Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.11.2017 N 48-АПГ17-14

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. N 48-АПГ17-14


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ассоциации "Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала" о признании недействующим акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами,
по апелляционной жалобе ассоциации "Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала" на решение Челябинского областного суда от 29 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя ассоциации "Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала" Яшкевича С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Миклиной Ю.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее также - Министерство) 24 декабря 2015 г. издано постановление N 64/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Челябинской области" (далее - Постановление N 64/1), опубликованное 25 декабря 2015 г. в издании "Южноуральская панорама" N 185.
1 февраля 2017 г. на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области www.tarif74.ru были размещены разъяснения, адресованные управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области (далее также - разъяснения) относительно определения площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для оплаты коммунальных ресурсов по электроснабжению, используемых в целях содержания общего имущества.
Ассоциация "Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала" (далее - Ассоциация) обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановления N 64/1, а также указанных разъяснений (со дня их принятия), в том числе в части: "определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения", а также в части: "до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, без учета чердачных и подвальных помещений". В обоснование заявленных требований Ассоциация указала, что разъяснения активно применяются органами государственного жилищного надзора, требующими произвести перерасчет платы за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества, из площади без учета чердачных и подвальных помещений.
В части оспаривания Постановления N 64/1 производство по делу прекращено в связи с принятием судом отказа административного истца от соответствующих требований.
Решением Челябинского областного суда от 29 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании разъяснений, данных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, отказано.
В апелляционной жалобе Ассоциация просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование указывает, что суд пришел к неверным выводам о том, что оспариваемые разъяснения не отвечают критериям нормативного правового акта, носят информационный характер о позиции вышестоящего органа - Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), высказанной в разъяснениях от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19. Минрегион России упразднен, его функции переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), данное письмо утратило свою актуальность. Высказанная в оспариваемом акте позиция противоречит разъяснениям Минстроя России и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, в частности, изложенной в определениях N 64-АПГ15-6, 38-АПГ16-8, 85-АПГ17-3.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством и прокуратурой Челябинской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 3 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц (пункт 2); соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (пункт 3).
Все перечисленные обстоятельства являлись предметом надлежащей проверки суда первой инстанции по настоящему делу и в обжалуемом решении получили правильную оценку.
Если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановлением N 64/1 были утверждены с применением метода аналогов нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Челябинской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498, вступившим в силу с 1 января 2017 г., в связи с внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого постановления.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 г. N 25/2 утверждены с применением расчетного метода нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области и признано утратившим силу Постановление N 64/1.
Отказывая в удовлетворении заявленного Ассоциацией требования, суд первый инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые административным истцом разъяснения по своей сути носят информационный характер, не обладают свойствами, позволяющими применять их в качестве обязывающего предписания общего характера, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц и законные интересы административного истца не нарушают.
Так, разъяснения имеют следующее содержание:
"При утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, а также водоснабжению на общедомовые нужды (нормативы утверждены постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. N 64/1 и 64/2) действовали разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2012 г. N 29433-ВК/19, в соответствии с которыми при расчете размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S), общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Таким образом, состав площадей общего имущества в целях расчета потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
В целях обеспечения исполнителей коммунальных услуг информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, сообщаю, что для расчета нормативов по водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденных постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. N 64/2, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области определялась в соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В определении Верховного Суда РФ от 03.09.2014 г. N 48-АПГ14-6 указано, что при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом, как и для расчета нормативов по водоснабжению на общедомовые нужды.
Нормативы по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. N 64/1, были рассчитаны методом аналогов в соответствии с разделом V Правил N 306.
Исходя из разъяснений Министерства регионального развития РФ и Определения Верховного Суда РФ определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения.
В настоящее время Минстроем России даны разъяснения от 30.12.2016 г. N 45099-АЧ/04, что для оплаты коммунальных ресурсов по электроснабжению, используемых в целях содержания общего имущества, площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, необходимо определять в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ (межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий), а для оплаты холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 (площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны).
Данные разъяснения разработаны для введения новых нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. N 1498 должны быть утверждены не позднее 1 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, без учета чердачных и подвальных помещений".
Проанализировав содержание оспариваемого акта, суд обоснованно установил, что абзацы с первого по девятый не обладают нормативными свойствами, поскольку в них излагаются разъяснения, данные в письмах Минрегиона России от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", а также правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела.
Изложенная в абзаце десятом разъяснений позиция Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области относительно определения с 1 января 2017 г. и до принятия нормативов потребления электрической энергии площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для оплаты коммунальных ресурсов по электроснабжению, используемых в целях содержания общего имущества, соответствует тому, что при утверждении ранее действовавших нормативов, установленных Постановлением N 64/1, Министерством в составе общего имущества в многоквартирных домах чердачные и подвальные помещения не учитывались, следовательно, позиция Министерства не выходит за рамки адекватного толкования положений законодательства, регулирующих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды.
Применение оспариваемого акта в своей деятельности Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" не придает ему нормативных свойств по данному факту и не может свидетельствовать о наделении этого акта нормативными правовыми свойствами, для которых обязательно, в частности, наличие общеобязательного государственного предписания, имеющего общерегулирующее воздействие на общественные отношения и рассчитанного на многократное применение.
Как следует из письма от 24 января 2017 г., разъяснения были направлены Министерством в адрес Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" для подготовки совещания по вопросам, возникающим в связи с включением с 1 января 2017 г. в размер платы за содержание жилого помещения расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Каких-либо новых правовых доводов, которые не были бы известны суду первой инстанции и не получили бы правильной оценки в обжалованном решении, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 29 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ассоциации "Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)