Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой рассмотрел дело N А60-23324/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алапаевская ТГК" (ИНН 6670353193, ОГРН 1156658051802; далее - ООО "Алапаевская ТГК", общество)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент)
о признании незаконным предписания от 02.03.2017 N 29-21-11-11,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Соколкина М.А., представитель по доверенности от 10.01.2017 г.
от заинтересованного лица: Васькова Н.Ю., представитель по доверенности от 16.01.2017 N 29-05-36-33.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "Алапаевская ТГК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания отдела контроля по Восточному Управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.03.2017 N 29-21-11-11 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По мнению заявителя, возложение на него обязанности обеспечения за период с сентября 2016 по декабрь 2016 соблюдение порядка платы за коммунальную услугу отопление с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии является незаконным, поскольку многоквартирный дом состоит из двух рядом стоящих зданий, соединенных углами, система отопления, водоснабжения и электроснабжения каждой части дома закольцована и функционирует автономно, дом имеет два ввода тепловых сетей, на каждой из которых установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем заявитель определяет размер платы за коммунальные услуги по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета каждого здания.
От заинтересованного лица поступил отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что многоквартирный дом представляет собой единый объект капитального строительства и потребленный объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади. Наличие конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) порядок определения размера платы за коммунальные услуги. Начисление платы за потребляемую тепловую энергию без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В период с 01.02.2017 по 02.03.2017 на основании приказа директора Департамента N 29-21-09-11 от 27.01.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Алапаевская ТГК".
Основанием проведения проверки послужило обращение жителей многоквартирного дома по факту соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, д. 14, за период с сентября по декабрь 2016 г.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, п. 42(1) Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт N 29-21-10-11 от 02.03.2017.
02.03.2017 Департаментом вынесено предписание N 29-24-11-11 о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому предписано обеспечить в период с сентября по декабрь 2016 г. соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу отопление с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, путем проведения перерасчета размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений дома N 14 по ул. 19 партсъезда в г. Алапаевске за указанный период.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Алапаевская ТГК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.
В качестве обоснования заявленных требований заявителем указано, что многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, 14, состоит из двух рядом стоящих зданий, соединенных углами. Система отопления, водоснабжения и электроснабжения каждой части многоквартирного дома закольцована и функционирует автономно. Дом имеет два ввода тепловых сетей, на каждой из которых установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. ООО "Алапаевская ТГК" определяет размер платы за коммунальные услугу по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета каждого здания.
По мнению заявителя, суммирование показаний приборов учета разных частей дома, представляется неправильным и несправедливым, поскольку, в таком расчете не учитывается разница температур, подаваемых для теплоснабжения, количество тепловых узлов в разных частях дома, а также количество подъездов, квартир, приходящихся на каждый вход тепла, что нарушает саму логику такого подхода и подсчета и напротив, установка самостоятельных приборов учета в разных частях дома свидетельствует о том, что получающие через них коммунальные услуги жители частей дома рассчитывают на их оплату по показаниям каждый своего счетчика.
Также заявителем указано, что оплата за потребляемую тепловую энергию с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного на все жилые помещения дома без разделения, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку будет производиться непропорционально потребленной энергии.
Суммирование показаний общедомовых приборов учета недопустимо также и потому, что в случае отсутствия показаний одного из счетчиков, правила предоставления коммунальных услуг не содержат формулы, которую можно было бы использовать (использовать сумму показания одного прибора учета и норматив от площади второй части дома или только норматив от общей площади дома).
Изложенные доводы судом отклоняются, исходя из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению с 01 июля 2016 года регулируется Правилами N 354, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
В соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, при расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
В разъяснениях Минстроя России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Общестроительная конструкция жилого дома N 14 по ул. 19 Партсъезда в г. Алапаевск, представляет собой два разных объекта по своей площади и объему под одним номером, где установлены два прибора учета тепловой энергии с отдельными вводами, которые расположены один во втором подъезде, а второй - в шестом подъезде дома. Система отопления каждой части многоквартирного дома закольцована и функционирует автономно.
ООО "Алапаевская ТГК" определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета, установленного на данной части дома.
Вышеуказанный МКД представляет собой единый объект капитального строительства и потребленный в нем объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади. Наличие каких-либо конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Суд соглашается с доводом Департамента о том, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии может быть определен исходя из показаний нескольких общедомовых приборов учета. Тот факт, что прибор учета может быть не один следует из понятия "коллективного (общедомового) прибора учета", данного в п. 2 Правил N 354, где указано на совокупность средств измерения. Общедомовым прибором учета можно называть только совокупность средств измерения, которые определяют весь объем коммунального ресурса, поступившего в дом.
Начисление платы за потребляемую тепловую энергию без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями. При раздельном расчете платы будут использоваться данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предполагается Правилами N 354.
Многоквартирный жилой дом N 14 по ул. 19 Партсъезда, состоит из двух рядом стоящих зданий (соединенных углами), имеет общий земельный участок, отдельные фундаменты, крыши, четыре капитальные ограждающие стены, самостоятельные инженерные тепловые сети, через которые осуществляется поставка тепловой энергии (общие сети отсутствуют) и один технический паспорт на дом. Кроме этого, дом оборудован двумя приборами учета тепловой энергии.
Действующее законодательство не предусматривает применение различного подхода к расчету стоимости услуг по отоплению для разных частей одного многоквартирного дома.
Суд полагает, что раздельный расчет по секциям дома повлечет нарушение прав собственников (ст. 36, 37 ЖК РФ), поскольку приведет к уменьшению объема общего имущества (п. 3 ст. 36 ЖК).
Данный факт подтвержден произведенным в акте проверки расчетом Департамента, за период с сентября по декабрь 2016 года, согласно которому:
За указанный период дом потребил тепловой энергии для целей отопления 503,941 Гкал, на сумму 812 226,91 руб., предъявлено ресурсоснабжающей организацией собственникам и нанимателям помещений 509,30 Гкал, на сумму 820864,28 руб., что на 5,359 Гкал (8637,37 руб.) больше.
Департаментом, указано, что ООО "Алапаевская ТГК" необходимо начислить плату за отопление по квартире N 2 дома N 14 по ул. 19 Партсъезда с применением формулы Pi = Уд x Si / Sоб x Тт, где:
- Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (503,941 Гкал за 4 месяца);
- Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения (площадь кв. 2 - 52,8 кв. метр);
- Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (6345 кв. метр + 135,7 кв. метр = 6480,7 кв. метр);
- Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (1611,75 руб.).
Таким образом, плата за отопление, за период с сентября по декабрь 2016 г., должна составить 6617,43 руб. (503,941 Гкал. x 52,8 кв. метр / 6480,7 кв. метр x 1611,75 руб.).
При анализе платежных квитанций по кв. N 2 Департаментом установлено, что плата за рассматриваемый период составила 7074,45 руб. (4,3893 Гкал. x 1611,75 руб.).
Аналогичным способом подлежит расчету размер платы за отопление по кв. 42 (площадь квартиры 59,9 кв. метр), относящейся ко второй половине данного дома.
Так, плата за отопление, за период с сентября по декабрь 2016 г., должна составить 7507,27 руб. (503,941 Гкал. x 59,9 кв. метр / 6480,7 кв. метр x 1611,75 руб.). При анализе платежных квитанций по кв. 42 Департаментом установлено, что плата за рассматриваемый период составила 6618,33 руб. (4,1063 Гкал. x 161 1,75 руб.).
Следовательно, ООО "Алапаевская ТГК" в расчетные периоды с сентября по декабрь 2016 года нарушен порядок начисления платы за услугу отопление собственникам жилых помещений, предусмотренный п. 42(1) Правил N 354, в части распределения объема ресурса без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного на часть жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Таким образом, учет суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями, что уведет к увеличению стоимости оказанной услуги теплоснабжения.
Заявителем представлены в материалы дела протоколы собрания собственников дома от 08.05.2015, от 01.07.2015 г., от 26.05.2015 согласно, которым собственниками дома принято решение начислять коммунальные услуги по общедомовым приборам учета отопление раздельно.
Порядок расчета, применяемый ресурсоснабжающей организацией, основанный на решении общего собрания собственников жилья (протокол заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, д. N 14, от 26.05.2015 б/н) по вопросу "Финансовое разделение по управлению домом 1 и 2 подъезда от подъездов с 3 по 8, так как нет общего имущества" не является основанным на положениях Правил N 354.
Собственники жилых и нежилых помещений не наделены полномочиями определять порядок расчета платы за коммунальные услуги.
Таким образом, довод заявителя о том, что при расчете размера платы за отопление необходимо учитывать количество подъездов, квартир, приходящихся на каждый вход тепла, не соответствует действующему законодательству.
Многоквартирный жилой дом является единым объектом, действующим законодательством, в том числе Правилами N 354, не предусмотрено установление разных размеров платы в одном доме для отдельно взятых подъездов. Собственникам помещений, находящихся в одной части дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенном в другой части дома, а значит, и размер платы за коммунальные услуги должен быть одинаковым для всех собственников многоквартирного дома.
Кроме того, при раздельном расчете платы используются данные об объеме коммунального ресурса, потребленного только секцией дома, что не соответствует положениям Правил предоставления коммунальных услуг.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-23324/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N А60-23324/2017
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой рассмотрел дело N А60-23324/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алапаевская ТГК" (ИНН 6670353193, ОГРН 1156658051802; далее - ООО "Алапаевская ТГК", общество)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент)
о признании незаконным предписания от 02.03.2017 N 29-21-11-11,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Соколкина М.А., представитель по доверенности от 10.01.2017 г.
от заинтересованного лица: Васькова Н.Ю., представитель по доверенности от 16.01.2017 N 29-05-36-33.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "Алапаевская ТГК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания отдела контроля по Восточному Управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.03.2017 N 29-21-11-11 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По мнению заявителя, возложение на него обязанности обеспечения за период с сентября 2016 по декабрь 2016 соблюдение порядка платы за коммунальную услугу отопление с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии является незаконным, поскольку многоквартирный дом состоит из двух рядом стоящих зданий, соединенных углами, система отопления, водоснабжения и электроснабжения каждой части дома закольцована и функционирует автономно, дом имеет два ввода тепловых сетей, на каждой из которых установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем заявитель определяет размер платы за коммунальные услуги по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета каждого здания.
От заинтересованного лица поступил отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что многоквартирный дом представляет собой единый объект капитального строительства и потребленный объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади. Наличие конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) порядок определения размера платы за коммунальные услуги. Начисление платы за потребляемую тепловую энергию без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В период с 01.02.2017 по 02.03.2017 на основании приказа директора Департамента N 29-21-09-11 от 27.01.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Алапаевская ТГК".
Основанием проведения проверки послужило обращение жителей многоквартирного дома по факту соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, д. 14, за период с сентября по декабрь 2016 г.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, п. 42(1) Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт N 29-21-10-11 от 02.03.2017.
02.03.2017 Департаментом вынесено предписание N 29-24-11-11 о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому предписано обеспечить в период с сентября по декабрь 2016 г. соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу отопление с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, путем проведения перерасчета размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений дома N 14 по ул. 19 партсъезда в г. Алапаевске за указанный период.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Алапаевская ТГК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.
В качестве обоснования заявленных требований заявителем указано, что многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, 14, состоит из двух рядом стоящих зданий, соединенных углами. Система отопления, водоснабжения и электроснабжения каждой части многоквартирного дома закольцована и функционирует автономно. Дом имеет два ввода тепловых сетей, на каждой из которых установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. ООО "Алапаевская ТГК" определяет размер платы за коммунальные услугу по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета каждого здания.
По мнению заявителя, суммирование показаний приборов учета разных частей дома, представляется неправильным и несправедливым, поскольку, в таком расчете не учитывается разница температур, подаваемых для теплоснабжения, количество тепловых узлов в разных частях дома, а также количество подъездов, квартир, приходящихся на каждый вход тепла, что нарушает саму логику такого подхода и подсчета и напротив, установка самостоятельных приборов учета в разных частях дома свидетельствует о том, что получающие через них коммунальные услуги жители частей дома рассчитывают на их оплату по показаниям каждый своего счетчика.
Также заявителем указано, что оплата за потребляемую тепловую энергию с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного на все жилые помещения дома без разделения, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку будет производиться непропорционально потребленной энергии.
Суммирование показаний общедомовых приборов учета недопустимо также и потому, что в случае отсутствия показаний одного из счетчиков, правила предоставления коммунальных услуг не содержат формулы, которую можно было бы использовать (использовать сумму показания одного прибора учета и норматив от площади второй части дома или только норматив от общей площади дома).
Изложенные доводы судом отклоняются, исходя из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению с 01 июля 2016 года регулируется Правилами N 354, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
В соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, при расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
В разъяснениях Минстроя России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Общестроительная конструкция жилого дома N 14 по ул. 19 Партсъезда в г. Алапаевск, представляет собой два разных объекта по своей площади и объему под одним номером, где установлены два прибора учета тепловой энергии с отдельными вводами, которые расположены один во втором подъезде, а второй - в шестом подъезде дома. Система отопления каждой части многоквартирного дома закольцована и функционирует автономно.
ООО "Алапаевская ТГК" определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета, установленного на данной части дома.
Вышеуказанный МКД представляет собой единый объект капитального строительства и потребленный в нем объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади. Наличие каких-либо конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Суд соглашается с доводом Департамента о том, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии может быть определен исходя из показаний нескольких общедомовых приборов учета. Тот факт, что прибор учета может быть не один следует из понятия "коллективного (общедомового) прибора учета", данного в п. 2 Правил N 354, где указано на совокупность средств измерения. Общедомовым прибором учета можно называть только совокупность средств измерения, которые определяют весь объем коммунального ресурса, поступившего в дом.
Начисление платы за потребляемую тепловую энергию без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями. При раздельном расчете платы будут использоваться данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предполагается Правилами N 354.
Многоквартирный жилой дом N 14 по ул. 19 Партсъезда, состоит из двух рядом стоящих зданий (соединенных углами), имеет общий земельный участок, отдельные фундаменты, крыши, четыре капитальные ограждающие стены, самостоятельные инженерные тепловые сети, через которые осуществляется поставка тепловой энергии (общие сети отсутствуют) и один технический паспорт на дом. Кроме этого, дом оборудован двумя приборами учета тепловой энергии.
Действующее законодательство не предусматривает применение различного подхода к расчету стоимости услуг по отоплению для разных частей одного многоквартирного дома.
Суд полагает, что раздельный расчет по секциям дома повлечет нарушение прав собственников (ст. 36, 37 ЖК РФ), поскольку приведет к уменьшению объема общего имущества (п. 3 ст. 36 ЖК).
Данный факт подтвержден произведенным в акте проверки расчетом Департамента, за период с сентября по декабрь 2016 года, согласно которому:
За указанный период дом потребил тепловой энергии для целей отопления 503,941 Гкал, на сумму 812 226,91 руб., предъявлено ресурсоснабжающей организацией собственникам и нанимателям помещений 509,30 Гкал, на сумму 820864,28 руб., что на 5,359 Гкал (8637,37 руб.) больше.
Департаментом, указано, что ООО "Алапаевская ТГК" необходимо начислить плату за отопление по квартире N 2 дома N 14 по ул. 19 Партсъезда с применением формулы Pi = Уд x Si / Sоб x Тт, где:
- Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (503,941 Гкал за 4 месяца);
- Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения (площадь кв. 2 - 52,8 кв. метр);
- Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (6345 кв. метр + 135,7 кв. метр = 6480,7 кв. метр);
- Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (1611,75 руб.).
Таким образом, плата за отопление, за период с сентября по декабрь 2016 г., должна составить 6617,43 руб. (503,941 Гкал. x 52,8 кв. метр / 6480,7 кв. метр x 1611,75 руб.).
При анализе платежных квитанций по кв. N 2 Департаментом установлено, что плата за рассматриваемый период составила 7074,45 руб. (4,3893 Гкал. x 1611,75 руб.).
Аналогичным способом подлежит расчету размер платы за отопление по кв. 42 (площадь квартиры 59,9 кв. метр), относящейся ко второй половине данного дома.
Так, плата за отопление, за период с сентября по декабрь 2016 г., должна составить 7507,27 руб. (503,941 Гкал. x 59,9 кв. метр / 6480,7 кв. метр x 1611,75 руб.). При анализе платежных квитанций по кв. 42 Департаментом установлено, что плата за рассматриваемый период составила 6618,33 руб. (4,1063 Гкал. x 161 1,75 руб.).
Следовательно, ООО "Алапаевская ТГК" в расчетные периоды с сентября по декабрь 2016 года нарушен порядок начисления платы за услугу отопление собственникам жилых помещений, предусмотренный п. 42(1) Правил N 354, в части распределения объема ресурса без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного на часть жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Таким образом, учет суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии, распределенного не на все жилые помещения дома, нарушает законные права и интересы собственников жилых помещений, поскольку производится непропорционально между помещениями, что уведет к увеличению стоимости оказанной услуги теплоснабжения.
Заявителем представлены в материалы дела протоколы собрания собственников дома от 08.05.2015, от 01.07.2015 г., от 26.05.2015 согласно, которым собственниками дома принято решение начислять коммунальные услуги по общедомовым приборам учета отопление раздельно.
Порядок расчета, применяемый ресурсоснабжающей организацией, основанный на решении общего собрания собственников жилья (протокол заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Алапаевск, ул. 19 Партсъезда, д. N 14, от 26.05.2015 б/н) по вопросу "Финансовое разделение по управлению домом 1 и 2 подъезда от подъездов с 3 по 8, так как нет общего имущества" не является основанным на положениях Правил N 354.
Собственники жилых и нежилых помещений не наделены полномочиями определять порядок расчета платы за коммунальные услуги.
Таким образом, довод заявителя о том, что при расчете размера платы за отопление необходимо учитывать количество подъездов, квартир, приходящихся на каждый вход тепла, не соответствует действующему законодательству.
Многоквартирный жилой дом является единым объектом, действующим законодательством, в том числе Правилами N 354, не предусмотрено установление разных размеров платы в одном доме для отдельно взятых подъездов. Собственникам помещений, находящихся в одной части дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенном в другой части дома, а значит, и размер платы за коммунальные услуги должен быть одинаковым для всех собственников многоквартирного дома.
Кроме того, при раздельном расчете платы используются данные об объеме коммунального ресурса, потребленного только секцией дома, что не соответствует положениям Правил предоставления коммунальных услуг.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
М.В.КОВАЛЕВА
М.В.КОВАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)