Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2016 N 05АП-5910/2016 ПО ДЕЛУ N А51-26969/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу N А51-26969/2015


Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4"
апелляционное производство N 05АП-5910/2016
на решение от 16.06.2016
судьи Д.Н. Кучинского
по делу N А51-26969/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4" (ИНН 2539090992, ОГРН 1082539002644, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.04.2008)
к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
- о взыскании;
- при участии:
- от ООО "Управляющая компания Советского района - 4": представитель Больгер А.Ю. по доверенности от 29.09.2015 сроком на 1 год, паспорт; представитель Жильнио К.Е. по доверенности от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016, паспорт;
- от администрации города Владивостока: представитель Петракова А.А. по доверенности N 1-3/3393 от 01.10.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4" обратилось в суд с исковым заявлением к администрации города Владивостока о взыскании затрат на установку прибора учета тепловой энергии и ГВС в размере 64 181 руб. 11 копеек. Также истец просит взыскать расходы по оплате услуг Многофункционального центра по предоставлению сведений из ЕГРП в размере 1616 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности. Полагает, что право управляющей компании на возмещение затрат для МКД возникло после 12.12.2012, и не могло возникнуть ранее, тогда как иск подан в Арбитражный суд Приморского края 10.12.2015.
Указывает, что пакет документов, предусмотренный Порядком предоставления субсидии на возмещение части затрат на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах г. Владивостока, утвержденным Постановлением Администрации г. Владивостока N 2027 от 28.07.2011, был направлен в администрацию г. Владивостока - Управление содержания жилищного фонда. В установленный законом срок Управление содержания жилищного фонда не проинформировало управляющую компанию о принятом решении, никаких официальных ответов не последовало, в связи с чем, управляющая компания обратилась с суд с настоящим иском в пределах установленного трехлетнего срока исковой давности.
В судебном заседании представители ООО "Управляющая компания Советского района - 4" доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 22.05.2012 собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, д. 16 принято решение об установке приборов учета тепловой энергии и оплате услуг путем внесения дополнительных денежных средств.
Во исполнение решения собственников между ООО "Управляющая компания Советского района-4" и ООО "Инфовира" заключен договор N UKSR 01/12 от 11 мая 2012, предметом которого является предпроектное обследование, проектные работы по установке приборов учета тепловой энергии и ГВС, по которому цена договора составила 36 700 рублей, договор N UKSR-4/12 от 12 декабря 2012 г., предметом которого является монтажные, электромонтажные и пусконаладочные работы по установке приборов учета тепловой энергии и системы погодного регулирования на тепловом узле, по которому цена договора составила 164 272 рубля и договор VLUKS 13/12 от 19 июня 2012 г., предметом которого является поставка оборудования для монтажа на тепловом узле, по которому цена договора составила 364 428 рублей. Общая стоимость составила 565 400 рублей.
28.12.2012 был произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии и объект подлежал сдаче в эксплуатацию.
Муниципальное образование г. Владивостока является собственником жилых помещений в данном доме, общая площадь которых составляет 219,1 м(2) и нежилых помещений площадь которых составляет 332 м(2). Согласно расчету затрат на установку прибора учета тепловой энергии и ГВС по дому N 16 ул. Кирова г. Владивостока, сумма подлежащая возмещению Администрацией г. Владивостока в части муниципальных помещений составляет 64 181,11 руб.
В связи с тем, что ответчик не погасил указанную сумму, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решение суда первой инстанции мотивировано пропуском истцом срока исковой давности.
Суд пришел к выводу о том, что исковое заявление подано в суд (10.12.2015) по истечении срока исковой давности, установленного законом в отношении задолженности за период май - октябрь 2012, поскольку плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку 22.05.2012 на общем собрании собственниками помещений дома N 16 по ул. Кирова принято решения об установке прибора учета и оплате услуг путем внесения дополнительных денежных средств с рассрочкой на 6 месяцев, суд первой инстанции определил, что право требования уплаты денежных средств возникло у управляющей компании по истечении 6 месяцев с даты принятия решения общим собранием, то есть с октября 2012 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Положениями статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Постановлением Администрации г. Владивостока N 2027 от 28.07.2011 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах г. Владивостока (далее - Порядок N 2027).
Пункту 2 указанного Порядка определяет механизм участия администрации г. Владивостока как собственника помещений в многоквартирных домах в софинансировании проведенных работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах г. Владивостока.
Как следует из пункта 4 Порядка N 2027 право на возмещение части затрат в соответствии с пунктом 3 Порядка имеют юридические лиц, осуществляющие управление многоквартирными домами, в том числе управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами), установившие приборы учета по заданию собственников помещений в многоквартирных домах.
Пункт 6 Порядка N 2027 устанавливает перечень документов, необходимых для возмещения части затрат пропорционально доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе акты выполненных работ (КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты приемки комиссией приборов учета в эксплуатацию, в состав которой входят представители абонента (заказчика) и ресурсоснабжающей организации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что во исполнение Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники помещений МКД 22.05.1012 приняли решение об установке прибора учета тепловой энергии и ГВС.
Как следует из материалов дела, 12.12.2012 между ООО "Инфовира" и ООО "Управляющая компания Советского района-4" заключен договор UKSR-04/12 на выполнение монтажных, электромонтажных и пусконаладочных работ по установке приборов учета тепловой энергии и системы погодного регулирования (далее - оборудование).
12.12.2012 составлен акт приемки выполненных работ по установке теплосчетчика, системы погодного регулирования и запорной арматуры.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 2027 Управление содержания жилищного фонда в течение трех рабочих дней с момента получения заявления и документов, перечисленных в пункте 6 Порядка, принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении, о чем уведомляет представителя собственников многоквартирного дома (заявителя).
06.11.2015 ООО "Управляющая компания Советского района-4" письмом N 01/41 направила начальнику управления содержания жилого фонда администрации г. Владивостока полный пакет документов для предоставления субсидии на возмещение части затрат на установку общедомового прибора учета тепловой энергии и ГВС в МКД N 16 по ул. Кирова.
Однако в установленный пунктом 8 Порядка N 2027 срок Управление содержания жилищного фонда не проинформировало управляющую компанию о принятом решении, официального ответа не последовало, в связи с чем общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Поскольку механизм участия администрации г. Владивостока как собственника помещений в многоквартирных домах в софинансировании проведенных работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах г. Владивостока определяет утвержденный Порядок N 2027 предоставления субсидий, принимая во внимание приведенных нормативные положения, установленные Порядком N 2027, право ООО "Управляющая компания Советского района-4" на возмещение затрат на установку прибора учета тепловой энергии и ГВС возникло после 12.12.2012, и не могло возникнуть ранее.
Истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением 10.12.2015 согласно входящему штемпелю канцелярии, следовательно, трехлетний срок исковой давности им не пропущен.
Поскольку срок исковой давности по требованию о взыскании затрат на установку прибора учета тепловой энергии и ГВС не пропущен, данные требования подлежат рассмотрению по существу.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии входят во внутридомовую систему отопления, которая включается в состав общего имущества МКД. Согласно пункта 28 Правил N 491 бремя расходов на содержание общего имущества лежит на собственниках МКД и соразмерно их долям в праве общей долевой собственности на это имущество.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ также установлена обязанность собственников по несению бремени расходов по содержанию общего имущества МКД.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещение, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Согласно постановлению Администрации г. Владивостока N 2027 от 28.07.2011 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах города Владивостока", порядок предоставления субсидий разработан с целью реализации программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010-2014 годы в городе Владивостоке", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 30.09.2010 N 1174. Размер затрат на установку приборов учета, подлежащих возмещению за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, определяется исходя из общей стоимости затрат на установку приборов учета пропорционально доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах.
На основании статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Устава г. Владивостока, Администрация г. Владивостока осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик, являясь собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, д. 16, а именно муниципальных квартир площадью 219,1 кв. м и муниципальных нежилых помещений общей площадью 332 кв. м, обязан произвести оплату за установку приборов учета, которая определена истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, пропорционально к общей площади помещений дома, что составило 64 181 рубль 11 копеек. Контррасчет подлежащей оплате суммы за оказанные услуги по установке приборов учета ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлен.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с администрации г. Владивостока затрат на установку прибора учета тепловой энергии и ГВС в сумме 64181,11 руб.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 16.06.2016 в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4" - удовлетворению.
Кроме того, рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика 1616 рублей судебных расходов за получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, коллегия находит его подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним представлены Обществом во исполнение определения арбитражного суда Приморского края от 17.12.2015.
Стоимость услуг по предоставлению выписок оплачена истцом чеками-ордерами ПАО "Сбербанк России" от 24.12.2015 на общую сумму 1616 руб.
Поскольку выписки представлены в отношении помещений, принадлежащих ответчику, во исполнение определения суда, указанные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего дела.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2567 рублей относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2016 по делу N А51-26969/2015 отменить.
Взыскать с муниципального образования город Владивосток в лице Администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района - 4" 64 181 рубль 11 копеек затрат на установку прибора тепловой энергии и ГВС; судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 567 рублей; судебные издержки в виде расходов на получение информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в сумме 1 616 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)