Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2017 N 15АП-7856/2017 ПО ДЕЛУ N А32-31095/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N 15АП-7856/2017

Дело N А32-31095/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.,
судей Ереминой О.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
при участии:
- от ответчика: представитель не явился, извещен;
- от истца: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года по делу N А32-31095/2016
по заявлению Алексиади Ивана Анастасьевича
к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании отказа незаконным,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
установил:

индивидуальный предприниматель Алексиади И.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ от 24.08.2016 N 110-15-11814/16-45-06 администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) в изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 23:40:0407077:537 площадью 10 101 кв. м по ул. Курортной в г. Геленджике (далее - спорный земельный участок) с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов", обязать администрацию рассмотреть на публичных слушаниях вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов" с последующим принятием об этом соответствующего решения, устраняющего допущенное нарушение прав заявителя в изменении вида разрешенного использования земельного участка (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 в редакции исправительного определения от 10.03.2017 исковые требования удовлетворены: суд признал незаконным изложенный в письме от 24.08.2016 N 110-15-11814/16-45-06 отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 23:40:0407077:537 площадью 10 101 кв. м по ул. Курортной в г. Геленджике с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов". Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права индивидуального предпринимателя Алексиади И.А. на рассмотрение поставленного им вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 23:40:0407077:537 площадью 10 101 кв. м по ул. Курортной в г. Геленджике с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов":
- - организовать проведение соответствующей комиссией публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка;
- - рассмотреть на публичных слушаниях вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов" с последующим принятием об этом соответствующего решения, устраняющего допущенное нарушение прав заявителя в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Положения пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи с указанными положениями, а также с нормами статей 615, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Поскольку оспариваемый отказ датирован 24.08.2016, а заявление о его оспаривании поступило в суд 06.09.2016, суд первой инстанции обоснованно признал трехмесячный срок на обжалование оспаривание отказа не пропущенным.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Между заявителем и администрацией 10.08.2016 заключен договор N 4000005252 аренды земельного участка земель населенных пунктов кадастровый номер 23:40:0407077:537 площадью 10 101 кв. м, расположенного по ул. Курортной в г. Геленджике для эксплуатации производственных зданий и сооружений на срок до 04.06.2057. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.11.2016.
Согласно кадастровому паспорту от 26.07.2016, а также выписке из ЕГРП от 03.11.2016, земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.07.2016, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик, имеет разрешенное использование - для эксплуатации производственных зданий и сооружений.
Заявитель с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для эксплуатации производственных зданий и сооружений" на "размещение многоэтажных многоквартирных домов" обратился с соответствующим заявлением в администрацию.
Письмом от 24.08.2016 N 110-15-11814/16-45-06 администрация отказала заявителю в изменения вида разрешенного использования земельного участка, сославшись условия договора аренды от 26.07.2016 N 4000005252 спорного земельного участка, согласно которым участок предоставлен для эксплуатации производственных зданий и сооружений.
Заявитель полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно и правомерно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Статья 37 Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11).
Арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ).
Статья 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из положений статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Таким образом, установление видов разрешенного использования земельных участков в градостроительных регламентах относится к компетенции органов местного самоуправления. Градостроительным кодексом РФ предусматривается специальная процедура разработки, обсуждения и принятия правил землепользования и застройки, включающих в себя и градостроительные регламенты (статьи 30 - 36 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466, спорный земельный участок расположен в зоне ОД - зона общественно-деловой застройки, которая в качестве условно разрешенного вида использования предусматривает размещение многоэтажных жилых домов.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В силу статьи 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
С учетом указанных в части 8 рассматриваемой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 9 Правил землепользования части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Приведенная норма предусматривает, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на имя Главы.
Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся комиссией.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения содержат сведения о времени и месте проведения публичных слушаний и направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Публичные слушания должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не позднее чем через месяц со дня оповещения о публичных слушаниях лиц, указанных в части 6 настоящей статьи.
После завершения публичных слушаний комиссия составляет заключение о результатах публичных слушаний и на основании этого заключения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Главе.
На основании рекомендаций Глава в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение в форме постановления Администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Таким образом, при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка администрация нарушила установленный ст. 9 Правил землепользования части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, ст. ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ порядок рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования, предусмотренный статьями 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, статьей 85 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ признан не соответствующим требованиям закона.
При определении способа и срока устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями законами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
В соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта об удовлетворении требований заявителя должно содержаться указание на необходимость восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Для того, что бы настоящее решение суда не было декларативным, суд считает необходимым обязать администрацию совершить следующие действия, направленные на реализацию права заявителя на рассмотрение поставленного им вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка: организовать проведение соответствующей комиссией публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, после завершения публичных слушаний на основании рекомендаций комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принять решение в форме постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Данные действия являются юридической составляющей процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 9 Правил землепользования части территории муниципального образования город-курорт Геленджик).
Разумным сроком для совершения (исполнения) указанных мероприятий суд установил 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Также суд первой инстанции указал - ничто не препятствует администрации обратиться с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта при наличии для этого оснований, установленных процессуальным законом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ не соответствует правилам статьи 9 Правил землепользования части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его права на использование земельного участка, обоснованно удовлетворил заявление предпринимателя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года по делу N А32-31095/2016 (в редакции исправительного определения от 10 марта 2017 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
В.Л.НОВИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)