Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец (ТСЖ) ссылается на то, что он фактически не является исполнителем коммунальных услуг, все расчеты производятся напрямую ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) с потребителями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Ломакина С.А., Серовой В.К., рассмотрев 18.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Весна" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (судьи Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В., Шестакова М.А.) по делу N А26-3229/2015,
установил:
Товарищество собственников жилья "Весна", место нахождения: 186422, Республика Карелия, город Сегежа, улица Спиридонова, дом 39, квартира 101, ОГРН 1081032000290, ИНН 1006008953 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие Коммунального Хозяйства "Водоснабжение", место нахождения: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, улица Мира, дом 14, ОГРН 1121032001133, ИНН 1006012029 (далее - Общество), о расторжении договора холодного водоснабжения от 12.05.2014 N 8.
Решением от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что он фактически не является исполнителем коммунальных услуг, все расчеты производятся напрямую ресурсоснабжающей организацией с потребителями. Кроме того, ТСЖ считает, что договором необоснованно предусмотрено взимание с него платы за пломбирование индивидуальных приборов учета.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (ресурсоснабжающей организацией) и ТСЖ (исполнителем) заключен договор холодного водоснабжения от 12.05.2014 N 8, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества, а исполнитель обязался оплачивать холодную (питьевую) воду в сроки, порядке и объеме, определенном договором, соблюдать в соответствии с названным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его владении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно приложению N 1 к договору объектом поставки коммунальных ресурсов является многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Сегежа, улица Спиридонова, дом 39.
Пунктом 12 договора предусмотрено право внесения платы за коммунальные услуги жильцами дома непосредственно ресурсоснабжающей организации в связи с принятием соответствующего решения общим собранием членов ТСЖ.
Подпунктом "з" пункта 14 договора определена обязанность ресурсоснабжающей организации опломбировать исполнителю приборы учета без взимания платы, за исключением случаев при которых взимается плата за опломбирование приборов учета, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В письме от 19.01.2015 N 5 ТСЖ, ссылаясь на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальных услуг в связи с принятием собственниками многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно Обществу, обратилось к последнему с предложением о расторжении указанного договора.
В ответ Общество направило письмо от 25.02.2015 N 119, в котором указало на отсутствие правовых оснований для расторжения договора. При этом Общество сообщило ТСЖ о наличии непогашенной задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение.
ТСЖ, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, обратилось с требованием о его расторжении в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договора.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, законами или договором. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 1 статьи 450, пункты 2, 3 статьи 453 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Иная форма может допускаться законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.
В данном случае договор заключен сторонами в письменной форме. Кроме того, в соответствии с разделом XV договора стороны согласовали, что все изменения к нему считаются действительными, если они оформлены в письменном виде за подписью уполномоченных представителей сторон, которые заверены их печатями.
Обстоятельств, указывающих на соблюдение сторонами требований закона и условий договора о его расторжении (изменении), судами не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая предусмотренное в пункте 57 договора условие о его пролонгации, суды обоснованно посчитали договор действующим.
Довод ТСЖ об отсутствии у него статуса исполнителя коммунальных услуг противоречит материалам дела и основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 названного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с названным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома.
В силу части 4 статьи 136 ЖК РФ к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
На основании норм статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII названного Кодекса (пункт 2); представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (пункт 8).
С 07.03.2012 вступили в силу Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребителям) коммунальной услуги соответствующего вида (договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Наличие у истца на момент заключения договора статуса управляющей организации и, как следствие, статуса исполнителя коммунальных услуг установлено судами и подтверждается протоколом от 19.03.2008 N 1 общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований о расторжении договора ТСЖ сослалось на положения статьи 451 ГК РФ. В качестве существенного изменения обстоятельств истец указал на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальной услуги в отношении спорного дома, поскольку согласно протоколу от 23.03.2012 N 14 общим собранием собственников того же дома принято решение о внесении платы за коммунальные услуги (в том числе водоснабжение и водоотведение) непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Вместе в с тем в соответствии с положениями части 6.3 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанной нормы следует, что внесение платы напрямую собственниками помещений в многоквартирном жилом доме ресурсоснабжающей организации, не исключает наличия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья, а лишь влияет на порядок их взаиморасчетов.
Кроме того, пунктом 12 Правил N 124 установлено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Истец не подтвердил наличия у него возможности самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в спорном многоквартирном доме, или наличия заключенного договора с другой ресурсоснабжающей организацией, имеющей присоединенные сети. Доказательств того, что управление многоквартирным домом на момент обращения с иском в суд либо в настоящее время осуществляет иная организация, истец не представил.
Утверждение подателя жалобы о том, что подпунктом "з" пункта 14 договора необоснованно предусмотрено взимание с него платы за опломбировку индивидуальных приборов учета, обоснованно не принято судебными инстанциями во внимание.
Подпунктом "з" пункта 14 договора определена обязанность ресурсоснабжающей организации опломбировать исполнителю приборы учета без взимания платы, за исключением случаев, при которых взимается плата за опломбирование приборов учета, предусмотренных Правилами N 776.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных Правилами N 124 особенностей. Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ и указанными Правилами, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16, 18 Правил N 124).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 776 они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В данном случае в означенном пункте договора речь идет о приборах учета применительно к пункту 4 Правил N 776, которые подлежат размещению на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно пункту 51 Правил N 776 установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.
К правоотношениям ТСЖ с жильцами спорного многоквартирного дома в части пломбирования индивидуальных приборов учета Правила N 776 не применяются, поскольку эти отношения урегулированы специальной нормой - Правилами N 354.
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N 354).
С 01.10.2013 пунктом 81 (9) Правил N 354 предусмотрено, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных названными Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 данной нормы содержатся четыре условия, при одновременном наличии которых одновременно закон предусматривает возможность расторжения договора в случае недостижения сторонами соглашения.
Поскольку решение жильцов дома о переходе на прямые расчеты с ответчиком, а также условие, предусмотренное в подпункте "з" пункта 14 договора, которое не противоречит действующему законодательству, не отвечают требованиям статьи 451 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, и поэтому не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу N А26-3229/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Весна" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3229/2015
Требование: О расторжении договора водоснабжения.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец (ТСЖ) ссылается на то, что он фактически не является исполнителем коммунальных услуг, все расчеты производятся напрямую ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) с потребителями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу N А26-3229/2015
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Ломакина С.А., Серовой В.К., рассмотрев 18.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Весна" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (судьи Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В., Шестакова М.А.) по делу N А26-3229/2015,
установил:
Товарищество собственников жилья "Весна", место нахождения: 186422, Республика Карелия, город Сегежа, улица Спиридонова, дом 39, квартира 101, ОГРН 1081032000290, ИНН 1006008953 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие Коммунального Хозяйства "Водоснабжение", место нахождения: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, улица Мира, дом 14, ОГРН 1121032001133, ИНН 1006012029 (далее - Общество), о расторжении договора холодного водоснабжения от 12.05.2014 N 8.
Решением от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что он фактически не является исполнителем коммунальных услуг, все расчеты производятся напрямую ресурсоснабжающей организацией с потребителями. Кроме того, ТСЖ считает, что договором необоснованно предусмотрено взимание с него платы за пломбирование индивидуальных приборов учета.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (ресурсоснабжающей организацией) и ТСЖ (исполнителем) заключен договор холодного водоснабжения от 12.05.2014 N 8, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества, а исполнитель обязался оплачивать холодную (питьевую) воду в сроки, порядке и объеме, определенном договором, соблюдать в соответствии с названным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его владении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно приложению N 1 к договору объектом поставки коммунальных ресурсов является многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Сегежа, улица Спиридонова, дом 39.
Пунктом 12 договора предусмотрено право внесения платы за коммунальные услуги жильцами дома непосредственно ресурсоснабжающей организации в связи с принятием соответствующего решения общим собранием членов ТСЖ.
Подпунктом "з" пункта 14 договора определена обязанность ресурсоснабжающей организации опломбировать исполнителю приборы учета без взимания платы, за исключением случаев при которых взимается плата за опломбирование приборов учета, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В письме от 19.01.2015 N 5 ТСЖ, ссылаясь на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальных услуг в связи с принятием собственниками многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно Обществу, обратилось к последнему с предложением о расторжении указанного договора.
В ответ Общество направило письмо от 25.02.2015 N 119, в котором указало на отсутствие правовых оснований для расторжения договора. При этом Общество сообщило ТСЖ о наличии непогашенной задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение.
ТСЖ, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, обратилось с требованием о его расторжении в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договора.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, законами или договором. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 1 статьи 450, пункты 2, 3 статьи 453 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Иная форма может допускаться законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.
В данном случае договор заключен сторонами в письменной форме. Кроме того, в соответствии с разделом XV договора стороны согласовали, что все изменения к нему считаются действительными, если они оформлены в письменном виде за подписью уполномоченных представителей сторон, которые заверены их печатями.
Обстоятельств, указывающих на соблюдение сторонами требований закона и условий договора о его расторжении (изменении), судами не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая предусмотренное в пункте 57 договора условие о его пролонгации, суды обоснованно посчитали договор действующим.
Довод ТСЖ об отсутствии у него статуса исполнителя коммунальных услуг противоречит материалам дела и основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 названного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с названным Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома.
В силу части 4 статьи 136 ЖК РФ к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
На основании норм статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII названного Кодекса (пункт 2); представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (пункт 8).
С 07.03.2012 вступили в силу Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребителям) коммунальной услуги соответствующего вида (договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Наличие у истца на момент заключения договора статуса управляющей организации и, как следствие, статуса исполнителя коммунальных услуг установлено судами и подтверждается протоколом от 19.03.2008 N 1 общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований о расторжении договора ТСЖ сослалось на положения статьи 451 ГК РФ. В качестве существенного изменения обстоятельств истец указал на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальной услуги в отношении спорного дома, поскольку согласно протоколу от 23.03.2012 N 14 общим собранием собственников того же дома принято решение о внесении платы за коммунальные услуги (в том числе водоснабжение и водоотведение) непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Вместе в с тем в соответствии с положениями части 6.3 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанной нормы следует, что внесение платы напрямую собственниками помещений в многоквартирном жилом доме ресурсоснабжающей организации, не исключает наличия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья, а лишь влияет на порядок их взаиморасчетов.
Кроме того, пунктом 12 Правил N 124 установлено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Истец не подтвердил наличия у него возможности самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в спорном многоквартирном доме, или наличия заключенного договора с другой ресурсоснабжающей организацией, имеющей присоединенные сети. Доказательств того, что управление многоквартирным домом на момент обращения с иском в суд либо в настоящее время осуществляет иная организация, истец не представил.
Утверждение подателя жалобы о том, что подпунктом "з" пункта 14 договора необоснованно предусмотрено взимание с него платы за опломбировку индивидуальных приборов учета, обоснованно не принято судебными инстанциями во внимание.
Подпунктом "з" пункта 14 договора определена обязанность ресурсоснабжающей организации опломбировать исполнителю приборы учета без взимания платы, за исключением случаев, при которых взимается плата за опломбирование приборов учета, предусмотренных Правилами N 776.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных Правилами N 124 особенностей. Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ и указанными Правилами, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16, 18 Правил N 124).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 776 они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В данном случае в означенном пункте договора речь идет о приборах учета применительно к пункту 4 Правил N 776, которые подлежат размещению на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно пункту 51 Правил N 776 установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.
К правоотношениям ТСЖ с жильцами спорного многоквартирного дома в части пломбирования индивидуальных приборов учета Правила N 776 не применяются, поскольку эти отношения урегулированы специальной нормой - Правилами N 354.
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N 354).
С 01.10.2013 пунктом 81 (9) Правил N 354 предусмотрено, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных названными Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 данной нормы содержатся четыре условия, при одновременном наличии которых одновременно закон предусматривает возможность расторжения договора в случае недостижения сторонами соглашения.
Поскольку решение жильцов дома о переходе на прямые расчеты с ответчиком, а также условие, предусмотренное в подпункте "з" пункта 14 договора, которое не противоречит действующему законодательству, не отвечают требованиям статьи 451 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, и поэтому не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу N А26-3229/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Весна" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)