Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2253/2017

Требование: Об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Требования истца мотивированы ошибочностью мнения уполномоченного органа о неоформлении земельно-правовых отношений для целей строительства многоквартирного жилого дома, истец считает, что имеется критерий для включения в реестр, представлен договор инвестирования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 г. по делу N 33а-2253


судья: В.В. Ершов

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Ч., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе представителя Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) по доверенности С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Б. к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, которым заявленные требования удовлетворены частично,

установила:

Б. обратилась в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с его решением об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы ошибочностью мнения Москомстройинвеста о неоформлении земельно-правовых отношений для целей строительства многоквартирного жилого дома и суждение о том, что денежные средства не привлекались для строительства многоквартирного дома.
Б. считает, что имеется критерий для включения в реестр, в подтверждение чего представила договор об участии в ЖСК N 101347/Ж07681, заключенный между Товариществом на вере "Су - N 155 и Компания", являющимся поверенным и действующим от Жилищно-строительного кооператива "Чертаново, 2" и Б. Указывает, что данное обстоятельство свидетельствует о приобретении ею права инвестирования в строительство жилого дома.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года постановлено: заявленные требования Б. удовлетворить частично.
- Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 17 января 2017 года N 77-08-12/7-1 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены;
- Возложить обязанность на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление Б. о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Б. 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 8 июля 2011 года между Товариществом на вере "Су - N 155 и Компания", являющимся поверенным и действующим от Жилищно-строительного кооператива "Чертаново, 2" и Б. заключен договор об участии в ЖСК N 101347/Ж07681.
Предметом данного договора является вступление в ЖСК, участвующее в инвестировании строительства жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Москва, ЮАО, Р-н Чертаново Северное, дублер Варшавского шоссе, корпус 2 АБВ (территория, прилегающая к ОПЖР), в целью получения в качестве результата инвестиционной деятельности жилого помещения в виде отдельной квартиры (2 АБВ, 8 этаж секция 3 блок В), условный номер 3, общей площадью 52, 15 кв. м - приложение N 1 к договору), пайщик принял на себя обязательства по оплате вступительного членского, паевого взноса в размере, порядке и сроки, установленные Уставом, внутренними положениями и настоящим договором.
Согласно п. 2 общий размер паевого, подлежащего внесению пайщиком для получения квартиры составляет 6258000 рублей обязательства пайщика считаются исполненными пайщиком с даты поступления денежных средств на расчетный счет ЖСК.
Согласно п. 1.3 договора ЖСК принимает на себя обязательства по участию в инвестировании строительства жилого дома по вышеуказанному адресу, на (основании Договора инвестирования N СУ-ЖСК/Ч. 2 от 27 апреля 2011 года, заключенного ЖСК с ЗАО "Су-155".
В представленных документах имеется платежное поручение от 8 июля 2011 года N 2 и N 1 об уплате суммы в размере 5632200 рублей в качестве оплаты паевого взноса, вступительного взноса (625800 руб.) по договору об участии в ЖСК N 101347/Ж07681 от 8 июля 2011 года.
10 января 2017 года Б. обратилась в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья.
Решением Москомстройинвеста от 17 января 2017 N 77-08-12/7-1 Б. отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании пп. 1 п. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, (несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших), в связи с невозможностью установления факта привлечения денежных средств для строительства многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Северное Чертаново, дублер Варшавского шоссе, корпус 2, АБВ.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении Б. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п. 3).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявителем).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства заявителя суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к верному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного Москомстройинвестом и необходимости повторного рассмотрения "Москомстройинвестом" доводов административного истца.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о необходимости предоставления Москомстройинвестом доказательств выводов в оспариваемом решении о неоформленности земельно - правовых отношений на земельный участок по адресу: г. Москва, ЮАО, р-н Чертаново Северное, дублер Варшавского шоссе, корпус 2 АБВ.
Также, обоснованной является и оценка суда относительно выводов Москомстройинвеста о несоблюдении требований к форме договора Б. Суд, с учетом особенностей настоящего дела, обоснованно отметил необходимость исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон и сделал правильный вывод об участии Б. в правоотношениях, связанных с долевым строительством.
Таким образом, Москомстройинвестом в оспариваемом решении не названо обстоятельств, соответствующих вышеприведенным критериям, которые могли бы послужить основанием для отказа во включении в Реестр.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)