Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2017 N 13АП-16892/2017 ПО ДЕЛУ N А26-424/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 г. N 13АП-16892/2017

Дело N А26-424/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16892/2017) Административной комиссии Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2017 по делу N А26-424/2017 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению МУП "Петрозаводский городской информационный центр"
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа
о признании незаконным постановления
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Петрозаводский городской информационный центр" (ОГРН: 1021000532630, ИНН: 1001003831, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9, далее - заявитель, МУП "ПетроГИЦ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа (адрес: 185910, Россия, г. Петрозаводск, Республика Карелия, пр. Ленина, 2, далее - Административная комиссия) от 28.12.2016 по делу об административном правонарушении N 1.8.3.-03/1212 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях (далее - Закон N 1191-ЗРК).
Решением суда от 15.06.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Административная комиссия, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда о том, что Предприятие не несет ответственности за надлежащее содержание общего имущества.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Администрации Петрозаводского городского округа от 27.06.2016 N 83 "Об обеспечении аварийного и технического обслуживания общего имущества многоквартирных домов" и от 09.06.2015 N 81 "О внесении изменений в приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства от 27.06.2016 N 83" Предприятие осуществляет управление (аварийное и техническое обслуживание) многоквартирным жилым домом N 11 по ул. Октября в г. Петрозаводске.
16.11.2016 в 10 час. 30 мин. главным специалистом - муниципальным инспектором отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа в порядке осуществления муниципального контроля в ходе мероприятий, направленных на обследование территории городского округа на предмет соблюдения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, проведен осмотр придомовой территории многоквартирного дома N 11 по ул. Октября в г. Петрозаводске.
В ходе осмотра установлено, что управляющая организация не обеспечила своевременную очистку кровли от снега, наледи и сосулек. В частности, на момент осмотра по периметру кровли, в том числе над пешеходной зоной, имеется значительное количество (объем) наледи и сосулек разных размеров (около 1 м). При этом, какие-либо работы на момент осмотра придомовой территории работниками МУП "ПетроГИЦ" или иными лицами (организациями) не проводились.
По результатам проверки составлен акт от 16.11.2016 N 1258, фототаблица к нему, и схема земельного участка, в котором отражены нарушения правил благоустройства. К акту также приложены сведения из интернет-ресурса "Реформа ЖКХ".
14.12.2016 в отношении Предприятия составлен протокол N 1.8.3-01/1212 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, который передан на рассмотрение Административной комиссии.
Постановлением Административной комиссии от 28.12.2016 по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/1212 МУП "ПетроГИЦ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК в виде 50 000 руб. административного штрафа.
В постановлении указано на нарушение Предприятием пункта 7 статьи 7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414, выразившееся в том, что Предприятие не организовало своевременную очистку кровли от снега, наледи сосулек.
Не согласившись с означенным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств совершения заявителем вменяемого административного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Компании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Частью 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Пунктами 1, 2 Правил установлено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Пунктами 1, 2 статьи 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов; Организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 7 Правил благоустройства в зимнее время собственники, арендаторы, владельцы многоквартирных и жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек. Очистка кровель зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега, наледеобразований с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Перед сбросом снега, наледи необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов. Сброшенный с кровель зданий снег и наледеобразования должны немедленно вывозиться либо размещаться вдоль лотка для последующего их вывоза в течение суток. Не допускается сбрасывать снег и лед на проезжую часть дорог. Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в желоба или воронки внутренних и наружных водостоков, повреждать кровлю и ее элементы. При сбрасывании снега, наледи с кровель должны быть приняты меры по ограждению опасных зон в целях безопасности пешеходов и имущества.
На основании данных официального сайта "Реформа ЖКХ" Административной комиссией установлено, что управляющей организацией по адресу: г. Петрозаводск, ул. Октября, д. N 11, является МУП "ПетроГИЦ", принявшее на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества.
В соответствии с лотом 19 конкурсной документации по дому N 11 по ул. Октября установлен вид работ - сбрасывание снега с крыш, сбивание сосулек, периодичность выполнения работ - один раз в год, годовая плата - 257,64 руб., стоимость за 1 кв. м в месяц - 0,05 руб.
Судом первой инстанцией установлено, материалами дела подтверждается, что в целях обеспечения безопасного проживания граждан в многоквартирных домах и обеспечения надлежащего состояния имущества, до выбора способа управления многоквартирными домами либо до определения управляющей организации по результатам проведения Администрацией Петрозаводского городского округа открытых конкурсов по отбору управляющей организации, приказами Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа N 83 и N 84 от 27.06.2016 на МУП "ПетроГИЦ" возложена обязанность осуществлять аварийное и техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов согласно приложению к приказу с учетом размера платы за аварийное и техническое обслуживание в составе платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Следовательно, МУП "ПетроГИЦ", являющееся управляющей организацией, приняло на себя обязательство по надлежащему содержанию общего имущества дома N 11 по ул. Октября.
Предприятие своевременно меры по содержанию общего имущества не приняло, что создало угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Принятые во внимание судом первой инстанции доводы о том, что приложением к приказам Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа N 83 и N 84 от 27.06.2016 (конкурсная документация по лоту 19) предусмотрена периодичность выполнения работ по сбрасыванию снега с крыш, сбиванию сосулек - один раз в год, следует признать несостоятельными, ибо периодичность выполнения данных работ должна обеспечивать соблюдение требований пунктов 7, 8 статьи 7 Правил благоустройства в зимнее время.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, подтверждено материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Предприятием требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
По мнению суда апелляционной инстанции, штраф назначен в пределах санкции соответствующей нормы.
При таких обстоятельствах, Административной комиссией сделан правильный вывод о наличии в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Предприятию в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2017 по делу N А26-424/2017 отменить.
Муниципальному унитарному предприятию "Петрозаводский городской информационный центр" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
В.М.ТОЛКУНОВ
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)