Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2017 N 13АП-20751/2017 ПО ДЕЛУ N А56-31042/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2017 г. N 13АП-20751/2017

Дело N А56-31042/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.,
при участии:
- от истца (заявителя): Молевой А.Е. по доверенности от 28.06.2017; Васильевой О.Р. по доверенности от 25.08.2017; Носова С.А. по доверенности от 25.08.2017;
- от ответчика (должника): Назарова А.П. по доверенности от 05.06.2017;
- от 3-го лица: генерального директора Ефременко С.Б. по приказу N 2 от 01.04.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20751/2017) ООО "Управление домами - Соснового Бора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2017 по делу N А56-31042/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Управление домами - Соснового Бора"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
3-е лицо: ООО "Управляющая организация "Агентство комплексного обслуживания"
об оспаривании распоряжений
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" (ОГРН 1154704002265, место нахождения: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Сибирская, д. 6, кв. 22; далее - заявитель, ООО "Управдом - СБ", Общество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН 1147847555107, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее - заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании распоряжений от 10.04.2017 NN 197/1, 197/2, 197/3, 197/4, 197/5, 197/6, 197/7, 197/8, 197/9, 197/10, 197/11, 197/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Агентство комплексного обслуживания" (место нахождения: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, пр. Героев, д. 54, к. А; далее - ООО "УО "АКО", третье лицо).
Решением суда от 30.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить принятое по делу решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемые распоряжения Комитета являются незаконными, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Управдом - СБ" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.12.2015 N 316.
На основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Солнечная д. 11, д. 13, ул. Красных Фортов д. 7, д. 5, д. 9, ул. 50 лет Октября д. 14, д. 12, ул. Ленинградская д. 6, д. 10, ул. Космонавтов д. 12, д. 8 (далее - МКД), с заявителем заключены следующие договоры управления многоквартирным домом: от 21.11.2016 N Сол11, от 21.10.2016 N КФ7, от 21.10.2016 N КФ5, от 14.11.2016 N 50ЛО14, от 07.11.2016 N Лен6, от 07.11.2016 N Лен10, от 21.10.2016 N КФ9, от 18.11.2016 N К12, от 02.11.2016 N Сол13, от 30.09.2016 N 50ЛО12, от 17.11.2016 N К8 (далее также - договоры управления).
Общество обратилось в Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области от 03.02.2017 N гжило-01-993/17-0-0, N гжило-01-994/17-0-0, N гжило-01-995/17-0-0, N гжило-01-996/17-0-0, N гжило-01-997/17-0-0, N гжило-01-998/17-0-0, N гжило-01-999/17-0-0, N гжило-01-1000/17-0-0, N гжило-01-1001/17-0-0, N гжило-01-1002/17-0-0, N гжило-01-1003/17-0-0 (далее - заявления ООО "Управдом - СБ" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области) согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений ООО "Управдом - СБ" Комитетом приняты решения о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно внесение в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, сведений о МКД.
Указанные решения оформлены распоряжениями Комитета от 17.03.2017 N 165, N 158, N 159, N 164, N 167, N 168, N 160, N 162, N 166, N 163, N 161 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" (далее - распоряжения Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области") в соответствии с пунктом 2.7 Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1 (далее - Положение N 1).
10.04.2017 Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области вынесено распоряжение от N 197/1 об отмене распоряжений от 17.03.2017 N 165, N 158, N 159, N 164, N 167, N 168, N 160, N 162, N 166, N 163, N 161, на основании которого вынесены следующие распоряжения NN 197/2, 197/3, 197/4, 197/5, 197/6, 197/7, 197/8, 197/9, 197/10, 197/11, 197/12 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области по вышеуказанным МКД.
Не согласившись с вышеуказанными распоряжениями Комитета, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 2 статьи 198 ЖК РФ заявитель обязан разместить в системе сведения о заключении договоров управления (в течение трех рабочих дней со дня заключения) и направить такие сведения в Комитет.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно положениям пункта 1 Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр (далее - приказ от 29.09.2015 N 368/691/пр), сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
Следовательно, сведения о заключении договоров управления с указанием адреса многоквартирного дома, номера и даты договора управления многоквартирным домом, даты начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренной договором управления многоквартирным домом, даты окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом, основания заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом, а также электронные образы протоколов общих собраний, договоров управления подлежат размещению исключительно в ГИС ЖКХ.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, размещение сведений о МКД в сети Интернет на официальном сайте www.reformagkh.ru, не является фактом, подтверждающим соблюдение Обществом (лицензиатом) требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, а также подпункта "д" пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Соответственно, при рассмотрении Комитетом заявлений ООО "Управдом - СБ" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, сведения о размещении на www.reformagkh.ru информации о МКД не подлежат проверке и учету.
Кроме того, на дату обращения (03.02.2017) Общества в Комитет с вышеуказанными заявлениями сведения о заключении договоров управления в соответствии с пунктами 1, 2 приказа от 29.09.2015 N 368/691/пр подлежали размещению в ГИС ЖКХ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае по состоянию на 10.04.2017 ООО "Управдом - СБ" не размещены в ГИС ЖКХ сведения о МКД, заявок на включение сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в ГИС ЖКХ не имеется, что подтверждается скриншотами с сайта ГИС ЖКХ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на дату поступления в Комитет заявлений ООО "Управдом - СБ" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области (03.02.2017), а также принятия распоряжений Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" (17.03.2017) Обществом не соблюдено требование, установленное частью 2 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "д" пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение лицензиатом указанного требования является основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и возврате заявления согласно подпункту "а" пункта 9 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Соответствующие заявки на включение сведений (о заключении договоров управления) в реестр лицензий субъекта Российской Федерации размещены ООО "Управдом - СБ" в ГИС ЖКХ 20.04.2017 (Заявки N 147016613, N 147016628, N 147016627, N 147016624, N 147016623, N 147016620, N 147016619, N 147016618, N 147016616, N 147016615, N 147016614), что подтверждается скриншотами.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что правовые основания для принятия Комитетом распоряжений "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" отсутствовали. Соответственно, указанные распоряжения правомерно отменены Комитетом.
Кроме того, как обоснованно установлено судом первой инстанции, Комитетом принимались решения о приостановлении рассмотрения заявлений Общества о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области на основании подпункта "а" пункта 10 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в связи с наличием противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения указанных заявлений (подтверждается распоряжениями Комитета от 15.02.2017 N 102, N 98, N 97, N 101, N 106, N 107, N 99, N 105, N 103, N 100, N 104), а именно на дату поступления данных заявлений ООО "Управдом - СБ" (03.02.2017) сведения о МКД уже содержались в реестре многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УО "АКО" (лицензия от 07.07.2016 N 351), что подтверждается распоряжениями Комитета от 07.10.2016 N 451, от 07.10.2016 N 452, от 06.12.2016 N 606 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области".
Согласно положениям пункта 17 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр по результатам рассмотрения материалов (в случае приостановления рассмотрения заявления) орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 указанного приказа.
Вместе с тем, решения об исключении из реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УО "АКО", сведений о МКД по результатам рассмотрения заявлений ООО "Управдом - СБ" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, Комитетом не принимались.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Размещение в реестре лицензий Ленинградской области сведений о многоквартирном доме является фактом, подтверждающим право лицензиата на осуществление предпринимательской деятельности по управлению таким многоквартирным домом. Указанная позиция также подтверждается письмом Минстроя России от 07.03.2017 N 7112-АТ/04.
Следовательно, распоряжениями Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" допущено одновременное возникновение у ООО "УО "АКО" и ООО "Управдом - СБ" права управления МКД.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, распоряжения Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" противоречат части 9 статьи 161 ЖК РФ.
Кроме того, как обоснованно установлено судом первой инстанции, заявления ООО "Управдом-СБ" от 03.02.2017 N гжило-01-1003/17-0-0, N гжило-01-1000/17-0-0, N гжило-01-998/17-0-0, N гжило-01-997/17-0-0, N гжило-01-996/17-0-0, N гжило-01-1001/17-0-0 содержат недостоверные сведения в части дат оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и заключения договоров управления многоквартирным домом, что подтверждается описями и материалами, приложенными к таким заявлениям.
В целях соблюдения положений действующего жилищного законодательства, восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО "УО "АКО", а также обеспечения гарантии законности действий лицензиата по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению МКД Комитетом принято решение об отмене распоряжений "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области", что подтверждается распоряжением от 10.04.2017 N 197/1.
Более того, в связи с отсутствием правовых оснований для принятия органом государственного жилищного надзора решений о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области по результатам рассмотрения заявлений ООО "Управдом - СБ" от 03.02.2017 N гжило-01-993/17-0-0, N гжило-01-994/17-0-0, N гжило-01-995/17-0-0, N гжило-01-996/17-0-0, N гжило-01-997/17-0-0, N гжило-01-998/17-0-0, N гжило-01-999/17-0-0, N гжило-01-1000/17-0-0, N гжило-01-1001/17-0-0, N гжило-01-1002/17-0-0, N гжило-01-1003/17-0-0, а также несоблюдением Обществом требования, установленного подпунктом "д" пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, на основании подпункта "а" пункта 9, пункта 17 указанного приказа Комитетом приняты решения об отказе Заявителю во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и возврате соответствующих заявлений, что подтверждается распоряжениями от 10.04.2017 N 197/2, N 197/3, N 197/4, N 197/5, N 197/6, N 197/7, N 197/8, N 197/9, N 197/10, N 197/11, N 197/12.
При этом, Комитетом не принимались решения (распоряжения) об исключении из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Управдом - СБ", сведений о МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" (далее - областной закон от 11.12.2007 N 174-оз) в пределах своей компетенции отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области вправе принимать нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов органов исполнительной власти Ленинградской области, а также правовые акты Ленинградской области, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений органов исполнительной власти Ленинградской области.
Согласно части 2 статьи 1 областного закона от 11.12.2007 N 174-оз правовым актом Ленинградской области, имеющим ненормативный характер, признается правовой акт индивидуального характера, принятый в установленном порядке Губернатором Ленинградской области или органом государственной власти Ленинградской области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и/или обязанности конкретного лица или нескольких лиц.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения N 1 Комитет осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Деятельность органа государственного жилищного надзора по формированию и ведению реестра лицензий относится к лицензированию в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые распоряжения Комитета от 10.04.2017 приняты по вопросам ведения реестра лицензий, соответственно, в пределах компетенции, в связи с чем довод Общества об отсутствии полномочий у органа государственного жилищного надзора по отмене незаконных распоряжений, принятых по результатам рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в рамках осуществления Комитетом лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, обоснованно отклонен судом.
На основании вышеизложенного следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжения Комитета от 10.04.2017 N 197/2, N 197/3, N 197/4, N 197/5, N 197/6, N 197/7, N 197/8, N 197/9, N 197/10, N 197/11, N 197/12 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и возврате заявления лицензиату" соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, обжалуемые распоряжения Комитета правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересов Общества.
Нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2017 года по делу N А56-31042/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Е.А.СОМОВА
И.В.ЮРКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)