Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Гайсин М.И., доверенность от 10.01.2013 г. N 02-07,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2013 г. по делу N А65-11571/2013 (судья Латыпов И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения и предписания,
Открытое акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, ОАО Зеленодольское ПТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2013 г. N А05-356/2013 об административном правонарушении.
Открытое акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" также обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения и предписания по делу от 19.03.2013 г. N 05-349/2012.
Определением суда от 06.08.2013 г. указанные выше дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения в порядке ст. 130 АПК РФ с присвоением делу N А65-11571/2013.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Зеленодольское ПТС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, с учетом представленных дополнений, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь не несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; принятие решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что факт нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжения не подтверждается материалами дела.
Считает, что вина ОАО "Зеленодольское ПТС" в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка определения объемов потребляемой тепловой энергии, отсутствует, так как в его компетенцию не входят полномочия по установлению порядка определения объемов потребленной тепловой энергии, а также исчисление размера коммунальных платежей. То обстоятельство, что ОАО "Зеленодольское ПТС" непосредственно осуществляло расчет коммунальных платежей; самостоятельно установило свой порядок определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжения, либо своими действиями нарушило действующий порядок, не соответствует действительности и не нашло своего подтверждения в суде какими-либо допустимыми доказательствами.
Считает также, что в действиях ОАО "Зеленодольское ПТС" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Указывает, что судом не был привлечен в качестве третьего лица МУП "Информационно-расчетный центр", которое на основании заключенного с ООО УК "Жилкомплекс" договора осуществляет начисление коммунальных платежей населению и формирование счетов-фактур на оплату.
По мнению заявителя, вывод о ничтожности договора на поставку тепловой энергии является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу Татарстанское УФАС России, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес Татарстанского УФАС России на рассмотрение поступило обращение гражданина на действия ООО "УК "Жилкомплекс", ОАО "Зеленодольское ПТС", выразившиеся в отказе произвести перерасчет за коммунальную услугу - отопление за период 2009-2011 гг. в соответствии с п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в связи с корректировкой платежей за отопление по завершении отопительного периода за предыдущий год).
В рамках рассмотрения названного обращения антимонопольным органом было установлено, что податель обращения является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме (далее - МКЖД), управление которым осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс". По договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений МКЖД ООО "УК "Жилкомплекс", последний берет на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в том числе услуги теплоснабжения.
Услуги теплоснабжения поставляются в МКЖД в соответствии с договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, заключенным между ОАО "Зеленодольское ПТС" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилкомплекс" (абонент).
Согласно условиям договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту для населения через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию для оказания коммунальных услуг на условиях настоящего договора.
ОАО "Зеленодольское ПТС" является собственником как источников тепловой энергии (котельных, ТЭЦ и др.) так и тепловых сетей, через которые тепловая энергия поставляется потребителям.
По мнению Татарстанского УФАС России, ОАО "Зеленодольское ПТС" нарушило порядок определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжение.
Так, согласно приложению N 8 к договору (Порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета) расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qот) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле:
Qот = q x a x (V / S) x (tвн. - t ср.о) х 24 х Т х 10 (-6),
- где: q - удельная отопительная характеристика здания;
- a - поправочный коэффициент на климатические условия территории (для климатических условий Республики Татарстан принимается в размере 0,98);
- V - фактический наружный объем здания, куб. м;
- S - общая площадь всех жилых помещений в здании, кв. м;
- Tвн. - температура внутреннего воздуха, градусов (согласно СНиП температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 20 °C, в угловых жилых помещениях - не ниже 22 °C);
- tср.о - средняя температура наружного воздуха за отопительный период, градусов (согласно СНиП для климатических условий Республики Татарстан - минус 5,7 °C);
- 24 - число часов работы системы отопления в сутки;
- Т - продолжительность работы системы отопления за отопительный период, суток (для унифицирования расчетов для всех населенных пунктов республики принято 218 суток);
10 (-6) - коэффициент перевода в Гкал.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении заявителя дела N 05-349/2012 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 05-349/2012 ответчиком было принято решение от 19.03.2013 г. по делу N 05-349/2012 (т. 1 л.д. 6-15).
Данным решением ОАО "Зеленодольское ПТС" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
19.03.2013 г. антимонопольным органом в адрес заявителя было выдано предписание по делу N 05-349/2012, которым Обществу было предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно:
- при начислении платы за поставленную тепловую рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и утвержденных уполномоченными органами (т. 1 л.д. 16-17).
Кроме того, установленный решением от 19.03.2012 г. по делу N 05-349/2012 факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении N А05-356/2013, составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ от 30.04.2013 г., вынесения постановления о наложении штрафа по делу N А05-356/2013 от 13.05.2013 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, в размере 4 344 270 руб. (л.д. 18-26, 27-40).
Не согласившись с принятым решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выданным предписанием и вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что в совершении указанного правонарушения отсутствует вина ОАО "Зеленодольское ПТС", поскольку в соответствии с заключенным договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 при расчете количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения заявитель руководствовался исключительно постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432, где определена формула дифференцированного расчета (индивидуально для каждого жилого здания) норматива, в результате чего средняя норма потребления (Гкал./кв. м общей площади в год) значительно меньше средней нормы потребления тепловой энергии, указанной в постановлении Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432. Заявитель считает, что поскольку данный акт органа местного самоуправления действующий, то ОАО "Зеленодольское ПТС" не имело возможности не исполнять его.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
- Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги по передаче тепловой энергии.
ОАО "Зеленодольское ПТС" является собственником как источников тепловой энергии (котельных, ТЭЦ и др.), так и тепловых сетей, через которые тепловая энергия поставляется потребителям.
С учетом технологических особенности производства и передачи тепловой энергии, а также особенности сложившейся схемы теплоснабжения судом первой инстанции правомерно установлено, что ОАО "Зеленодольское ПТС" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, находящемся в состоянии естественной монополии.
По результатам рассмотрения дела N 05-349/2012 ответчиком было принято решение от 19.03.2013 г. по делу N 05-349/2012, которым ОАО "Зеленодольское ПТС" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции); суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила представлении коммунальных услуг гражданам (далее - Правила представлении коммунальных услуг).
В соответствии с п. 19 Правила представлении коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета в качестве показателей, необходимых для определения размера платы за коммунальные услуги применяются: общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
Poi = Si x Nt x TT, где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления нормативов).
В соответствии с п. 2 Правил установления нормативов "норматив потребления коммунальной услуги" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункты 4, 8 и 12 названных Правил).
Согласно п. п. "д" п. 5 Правила установления нормативов при определении нормативов потребления отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Из пункта 10 Правила установления нормативов следует, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как следует из материалов дела, 23.12.2009 г. Исполнительным комитетом города Зеленодольска принято постановление N 01-08-432 "Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги в городе Зеленодольске на 2010-2012 годы".
В соответствии с названным постановлением установлен единый норматив потребления тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение жилых домов с централизованными системами теплоснабжения как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год. Кроме того, в данном постановлении приведен расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qот) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле: Qот = q x a x (V / S) x (t вн - t ср.град) х 24 х Т х 10 (-6), со ссылкой на Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 2002 году (далее - Методические указания).
Из анализа содержания названного постановления от 23.12.2009 г. N 01-08-432 следует, что уполномоченным органом установлен единый норматив потребления тепловой энергии как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год. При этом дифференцированные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом различий в конструктивных и технических параметрах установлены не были, а лишь приведена методика (порядок) расчета дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Следовательно, в данном случае вопрос о количестве поставленной энергоснабжающей организацией тепловой энергии потребителям коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами представлении коммунальных услуг и Правилами установления нормативов исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления тепловой энергии.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. N 525/09, от 15.07.2010 г. N 2380/10.
Между тем, как следует из материалов дела, Общество при определении количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета производило расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по каждому жилому дому отдельно по формуле: Qот = q x a x (V / S) x (tвн - t ср.град) х 24 х Т х 10 (-6), что не соответствует вышеназванным нормативным актам.
Доводы ОАО "Зеленодольское ПТС" об отсутствии вины Общества в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, поскольку в соответствии с заключенным договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 при расчете количества тепловой энергии заявитель руководствовался исключительно постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432, подлежит отклонению в силу следующего.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что установленный органом местного самоуправления норматив потребления тепловой энергии как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год заявителем применен не был.
В то же время согласно п. 8 Правил представлении коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В данном случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ООО "УК "Жилкомплекс" как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Поскольку в силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Кроме того, ОАО "Зеленодольское ПТС" имело возможность обратиться в уполномоченный орган с инициативой об установлении дифференцированных нормативов потребления тепловой энергии с учетом различий в конструктивных и технических параметрах, а также оспорить решение уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в установленном порядке, что им сделано не было.
Ссылка ОАО "Зеленодольское ПТС" на то, что рассчитанный на основании Методических указаний норматив потребления тепловой энергии является более выгодным по сравнению с установленным средним нормативом потребления тепловой энергии и, соответственно, не ущемляет права потребителей тепловой энергии, не может быть принят во внимание, поскольку утвержденный Правительством Российской Федерации порядок установления норматива потребления тепловой энергии (Правила установления норматива) не содержит оснований для применения иного порядка в случае, если размер норматива потребления тепловой энергии будет иметь значения меньшие по сравнению со значениями, рассчитанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод антимонопольного органа о нарушении Обществом ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
Довод заявителя о том, что судом к участию в деле не привлечено МУП "Информационно-расчетный центр", что является основанием для отмены судебного акта в силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, подлежит отклонению, поскольку о правах и обязанностях указанного лица судебный акт не принят.
Доводы, приведенные ОАО "Зеленодольское ПТС" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2013 г. по делу N А65-11571/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 N 11АП-16487/2013 ПО ДЕЛУ N А65-11571/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А65-11571/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Гайсин М.И., доверенность от 10.01.2013 г. N 02-07,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2013 г. по делу N А65-11571/2013 (судья Латыпов И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, ОАО Зеленодольское ПТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2013 г. N А05-356/2013 об административном правонарушении.
Открытое акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" также обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения и предписания по делу от 19.03.2013 г. N 05-349/2012.
Определением суда от 06.08.2013 г. указанные выше дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения в порядке ст. 130 АПК РФ с присвоением делу N А65-11571/2013.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Зеленодольское ПТС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, с учетом представленных дополнений, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь не несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; принятие решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что факт нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжения не подтверждается материалами дела.
Считает, что вина ОАО "Зеленодольское ПТС" в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка определения объемов потребляемой тепловой энергии, отсутствует, так как в его компетенцию не входят полномочия по установлению порядка определения объемов потребленной тепловой энергии, а также исчисление размера коммунальных платежей. То обстоятельство, что ОАО "Зеленодольское ПТС" непосредственно осуществляло расчет коммунальных платежей; самостоятельно установило свой порядок определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжения, либо своими действиями нарушило действующий порядок, не соответствует действительности и не нашло своего подтверждения в суде какими-либо допустимыми доказательствами.
Считает также, что в действиях ОАО "Зеленодольское ПТС" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Указывает, что судом не был привлечен в качестве третьего лица МУП "Информационно-расчетный центр", которое на основании заключенного с ООО УК "Жилкомплекс" договора осуществляет начисление коммунальных платежей населению и формирование счетов-фактур на оплату.
По мнению заявителя, вывод о ничтожности договора на поставку тепловой энергии является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу Татарстанское УФАС России, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес Татарстанского УФАС России на рассмотрение поступило обращение гражданина на действия ООО "УК "Жилкомплекс", ОАО "Зеленодольское ПТС", выразившиеся в отказе произвести перерасчет за коммунальную услугу - отопление за период 2009-2011 гг. в соответствии с п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в связи с корректировкой платежей за отопление по завершении отопительного периода за предыдущий год).
В рамках рассмотрения названного обращения антимонопольным органом было установлено, что податель обращения является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме (далее - МКЖД), управление которым осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс". По договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений МКЖД ООО "УК "Жилкомплекс", последний берет на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в том числе услуги теплоснабжения.
Услуги теплоснабжения поставляются в МКЖД в соответствии с договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, заключенным между ОАО "Зеленодольское ПТС" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилкомплекс" (абонент).
Согласно условиям договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту для населения через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию для оказания коммунальных услуг на условиях настоящего договора.
ОАО "Зеленодольское ПТС" является собственником как источников тепловой энергии (котельных, ТЭЦ и др.) так и тепловых сетей, через которые тепловая энергия поставляется потребителям.
По мнению Татарстанского УФАС России, ОАО "Зеленодольское ПТС" нарушило порядок определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжение.
Так, согласно приложению N 8 к договору (Порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета) расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qот) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле:
Qот = q x a x (V / S) x (tвн. - t ср.о) х 24 х Т х 10 (-6),
- где: q - удельная отопительная характеристика здания;
- a - поправочный коэффициент на климатические условия территории (для климатических условий Республики Татарстан принимается в размере 0,98);
- V - фактический наружный объем здания, куб. м;
- S - общая площадь всех жилых помещений в здании, кв. м;
- Tвн. - температура внутреннего воздуха, градусов (согласно СНиП температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 20 °C, в угловых жилых помещениях - не ниже 22 °C);
- tср.о - средняя температура наружного воздуха за отопительный период, градусов (согласно СНиП для климатических условий Республики Татарстан - минус 5,7 °C);
- 24 - число часов работы системы отопления в сутки;
- Т - продолжительность работы системы отопления за отопительный период, суток (для унифицирования расчетов для всех населенных пунктов республики принято 218 суток);
10 (-6) - коэффициент перевода в Гкал.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении заявителя дела N 05-349/2012 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 05-349/2012 ответчиком было принято решение от 19.03.2013 г. по делу N 05-349/2012 (т. 1 л.д. 6-15).
Данным решением ОАО "Зеленодольское ПТС" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
19.03.2013 г. антимонопольным органом в адрес заявителя было выдано предписание по делу N 05-349/2012, которым Обществу было предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно:
- при начислении платы за поставленную тепловую рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и утвержденных уполномоченными органами (т. 1 л.д. 16-17).
Кроме того, установленный решением от 19.03.2012 г. по делу N 05-349/2012 факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении N А05-356/2013, составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ от 30.04.2013 г., вынесения постановления о наложении штрафа по делу N А05-356/2013 от 13.05.2013 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, в размере 4 344 270 руб. (л.д. 18-26, 27-40).
Не согласившись с принятым решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выданным предписанием и вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что в совершении указанного правонарушения отсутствует вина ОАО "Зеленодольское ПТС", поскольку в соответствии с заключенным договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 при расчете количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения заявитель руководствовался исключительно постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432, где определена формула дифференцированного расчета (индивидуально для каждого жилого здания) норматива, в результате чего средняя норма потребления (Гкал./кв. м общей площади в год) значительно меньше средней нормы потребления тепловой энергии, указанной в постановлении Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432. Заявитель считает, что поскольку данный акт органа местного самоуправления действующий, то ОАО "Зеленодольское ПТС" не имело возможности не исполнять его.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
- Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги по передаче тепловой энергии.
ОАО "Зеленодольское ПТС" является собственником как источников тепловой энергии (котельных, ТЭЦ и др.), так и тепловых сетей, через которые тепловая энергия поставляется потребителям.
С учетом технологических особенности производства и передачи тепловой энергии, а также особенности сложившейся схемы теплоснабжения судом первой инстанции правомерно установлено, что ОАО "Зеленодольское ПТС" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, находящемся в состоянии естественной монополии.
По результатам рассмотрения дела N 05-349/2012 ответчиком было принято решение от 19.03.2013 г. по делу N 05-349/2012, которым ОАО "Зеленодольское ПТС" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции); суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила представлении коммунальных услуг гражданам (далее - Правила представлении коммунальных услуг).
В соответствии с п. 19 Правила представлении коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета в качестве показателей, необходимых для определения размера платы за коммунальные услуги применяются: общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); норматив потребления тепловой энергии на отопление; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
Poi = Si x Nt x TT, где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления нормативов).
В соответствии с п. 2 Правил установления нормативов "норматив потребления коммунальной услуги" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункты 4, 8 и 12 названных Правил).
Согласно п. п. "д" п. 5 Правила установления нормативов при определении нормативов потребления отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Из пункта 10 Правила установления нормативов следует, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как следует из материалов дела, 23.12.2009 г. Исполнительным комитетом города Зеленодольска принято постановление N 01-08-432 "Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги в городе Зеленодольске на 2010-2012 годы".
В соответствии с названным постановлением установлен единый норматив потребления тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение жилых домов с централизованными системами теплоснабжения как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год. Кроме того, в данном постановлении приведен расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qот) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле: Qот = q x a x (V / S) x (t вн - t ср.град) х 24 х Т х 10 (-6), со ссылкой на Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 2002 году (далее - Методические указания).
Из анализа содержания названного постановления от 23.12.2009 г. N 01-08-432 следует, что уполномоченным органом установлен единый норматив потребления тепловой энергии как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год. При этом дифференцированные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом различий в конструктивных и технических параметрах установлены не были, а лишь приведена методика (порядок) расчета дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Следовательно, в данном случае вопрос о количестве поставленной энергоснабжающей организацией тепловой энергии потребителям коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами представлении коммунальных услуг и Правилами установления нормативов исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления тепловой энергии.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. N 525/09, от 15.07.2010 г. N 2380/10.
Между тем, как следует из материалов дела, Общество при определении количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета производило расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по каждому жилому дому отдельно по формуле: Qот = q x a x (V / S) x (tвн - t ср.град) х 24 х Т х 10 (-6), что не соответствует вышеназванным нормативным актам.
Доводы ОАО "Зеленодольское ПТС" об отсутствии вины Общества в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, поскольку в соответствии с заключенным договором от 04.04.2009 г. N 2-2009 при расчете количества тепловой энергии заявитель руководствовался исключительно постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска от 23.12.2009 г. N 01-08-432, подлежит отклонению в силу следующего.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что установленный органом местного самоуправления норматив потребления тепловой энергии как средняя норма потребления тепловой энергии в размере 0, 2138 Гкал/кв. м в год заявителем применен не был.
В то же время согласно п. 8 Правил представлении коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В данном случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ООО "УК "Жилкомплекс" как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Поскольку в силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Кроме того, ОАО "Зеленодольское ПТС" имело возможность обратиться в уполномоченный орган с инициативой об установлении дифференцированных нормативов потребления тепловой энергии с учетом различий в конструктивных и технических параметрах, а также оспорить решение уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в установленном порядке, что им сделано не было.
Ссылка ОАО "Зеленодольское ПТС" на то, что рассчитанный на основании Методических указаний норматив потребления тепловой энергии является более выгодным по сравнению с установленным средним нормативом потребления тепловой энергии и, соответственно, не ущемляет права потребителей тепловой энергии, не может быть принят во внимание, поскольку утвержденный Правительством Российской Федерации порядок установления норматива потребления тепловой энергии (Правила установления норматива) не содержит оснований для применения иного порядка в случае, если размер норматива потребления тепловой энергии будет иметь значения меньшие по сравнению со значениями, рассчитанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод антимонопольного органа о нарушении Обществом ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилкомплекс", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УК "Жилкомплекс" путем предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию.
Довод заявителя о том, что судом к участию в деле не привлечено МУП "Информационно-расчетный центр", что является основанием для отмены судебного акта в силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, подлежит отклонению, поскольку о правах и обязанностях указанного лица судебный акт не принят.
Доводы, приведенные ОАО "Зеленодольское ПТС" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2013 г. по делу N А65-11571/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)