014.
30.10.2014 ТСЖ "Кирова-43" подало в ООО "Теплосеть" заявку на заключение договора водоотведения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, 43.
Ссылаясь на отказ ООО "Теплосеть" от подписания договора водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о понуждении ответчика заключить договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что ответчик, как организация, определенная в качестве гарантирующей организации для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск обязана заключить договор водоотведения с истцом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
На основании части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
ТСЖ "Кирова-43" с 01.12.2013 осуществляет полномочия по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, 43, на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования и зафиксированного в протоколе общего собрания от 06.11.2013 N 3.
Как следует из представленных в дело писем от 25.03.2014, от 01.04.2014, от 19.05.2014, от 19.06.2014. от 01.10.2014, 16.10.2014, заявки от 30.10.2014, ТСЖ "Кирова-43" неоднократно обращалось к ООО "Теплосеть" с целью заключения договора водоотведения в отношении указанного многоквартирного дома, представляя документы и проект договора, однако ООО "Теплосеть" от заключения такого договора уклонилось, предложив заключить таковой с балансодержателем сетей ОАО "РЖД" Красноярской дирекцией водоснабжение.
В силу части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Частью 5 статьи 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 8 Правил N 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
Согласно части 1 пункта 9 Правил N 644 заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае, если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
На основании пункта 11 Правил N 644 в случае, если заявка абонента отвечает требованиям настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.10.2014 ТСЖ "Кирова-43" подало в ООО "Теплосеть" заявку на заключение договора водоотведения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, 43, до этого неоднократно обращаясь к ответчику письменно с целью заключения договора.
В силу пункта 17 Правил N 644 к заявке абонента прилагаются следующие документы: а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения; б) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя абонента, действующего от имени абонента, на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (для физических лиц - копия паспорта, иного документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); в) документы, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, а также сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив - для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов; г) копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях (договор подключения, условия подключения (технологического присоединения) или иные документы); д) копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной; е) схема размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод; ж) копия документа, подтверждающего право пользования земельным участком, с территории которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, - для абонентов, в границах эксплуатационной ответственности которых осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 18 Правил N 644 установлено, что договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В пункте 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Пунктом 6 Правил N 124 определен пакет документов, которые прилагаются к заявке (оферте).
Из материалов дела следует, что необходимый пакет документов ТСЖ "Кирова-43" направило в адрес ООО "Теплосеть" письмами от 01.04.2014, от 19.06.2014, от 01.10.2014, от 30.10.2014.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Теплосеть" филиал в г. Ачинске определено в качестве гарантирующей организации для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск, на основании постановления администрации г. Ачинска Красноярского края от 24.03.2014 N 178-п.
Из представленных в материалы дела документов следует, что многоквартирный дом по ул. Кирова, 43 в г. Ачинске, подключен к централизованной сети водоотведения через канализационную сеть, находящуюся в собственности ОАО "РЖД" по которым сточные воды проходят транзитом.
Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что ответчик, как организация, определенная в качестве гарантирующей организации для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск обязано заключить договор водоотведения с истцом.
При таких обстоятельствах, требования истца о понуждении ответчика заключить договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что истец, осуществляющий обслуживание внутридомовых систем спорных объектов, доказательств наличия в его владении или распоряжении устройств и систем водоснабжения и канализации (водопроводные и канализационные сети) для их непосредственного присоединения к сетям ООО "Теплосеть", не представил.
Указанные доводы подлежат отклонению, поскольку согласно подпункту "в" пункта 6 Правил N 124 если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса прилагаются к заявке (оферте) при их наличии.
Согласно заключению Службы Архитектурно-строительного надзора и жилищного контроля Администрации Красноярского края жилой дом по ул. Кирова, 43 в г. Ачинске сдан в эксплуатацию 29.12.2005.
Следовательно, в силу вышеприведенной нормы права истец вправе был представлять документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения при их наличии.
Таким образом, доводы ответчика нельзя признать обоснованными, поскольку не представление указанных документов не является основанием для отказа в заключении договора. Более того, отсутствие документальных подтверждений присоединения к сетям ОАО "РЖД" многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Ачинск, ул. Кирова, д. 43, подтвердило в своем отзыве и третье лицо - ОАО "РЖД".
Ссылка в апелляционной жалобе ООО "Теплосеть" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 N 08-АП-11275/2014 по делу N А81-2862/2014 является несостоятельной, поскольку по данному делу рассматривался спор об изменении существенных условий ранее заключенного договора, а не спор о понуждении к заключению договора водоотведения.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" ноября 2015 года по делу N А33-19578/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО

Судьи
О.В.ИШУТИНА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)