Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Истринская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 года, принятое судьей Зинуровой М.В., по делу N А41-1784/17 по исковому заявлению ОАО "Истринская теплосеть" к ТСЖ "Наш Дом" о взыскании задолженности,
при участии в заседании:
- от истца - Ефрос О.С., доверенность от 07.07.2016;
- от ответчика - Павленко Е.В., доверенность от 15.02.2017.
установил:
ОАО "Истринская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТСЖ "Наш Дом", с учетом принятого судом уточнения, о взыскании задолженности в размере 82 313 руб. 97 коп. за принятую тепловую энергию, пени в размере 4 967 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ОАО "Истринская теплосеть" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Истринская теплосеть" (далее - ТСО) и ТСЖ "Наш Дом" (далее - потребитель) заключили договор N 301/12т от 30.12.2011.
Согласно условиям указанного договора ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в количестве (объеме), заявленном потребителем, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления. Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая определяется в соответствии с актом по разграничению эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1).
Согласно п. 3.2.2 договора теплоснабжения N 301/12т от 30.12.2011 потребитель обязуется оплачивать фактически принятую тепловую энергию за расчетный период.
В соответствии с п. 4.1 договора учет тепловой энергии производится по показаниям общедомовых приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности сторон, а при отсутствии этих приборов - расчетным методом и исходя из объемов потребленной энергии, определенного по нормативам потребления тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник относительно применения тарифа, установленного для закрытой или открытой системы теплоснабжения, об определении объема поставленных коммунальных ресурсов.
Ответчиком в материалы дела представлены схемы территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, технических паспортов, технических условий, страниц из исполнительной документации "План теплотрассы", из которого следует, что схема теплоснабжения дома - закрытая.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Ответчиком в материалы дела представлено доказательство исполнениях своих обязательств по представлению истцу показаний приборов учета и иной информации, используемых для определения объемов поставленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Представленный ответчиком контррасчет проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, поскольку составлен на основании пункта 21 Правил N 124.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что в многоквартирных домах ответчика система теплоснабжения открытая, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Из пункта 27 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" следует, что открытая система горячего водоснабжения - это когда горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из тепловой сети, а закрытая система горячего водоснабжения - это когда горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
В суде апелляционной инстанции в материалы представлены акты осмотра многоквартирных домов, принадлежащих ответчику, а также в материалах дела имеются технические условия N 2004-8-ТС на присоединение к тепловым сетям от 16.04.2004 (т. 2, л.д. 128).
Исследовав и оценив указанные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что в многоквартирных домах ответчика тепловые сети имеют четырехтрубную систему теплоснабжения: подающий трубопровод теплосети (отопление), обратный трубопровод теплосети (отопление), трубопровод ГВС подающий, трубопровод ГВС циркуляционный, в связи с чем, в данных домах не происходит отбора горячей воды из тепловой сети, что полностью соответствует определению, данному в Законе для "закрытой системы".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Таким образом, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.05.2017 по делу N А41-1784/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 10АП-9036/2017 ПО ДЕЛУ N А41-1784/17
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А41-1784/17
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Истринская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 года, принятое судьей Зинуровой М.В., по делу N А41-1784/17 по исковому заявлению ОАО "Истринская теплосеть" к ТСЖ "Наш Дом" о взыскании задолженности,
при участии в заседании:
- от истца - Ефрос О.С., доверенность от 07.07.2016;
- от ответчика - Павленко Е.В., доверенность от 15.02.2017.
установил:
ОАО "Истринская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТСЖ "Наш Дом", с учетом принятого судом уточнения, о взыскании задолженности в размере 82 313 руб. 97 коп. за принятую тепловую энергию, пени в размере 4 967 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ОАО "Истринская теплосеть" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Истринская теплосеть" (далее - ТСО) и ТСЖ "Наш Дом" (далее - потребитель) заключили договор N 301/12т от 30.12.2011.
Согласно условиям указанного договора ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в количестве (объеме), заявленном потребителем, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления. Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая определяется в соответствии с актом по разграничению эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1).
Согласно п. 3.2.2 договора теплоснабжения N 301/12т от 30.12.2011 потребитель обязуется оплачивать фактически принятую тепловую энергию за расчетный период.
В соответствии с п. 4.1 договора учет тепловой энергии производится по показаниям общедомовых приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности сторон, а при отсутствии этих приборов - расчетным методом и исходя из объемов потребленной энергии, определенного по нормативам потребления тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник относительно применения тарифа, установленного для закрытой или открытой системы теплоснабжения, об определении объема поставленных коммунальных ресурсов.
Ответчиком в материалы дела представлены схемы территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, технических паспортов, технических условий, страниц из исполнительной документации "План теплотрассы", из которого следует, что схема теплоснабжения дома - закрытая.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Ответчиком в материалы дела представлено доказательство исполнениях своих обязательств по представлению истцу показаний приборов учета и иной информации, используемых для определения объемов поставленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Представленный ответчиком контррасчет проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, поскольку составлен на основании пункта 21 Правил N 124.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что в многоквартирных домах ответчика система теплоснабжения открытая, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Из пункта 27 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" следует, что открытая система горячего водоснабжения - это когда горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из тепловой сети, а закрытая система горячего водоснабжения - это когда горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
В суде апелляционной инстанции в материалы представлены акты осмотра многоквартирных домов, принадлежащих ответчику, а также в материалах дела имеются технические условия N 2004-8-ТС на присоединение к тепловым сетям от 16.04.2004 (т. 2, л.д. 128).
Исследовав и оценив указанные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что в многоквартирных домах ответчика тепловые сети имеют четырехтрубную систему теплоснабжения: подающий трубопровод теплосети (отопление), обратный трубопровод теплосети (отопление), трубопровод ГВС подающий, трубопровод ГВС циркуляционный, в связи с чем, в данных домах не происходит отбора горячей воды из тепловой сети, что полностью соответствует определению, данному в Законе для "закрытой системы".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Таким образом, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.05.2017 по делу N А41-1784/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.П.МИЗЯК
Н.Я.ГАРАЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.П.МИЗЯК
Н.Я.ГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)