Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-31024/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Деметра" (ИНН 6672319409, ОГРН 1106672012281, далее - общество "Деметра")
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313, далее - министерство)
о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В предварительном судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Деметра" - Романович Ю.А. (доверенность от 22.08.2016 N 16/31);
- министерство - Рожок Е.В. (доверенность от 01.03.16 N 09).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "СтройУправление-44" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения министерства об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческой, 80 в г. Екатеринбурге". Заявитель также просит обязать министерство устранить допущенные нарушения прав общества "Деметра" путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческой, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик ООО "ПК "БРИЗ").
Определением суда от 29.07.2016 назначено предварительное судебное заседание на 22.08.2016.
В ходе предварительного судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела проектной документации. Раздел 1. Пояснительная записка. Шифр 1601-001-ПЗ. Том 1., проектной документации. Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Шифр 1601-001-ПЗУ. Том 2., проектной документации. Раздел 3. Архитектурные решения. Шифр 1601-001-АР. Том 3., проектной документации. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Книга 1. Сети связи. Шифр 1601-001-ИОС5.1., проектной документации. Раздел 6. Проект организации строительства. Шифр 1601-001-ПОС. Том 6., технических условий от 20.02.2016 N 05-11/33-13081/2-30, договора от 17.10.2014 N б/н, договора от 21.07.2014 N 16-09/ТП/133 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, административного регламента Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", свода правил Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", положительного заключения негосударственной экспертизы от 07.07.2015 N 2-1-1-0633-15, от 04.12.2015 N 4-1-1-1294-15, от 13.02.2015 N 1-1-1-0053-15, от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16.
Также на обозрение суда представлены оригиналы документов. Оригиналы возвращены заявителю по реестру.
Заинтересованным лицом к материалам дела приобщен отзыв на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
общество "Деметра" обратилось в министерство с заявлением от 22.03.2016 N 3909/16-11-02 о выдаче разрешения на строительство объекта "1-го этапа строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже", расположенного в г. Екатеринбурге, ул. Студенческая, д. 80.
Министерством в адрес общества "Деметра" направлено уведомление от 31.03.2016 N 16-01-82/3440 об отказе в предоставлении государственной услуги, которым в выдаче разрешения на строительство отказано.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужил вывод министерства о том, что размещение жилых помещений в виде квартир допускается в многоквартирном жилом доме либо в многофункциональных зданиях и многофункциональных комплексах, в здании гостиницы размещение квартир не предусмотрено действующим законодательством. Запроектированный согласно представленной проектной документации гостиничный комплекс обладает признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования". Вместе с тем градостроительным планом земельного участка от 04.08.2015 N RU 66302000-09233 строительство многофункционального здания не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что отказ министерства в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушает его права и законные интересы общество "Деметра" обратилось в арбитражный суд.
Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Согласно п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Судом установлено, что право собственности на земельный участок общей площадью 6591 кв. м, по адресу г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80 возникло у общества "Деметра" на основании договора купли-продажи недвижимости от 16.03.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.04.2015 N 66АЗ065084).
На указанный земельный участок Администрацией г. Екатеринбурга выдан Градостроительный план земельного участка от 04.08.2015 N RU66302000-09233, в соответствии с которым земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5 (зона многоэтажной жилой застройки), а также согласован условно разрешенный вид использования земельного участка: гостиничный комплекс.
Согласно пункта 2.1 градостроительного плана земельного участка от 04.08.2015 N RU66302000-09233 основными видами разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80, являются:
- - многоквартирные дома этажностью 5 этажей и выше;
- - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- - школы общеобразовательные,
- спортивные сооружения.
К одному из видов условно разрешенного использования земельного участка относятся гостиницы. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.02.2014 N 413 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80, для строительства гостиничного комплекса.
Таким образом, собственнику участка было предоставлено право осуществлять строительство гостиничного комплекса - многофункционального комплекса (26-этажный блок и 8-этажный блок) с несколькими функционально-планировочными компонентами как жилого (предназначенного для проживания), так и общественного назначения (офисы). Данный факт подтверждается выданным на основании градостроительного плана земельного участка Администрацией г. Екатеринбурга разрешением на строительство N RU66302000-5233-2015 от 04.09.2015 на объект "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами и офисными помещениями на первом этаже (N 1 по ПЗУ) - 1 этап строительства".
Согласно разрешению на строительство от 04.09.2015 N RU66302000-5233-2015 в объекте "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами и офисными помещениями на первом этаже (N 1 по ПЗУ) - 1 этап строительства" предусмотрены:
1. Жилая часть - апартаменты 484 шт. (площадь 16 970 кв. м).
2. Общественная часть - офисы (880,85 кв. м).
Нормативы проектирования и строительства многофункциональных зданий и комплексов определены Сводом правил N 160.1325800.2014, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 N 440/пр. (далее - СП 160.1325800.2014).
По п. 3.3, 3.4, 3.7 СП 160.1325800.2014 многофункциональное здание: здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; многофункциональный комплекс: комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; функционально-планировочный компонент здания: группа помещений, обеспечивающих выполнение определенного процесса (проживания, сервисного обслуживания, досуга и др.).
Судом установлено, что после получения разрешения на строительство от 04.09.2015 N RU66302000-5233-2015 по заказу общества "Деметра" разработана корректировка проектной документации и получена проектная документация на объект капитального строительства - "Гостиничный комплекс по ул. Студенческой в Кировском районе г. Екатеринбурга. 1-й этап строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже". (Шифр 1601-001, разработчик общество с ограниченной ответственностью "ПК "БРИЗ").
При этом количество функционально-планировочных компонентов здания осталось без изменений (жилая и общественная часть):
1.) Жилая часть - апартаменты 264 шт. (площадь 8057,3 кв. м).
- квартиры 220 шт. (площадь 8 912,7 кв. м).
2) Общественная часть - офисы (880,85 кв. м).
Со стороны заявителя в материалы дела поступили документы в соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приложенные к заявлению на выдачу разрешения на строительство, а именно:
- - проектная документация. Раздел 1. Пояснительная записка. Шифр 1601-001-ПЗ. Том 1;
- - проектная документация. Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Шифр 1601-001-ПЗУ. Том 2;
- - проектная документация. Раздел 3. Архитектурные решения. Шифр 1601-001-АР. Том 3;
- - проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Книга 1. Сети связи. Шифр 1601-001-ИОС5.1;
- - проектная документация. Раздел 6. Проект организации строительства. Шифр 1601-001-ПОС. Том 6;
- - технические условия от 20.02.2016 N 05-11/33-13081/2-30;
- - договор от 17.10.2014 N б/н;
- - договор от 21.07.2014 N 16-09/ТП/133 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- - административный регламент Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург";
- - свод правил Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования",
- положительные заключения негосударственной экспертизы от 07.07.2015 N 2-1-1-0633-15, от 04.12.2015 N 4-1-1-1294-15, от 13.02.2015 N 1-1-1-0053-15, от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и министерством не оспаривается, что заявителем для получения разрешения на строительство объекта: "Гостиничный комплекс по ул. Студенческой в Кировском районе г. Екатеринбурга. 1-й этап строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже" представлен полный комплект документов в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило размещение жилых помещений в виде квартир в здании гостиницы, что не предусмотрено действующим законодательством. Запроектированный согласно представленной проектной документации гостиничный комплекс обладает признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", однако градостроительным планом земельного участка от 04.08.2015 N RU 66302000-09233 строительство многофункционального здания не предусмотрено.
Вместе с тем проектируемый гостиничный комплекс уже на этапе выдачи градостроительного плана обладал признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", при этом административным органом выдано разрешение на строительство от 04.09.2015 N RU 66302000-5233-2015. В данном случае суд соглашается с доводами заявителя о том, что разрешение на строительство многофункционального здания соответствует градостроительному плану земельного участка, поскольку им допускается строительство каждого из включенных в состав многофункционального здания функционально-планировочных компонента.
После получения указанного разрешения на строительство разработана корректировка проектной документации, при этом количество функционально-планировочных компонентов здания (жилая и общественная часть) осталось без изменений. В связи с указанным положения градостроительного плана земельного участка не нарушаются, Как и при выдаче первоначального разрешения на строительство объекты, входящие в состав многофункционального здания в качестве функционально-планировочных компонентов, градостроительным планом предусмотрены: многоквартирные дома этажностью 5 этажей и выше, гостиницы, офисные помещения.
Доводы заинтересованного лица о недопустимости совмещения гостиницы с жилыми помещениями суд счел неприменимыми к рассматриваемым правоотношениям. Как следует из проектной документации, многофункциональное здание в качестве функционально-планировочных компонентов включает в себя жилую часть: апартаменты 264 шт. (площадь 8057,3 кв. м) и квартиры 220 шт. (площадь 8 912,7 кв. м), а также общественную часть: офисы (880,85 кв. м).
Согласно п. А.1.1 Приложения А СП 160.1325800.2014 многофункциональное здание может включать в себя как жилые, так и общественные помещения, при этом для расчетов следует выделить жилую и общественную части здания. Жилая часть включает в себя квартиры для постоянного проживания, апартаменты квартирного типа, жилые помещения общежитий квартирного типа. Общественная часть - помещения общественного назначения.
Таким образом, совмещение в рамках многофункционального здания квартир и апартаментов квартирного типа законодательством предусмотрено, проектная документация на измененный объект получила положительное заключение экспертизы от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16, вывод о невозможности совмещения указанных компонентов не подтвержден и не имеет правового обоснования.
При таких обстоятельствах выводы административного органа, положенные в основу оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, суд счел не доказанными и не имеющими правового основания, в связи с чем требования заявителя подлежит удовлетворению.
В связи с вышеуказанным, учитывая представление заявителем в материалы дела комплекта документов, представленных в уполномоченный орган при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, отсутствие у заинтересованного лица иных замечаний к указанным документов за исключением указанных в качестве основания для выдачи оспариваемого отказа, отсутствие со стороны представителя министерства по прямому вопросу суда ходатайств об отложении судебного разбирательства для подготовки правовой позиции по представленным документам, права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем выдачи министерством разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик - общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания "Бриз").
На основании положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем сумма государственной пошлины (3000 руб.) взыскивается с заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, оформленное уведомлением от 31.03.2016 N 16-01-82/3440 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге".
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Деметра" путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик - общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания "Бриз").
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деметра" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-31024/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. по делу N А60-31024/2016
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-31024/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Деметра" (ИНН 6672319409, ОГРН 1106672012281, далее - общество "Деметра")
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313, далее - министерство)
о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В предварительном судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Деметра" - Романович Ю.А. (доверенность от 22.08.2016 N 16/31);
- министерство - Рожок Е.В. (доверенность от 01.03.16 N 09).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "СтройУправление-44" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения министерства об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческой, 80 в г. Екатеринбурге". Заявитель также просит обязать министерство устранить допущенные нарушения прав общества "Деметра" путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческой, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик ООО "ПК "БРИЗ").
Определением суда от 29.07.2016 назначено предварительное судебное заседание на 22.08.2016.
В ходе предварительного судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела проектной документации. Раздел 1. Пояснительная записка. Шифр 1601-001-ПЗ. Том 1., проектной документации. Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Шифр 1601-001-ПЗУ. Том 2., проектной документации. Раздел 3. Архитектурные решения. Шифр 1601-001-АР. Том 3., проектной документации. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Книга 1. Сети связи. Шифр 1601-001-ИОС5.1., проектной документации. Раздел 6. Проект организации строительства. Шифр 1601-001-ПОС. Том 6., технических условий от 20.02.2016 N 05-11/33-13081/2-30, договора от 17.10.2014 N б/н, договора от 21.07.2014 N 16-09/ТП/133 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, административного регламента Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", свода правил Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", положительного заключения негосударственной экспертизы от 07.07.2015 N 2-1-1-0633-15, от 04.12.2015 N 4-1-1-1294-15, от 13.02.2015 N 1-1-1-0053-15, от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16.
Также на обозрение суда представлены оригиналы документов. Оригиналы возвращены заявителю по реестру.
Заинтересованным лицом к материалам дела приобщен отзыв на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
общество "Деметра" обратилось в министерство с заявлением от 22.03.2016 N 3909/16-11-02 о выдаче разрешения на строительство объекта "1-го этапа строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже", расположенного в г. Екатеринбурге, ул. Студенческая, д. 80.
Министерством в адрес общества "Деметра" направлено уведомление от 31.03.2016 N 16-01-82/3440 об отказе в предоставлении государственной услуги, которым в выдаче разрешения на строительство отказано.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужил вывод министерства о том, что размещение жилых помещений в виде квартир допускается в многоквартирном жилом доме либо в многофункциональных зданиях и многофункциональных комплексах, в здании гостиницы размещение квартир не предусмотрено действующим законодательством. Запроектированный согласно представленной проектной документации гостиничный комплекс обладает признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования". Вместе с тем градостроительным планом земельного участка от 04.08.2015 N RU 66302000-09233 строительство многофункционального здания не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что отказ министерства в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушает его права и законные интересы общество "Деметра" обратилось в арбитражный суд.
Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Согласно п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Судом установлено, что право собственности на земельный участок общей площадью 6591 кв. м, по адресу г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80 возникло у общества "Деметра" на основании договора купли-продажи недвижимости от 16.03.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.04.2015 N 66АЗ065084).
На указанный земельный участок Администрацией г. Екатеринбурга выдан Градостроительный план земельного участка от 04.08.2015 N RU66302000-09233, в соответствии с которым земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5 (зона многоэтажной жилой застройки), а также согласован условно разрешенный вид использования земельного участка: гостиничный комплекс.
Согласно пункта 2.1 градостроительного плана земельного участка от 04.08.2015 N RU66302000-09233 основными видами разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80, являются:
- - многоквартирные дома этажностью 5 этажей и выше;
- - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- - школы общеобразовательные,
- спортивные сооружения.
К одному из видов условно разрешенного использования земельного участка относятся гостиницы. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.02.2014 N 413 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 80, для строительства гостиничного комплекса.
Таким образом, собственнику участка было предоставлено право осуществлять строительство гостиничного комплекса - многофункционального комплекса (26-этажный блок и 8-этажный блок) с несколькими функционально-планировочными компонентами как жилого (предназначенного для проживания), так и общественного назначения (офисы). Данный факт подтверждается выданным на основании градостроительного плана земельного участка Администрацией г. Екатеринбурга разрешением на строительство N RU66302000-5233-2015 от 04.09.2015 на объект "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами и офисными помещениями на первом этаже (N 1 по ПЗУ) - 1 этап строительства".
Согласно разрешению на строительство от 04.09.2015 N RU66302000-5233-2015 в объекте "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами и офисными помещениями на первом этаже (N 1 по ПЗУ) - 1 этап строительства" предусмотрены:
1. Жилая часть - апартаменты 484 шт. (площадь 16 970 кв. м).
2. Общественная часть - офисы (880,85 кв. м).
Нормативы проектирования и строительства многофункциональных зданий и комплексов определены Сводом правил N 160.1325800.2014, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 N 440/пр. (далее - СП 160.1325800.2014).
По п. 3.3, 3.4, 3.7 СП 160.1325800.2014 многофункциональное здание: здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; многофункциональный комплекс: комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; функционально-планировочный компонент здания: группа помещений, обеспечивающих выполнение определенного процесса (проживания, сервисного обслуживания, досуга и др.).
Судом установлено, что после получения разрешения на строительство от 04.09.2015 N RU66302000-5233-2015 по заказу общества "Деметра" разработана корректировка проектной документации и получена проектная документация на объект капитального строительства - "Гостиничный комплекс по ул. Студенческой в Кировском районе г. Екатеринбурга. 1-й этап строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже". (Шифр 1601-001, разработчик общество с ограниченной ответственностью "ПК "БРИЗ").
При этом количество функционально-планировочных компонентов здания осталось без изменений (жилая и общественная часть):
1.) Жилая часть - апартаменты 264 шт. (площадь 8057,3 кв. м).
- квартиры 220 шт. (площадь 8 912,7 кв. м).
2) Общественная часть - офисы (880,85 кв. м).
Со стороны заявителя в материалы дела поступили документы в соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приложенные к заявлению на выдачу разрешения на строительство, а именно:
- - проектная документация. Раздел 1. Пояснительная записка. Шифр 1601-001-ПЗ. Том 1;
- - проектная документация. Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Шифр 1601-001-ПЗУ. Том 2;
- - проектная документация. Раздел 3. Архитектурные решения. Шифр 1601-001-АР. Том 3;
- - проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Книга 1. Сети связи. Шифр 1601-001-ИОС5.1;
- - проектная документация. Раздел 6. Проект организации строительства. Шифр 1601-001-ПОС. Том 6;
- - технические условия от 20.02.2016 N 05-11/33-13081/2-30;
- - договор от 17.10.2014 N б/н;
- - договор от 21.07.2014 N 16-09/ТП/133 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- - административный регламент Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург";
- - свод правил Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования",
- положительные заключения негосударственной экспертизы от 07.07.2015 N 2-1-1-0633-15, от 04.12.2015 N 4-1-1-1294-15, от 13.02.2015 N 1-1-1-0053-15, от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и министерством не оспаривается, что заявителем для получения разрешения на строительство объекта: "Гостиничный комплекс по ул. Студенческой в Кировском районе г. Екатеринбурга. 1-й этап строительства. Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже" представлен полный комплект документов в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило размещение жилых помещений в виде квартир в здании гостиницы, что не предусмотрено действующим законодательством. Запроектированный согласно представленной проектной документации гостиничный комплекс обладает признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", однако градостроительным планом земельного участка от 04.08.2015 N RU 66302000-09233 строительство многофункционального здания не предусмотрено.
Вместе с тем проектируемый гостиничный комплекс уже на этапе выдачи градостроительного плана обладал признаками многофункционального здания, установленными в п. 3.3. СП 160.1325800.2014 Свод правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования", при этом административным органом выдано разрешение на строительство от 04.09.2015 N RU 66302000-5233-2015. В данном случае суд соглашается с доводами заявителя о том, что разрешение на строительство многофункционального здания соответствует градостроительному плану земельного участка, поскольку им допускается строительство каждого из включенных в состав многофункционального здания функционально-планировочных компонента.
После получения указанного разрешения на строительство разработана корректировка проектной документации, при этом количество функционально-планировочных компонентов здания (жилая и общественная часть) осталось без изменений. В связи с указанным положения градостроительного плана земельного участка не нарушаются, Как и при выдаче первоначального разрешения на строительство объекты, входящие в состав многофункционального здания в качестве функционально-планировочных компонентов, градостроительным планом предусмотрены: многоквартирные дома этажностью 5 этажей и выше, гостиницы, офисные помещения.
Доводы заинтересованного лица о недопустимости совмещения гостиницы с жилыми помещениями суд счел неприменимыми к рассматриваемым правоотношениям. Как следует из проектной документации, многофункциональное здание в качестве функционально-планировочных компонентов включает в себя жилую часть: апартаменты 264 шт. (площадь 8057,3 кв. м) и квартиры 220 шт. (площадь 8 912,7 кв. м), а также общественную часть: офисы (880,85 кв. м).
Согласно п. А.1.1 Приложения А СП 160.1325800.2014 многофункциональное здание может включать в себя как жилые, так и общественные помещения, при этом для расчетов следует выделить жилую и общественную части здания. Жилая часть включает в себя квартиры для постоянного проживания, апартаменты квартирного типа, жилые помещения общежитий квартирного типа. Общественная часть - помещения общественного назначения.
Таким образом, совмещение в рамках многофункционального здания квартир и апартаментов квартирного типа законодательством предусмотрено, проектная документация на измененный объект получила положительное заключение экспертизы от 25.02.2016 N 66-2-1-2-0020-16, вывод о невозможности совмещения указанных компонентов не подтвержден и не имеет правового обоснования.
При таких обстоятельствах выводы административного органа, положенные в основу оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, суд счел не доказанными и не имеющими правового основания, в связи с чем требования заявителя подлежит удовлетворению.
В связи с вышеуказанным, учитывая представление заявителем в материалы дела комплекта документов, представленных в уполномоченный орган при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, отсутствие у заинтересованного лица иных замечаний к указанным документов за исключением указанных в качестве основания для выдачи оспариваемого отказа, отсутствие со стороны представителя министерства по прямому вопросу суда ходатайств об отложении судебного разбирательства для подготовки правовой позиции по представленным документам, права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем выдачи министерством разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик - общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания "Бриз").
На основании положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем сумма государственной пошлины (3000 руб.) взыскивается с заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, оформленное уведомлением от 31.03.2016 N 16-01-82/3440 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге".
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Деметра" путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание гостиничного комплекса переменной этажности с апартаментами, квартирами и офисными помещениями на первом этаже по ул. Студенческая, 80 в г. Екатеринбурге" (проектная документация Шифр 1601-001, разработчик - общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания "Бриз").
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деметра" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)