Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2016 N 17АП-129/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-6691/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. N 17АП-129/2016-ГК

Дело N А71-6691/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.,
при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 ноября 2015 года по делу N А71-6691/2015,
принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к товариществу собственников жилья "Калинина, 26" (ОГРН 1091838000814, ИНН 1838006027)
третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о взыскании задолженности по договору горячего водоснабжения, неустойки,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Товариществу собственников жилья "Калинина, 26" (далее - ТСЖ "Калинина, 26", ответчик) о взыскании 139 056 руб. 12 коп., в том числе 129 785 руб. 56 коп. долг, 9 270 руб. 56 коп. неустойка с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 15.09.2014 N 1054_ГВС.
Определением от 14.08.2015 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, г. Ижевск.
До принятия судом решения истец заявил ходатайство об изменении размера исковых требований, просил взыскать 89 785 руб. 56 коп. долга, 20 178 руб. 94 коп. неустойки с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Ходатайство истца судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2015 с ТСЖ "Калинина, 26" в пользу ООО "УКС" взыскано 383 руб. 01 коп. неустойки; а также 14 руб. 97 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, находя его незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что с учетом наличия на границе балансовой принадлежности между истцом и ответчиком общедомового (коллективного) прибора учета, обеспечивающего раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, а также факт направления ответчиком в адрес истца в спорный период времени показаний данного прибора учета, у истца не было оснований для применения иного способа расчета объема потребленной горячей воды, кроме использования показаний приборов учета и расчета по двухкомпонентному тарифу.
Полагает, что утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-Р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению" (далее - распоряжение N 38-р) временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды не мог применяться ООО "УКС" при наличии общедомовых приборов учета, обеспечивающих раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, поскольку нормативными правовыми актами Закон о водоснабжении, Жилищный кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), имеющими большую юридическую силу, предусмотрено определение объема потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета. Судом не применены нормы ст. 13 АПК РФ.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения, пояснил, что в спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не был утвержден, жилые помещения в доме не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту, соответственно, на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате приобретаемого им ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в домах граждан-потребителей.
При названных обстоятельствах просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на обоснованность обжалуемого судебного акта, полагает правильным применение в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг распоряжения N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции 02.03.2016 явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК ПФ в отсутствие истца, ответчика, третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "УКС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ТСЖ "Калинина, 26" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения (снабжение горячей воды для целей оказания коммунальных услуг) от 15.09.2014 N 1054_ГВС (л.д. 12-16).
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 42 с момента подписания сроком на 1 год, по истечении указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении его действие продлено на неопределенный период на тех же условиях на основании пункта 43 и пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1.1 договора установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды. Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в Приложении N 4 к договору (л.д. 18) и приобретает горячую воду по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктами 9, 10 договора за расчетный период для оплаты по договору принимается один календарный месяц. Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, отражающих информацию о состоянии задолженности абонента по оплате горячей воды за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным и выставляемых к оплате организацией, осуществляющей водоснабжение, не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
ООО "УКС" в период с сентября по декабрь 2014 года поставило ТСЖ "Калинина, 26" горячую воду, предъявив последнему для оплаты счета-фактуры (л.д. 20-29), которые последним в полном объеме не оплачены.
Согласно расчету истца задолженность ТСЖ "Калинина, 26" перед ООО "УКС" за спорный период составила 89 785 руб. 56 коп.
Неуплата задолженности в установленные договором сроки, явилась основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании с ответчика (с учетом принятых судом уточнений) 89 785 руб. 56 коп. долга, 20 178 руб. 94 коп. неустойки.
Ответчик возражал по заявленным требованиям, указывая на необоснованность представленного истцом расчета, произведенного без учета распоряжения N 38-р. Указывал на необходимость применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией (истцом) и исполнителем коммунальных услуг (ответчиком) порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Частично удовлетворяя иск и принимая доводы ответчика, суд первой инстанции исходил из отсутствия утвержденного норматива потребления на подогрев холодной воды для нужд ГВС, правомерности использования ответчиком при расчетах с населением временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного распоряжением N 38-р.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьям 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки горячей воды в оспариваемый период подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ответчик приобретает у ООО "УКС" горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 676 руб. 96 коп. (компонент на тепловую энергию), 25 руб. 69 коп. (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 747 руб. 38 коп. (компонент на тепловую энергию), 26 руб. 76 коп. (компонент на холодную воду).
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Вместе с тем, Правилами N 354 не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание доводы ответчика о необходимости применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией (истцом) и исполнителем коммунальных услуг (ответчиком) порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
22.06.2015 председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение, разъясняющее распоряжение N 38-р, согласно которому в случае необорудования МКД индивидуальными приборами учета, позволяющими вести учет по двум компонентам в части ГВС, что имеет место в данном случае, к отношениям сторон подлежит применению распоряжение N 38-р.
Позицию ответчика также поддерживает Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, г. Ижевск.
Распоряжением N 38-р утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды. Указанный показатель для истца установлен в размере 0,051965.
Согласно формуле, изложенной в распоряжении N 38-р, стоимость горячей воды (одноставочный тариф на горячую воду) рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом.
Вопреки доводам жалобы, при установленных по делу обстоятельствах, в отсутствие утвержденного норматива потребления на подогрев холодной воды для нужд ГВС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности использования ответчиком в расчетах с населением временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного распоряжением N 38-р.
В связи с чем в удовлетворении исковых требований в части взыскания основного долга отказано правомерно.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
За нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) потребитель уплачивает теплоснабжающей организации неустойку в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ установленной на день предъявления требований от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа (пункт 37 договора).
В связи с несвоевременной оплатой поставленных энергоресурсов в порядке пункта 37 договора горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 15.09.2014 N 1054_ГВС истец предъявил ответчику требование об уплате 20 178 руб. 94 коп. пени за период просрочки с 18.09.2014 по 28.10.2015.
Факт просрочки исполнения ТСЖ "Калинина, 26" обязательств по оплате переданных коммунальных ресурсов подтвержден надлежащими доказательствами. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки, предусмотренных пунктом 37 договора горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 15.09.2014 N 1054_ГВС, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Требование о взыскании неустойки заявлено истцом обоснованно, вместе с тем, с учетом необоснованного предъявления к оплате суммы долга 89 785 руб. 56 коп. сумма пени составила 383, 01 руб.
Суд первой инстанции в полном объеме оценил представленные сторонами доказательства и установленные на их основании обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2015 года по делу N А71-6691/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Д.И.КРЫМДЖАНОВА

Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)