Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактория-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года по делу N А05-6291/2017 (судья Шишова Л.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Фактория-1" (ОГРН 1142901011439, ИНН 2901252776; место нахождения: 163030, город Архангельск, улица Воронина, дом 4, помещение 13-35, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного контроля Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 в части возложения обязанности устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что работы, выполнение которых необходимо провести в соответствии с выданным управлением предписанием, относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта дома, осуществление которого возложено на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" судебным актом суда общей юрисдикции.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.02.2017 N 035-12/04-17.74/1 (листы дела 49 - 50) управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, установленных федеральными законами, областными законами и муниципальными правовыми актами в сфере жилищных отношений.
В ходе проверки установлена в том числе неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске.
Результаты проверки отражены в акте от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/4 (листы дела 54 - 55).
Обществу 20.02.2017 выдано предписание N 035-12/04-17.74/5 (листы дела 15 - 16), пунктом 6 которого на заявителя возложена обязанность устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273.
Общество не согласилось с предписанием управления от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 в указанной части и обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Сторонами не оспаривается, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом данного органа.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 данного Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В данном случае общество на основании лицензии от 30.04.2015 N 198 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Собственниками помещений многоквартирного дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске с обществом 01.06.2015 заключен договор управления общим имуществом многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу требований которых общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункт "е" пункта 10); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и его технического состояния, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт (подпункт "з" пункта 11).
Из материалов дела следует, что предписанием управления от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 обществу предложено устранить нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Так в ходе проверки установлена неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске.
Пунктом 1.8 Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу первому раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (абзац третий раздела II Правил N 170).
В соответствии с подпунктами "а" и "з" пункта 11 Правил N 170 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.2.2 указанных Правил установлено, что в эксплуатируемых плоских железобетонных крышах с внутренним водостоком, устраиваемым на дренажном слое или на отдельных опорах, необходимо не менее одного раза в три года проверять состояние гидроизоляционного слоя ковра, защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующую способность дренирующего слоя, а также опирание железобетонных коробов и ваз (с зелеными насаждениями на крыше) и исправлять их.
Все доводы апелляционной жалобы общества сводятся к тому, что, по мнению заявителя, работы, выполнение которых необходимо провести в соответствии с выданным управлением предписанием, относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта дома, осуществление которого возложено на администрацию муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно пункту 2.4.2 Правил N 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении 8.
Между тем в пункте 4 приложения 7 к Правилам N 170 устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции отнесены к работам текущего характера.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, на основании вышеприведенных норм, общество как управляющая организация спорного дома при наличии выявленных неисправностей кровельного покрытия в районе конкретной квартиры этого дома обязано было обеспечить устранение данных неисправностей в текущем порядке в силу прямого на это указания в пункте 4.6.1.1 Правил N 170, поскольку устранение таких неисправностей кровли относится к содержанию общего имущества дома.
Оспариваемое предписание не возлагает на общество осуществление ремонтных работ капитального характера, в частности, необходимость которых установлена Ломоносовским районным судом города Архангельска в решении от 21 марта 2013 года по делу N 2-75/2013 (замена утеплителя в техническом пространстве между плитой перекрытия пятого этажа и плитой покрытия кровли жилого дома N 273 по Ленинградскому проспекту, работы по демонтажу рулонного покрытия, стяжки, плит покрытия, работы по замене утеплителя с последующим восстановлением кровельного покрытия).
Работы по устранению неисправности кровельного покрытия являются работами срочного характера.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Действительно, Ломоносовским районным судом города Архангельска от 21 марта 2013 года по делу N 2-75/2013 удовлетворены требования жильца квартиры N 19 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске к мэрии города Архангельска, на которую возложена обязанность произвести замену утеплителя в техническом пространстве между плитой перекрытия пятого этажа и плитой покрытия кровли жилого дома N 273 по Ленинградскому проспекту, выполнив работы по демонтажу рулонного покрытия, стяжки, плит покрытия, работы по замене утеплителя с последующим восстановлением кровельного покрытия.
Однако, предписанные управлением меры по устранению неисправности кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273, направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в этой квартире, их имущества, от выполнения данных мер управляющая компания не вправе уклоняться.
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание в части возложения на общество обязанности устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273, выдано заявителю обоснованно.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, оспариваемое нарушение, отраженное в предписании от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5, а также доводы, заявленные обществом в настоящем деле, являлись предметом оценки судами двух инстанций в рамках дела N 12-353/2017 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение оспариваемого предписания.
Исходя из изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований общества по настоящему делу.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года по делу N А05-6291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактория-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2017 ПО ДЕЛУ N А05-6291/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу N А05-6291/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактория-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года по делу N А05-6291/2017 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фактория-1" (ОГРН 1142901011439, ИНН 2901252776; место нахождения: 163030, город Архангельск, улица Воронина, дом 4, помещение 13-35, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного контроля Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 в части возложения обязанности устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что работы, выполнение которых необходимо провести в соответствии с выданным управлением предписанием, относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта дома, осуществление которого возложено на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" судебным актом суда общей юрисдикции.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.02.2017 N 035-12/04-17.74/1 (листы дела 49 - 50) управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, установленных федеральными законами, областными законами и муниципальными правовыми актами в сфере жилищных отношений.
В ходе проверки установлена в том числе неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске.
Результаты проверки отражены в акте от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/4 (листы дела 54 - 55).
Обществу 20.02.2017 выдано предписание N 035-12/04-17.74/5 (листы дела 15 - 16), пунктом 6 которого на заявителя возложена обязанность устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273.
Общество не согласилось с предписанием управления от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 в указанной части и обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Сторонами не оспаривается, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом данного органа.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 данного Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В данном случае общество на основании лицензии от 30.04.2015 N 198 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Собственниками помещений многоквартирного дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске с обществом 01.06.2015 заключен договор управления общим имуществом многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу требований которых общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункт "е" пункта 10); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и его технического состояния, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт (подпункт "з" пункта 11).
Из материалов дела следует, что предписанием управления от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5 обществу предложено устранить нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Так в ходе проверки установлена неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске.
Пунктом 1.8 Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу первому раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (абзац третий раздела II Правил N 170).
В соответствии с подпунктами "а" и "з" пункта 11 Правил N 170 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.2.2 указанных Правил установлено, что в эксплуатируемых плоских железобетонных крышах с внутренним водостоком, устраиваемым на дренажном слое или на отдельных опорах, необходимо не менее одного раза в три года проверять состояние гидроизоляционного слоя ковра, защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующую способность дренирующего слоя, а также опирание железобетонных коробов и ваз (с зелеными насаждениями на крыше) и исправлять их.
Все доводы апелляционной жалобы общества сводятся к тому, что, по мнению заявителя, работы, выполнение которых необходимо провести в соответствии с выданным управлением предписанием, относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта дома, осуществление которого возложено на администрацию муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно пункту 2.4.2 Правил N 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении 8.
Между тем в пункте 4 приложения 7 к Правилам N 170 устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции отнесены к работам текущего характера.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, на основании вышеприведенных норм, общество как управляющая организация спорного дома при наличии выявленных неисправностей кровельного покрытия в районе конкретной квартиры этого дома обязано было обеспечить устранение данных неисправностей в текущем порядке в силу прямого на это указания в пункте 4.6.1.1 Правил N 170, поскольку устранение таких неисправностей кровли относится к содержанию общего имущества дома.
Оспариваемое предписание не возлагает на общество осуществление ремонтных работ капитального характера, в частности, необходимость которых установлена Ломоносовским районным судом города Архангельска в решении от 21 марта 2013 года по делу N 2-75/2013 (замена утеплителя в техническом пространстве между плитой перекрытия пятого этажа и плитой покрытия кровли жилого дома N 273 по Ленинградскому проспекту, работы по демонтажу рулонного покрытия, стяжки, плит покрытия, работы по замене утеплителя с последующим восстановлением кровельного покрытия).
Работы по устранению неисправности кровельного покрытия являются работами срочного характера.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Действительно, Ломоносовским районным судом города Архангельска от 21 марта 2013 года по делу N 2-75/2013 удовлетворены требования жильца квартиры N 19 дома N 273 по Ленинградскому проспекту в городе Архангельске к мэрии города Архангельска, на которую возложена обязанность произвести замену утеплителя в техническом пространстве между плитой перекрытия пятого этажа и плитой покрытия кровли жилого дома N 273 по Ленинградскому проспекту, выполнив работы по демонтажу рулонного покрытия, стяжки, плит покрытия, работы по замене утеплителя с последующим восстановлением кровельного покрытия.
Однако, предписанные управлением меры по устранению неисправности кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273, направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в этой квартире, их имущества, от выполнения данных мер управляющая компания не вправе уклоняться.
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание в части возложения на общество обязанности устранить неисправность кровельного покрытия в районе квартиры N 20 в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 273, выдано заявителю обоснованно.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, оспариваемое нарушение, отраженное в предписании от 20.02.2017 N 035-12/04-17.74/5, а также доводы, заявленные обществом в настоящем деле, являлись предметом оценки судами двух инстанций в рамках дела N 12-353/2017 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение оспариваемого предписания.
Исходя из изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований общества по настоящему делу.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2017 года по делу N А05-6291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактория-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)