Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 02АП-4985/2017 ПО ДЕЛУ N А29-13267/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. по делу N А29-13267/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляковой С.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - товарищества собственников жилья "Космонавт", ИНН 1121017152, ОГРН 1081121000212
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 мая 2017 года по делу N А29-13267/2016, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.
по иску товарищества собственников жилья "Космонавт" (ИНН 1121017152, ОГРН 1081121000212)
к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию "Жилкомхоз" (ИНН 1121001681 ОГРН 1021101124142),
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:

товарищество собственников жилья "Космонавт" (далее - Товарищество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" (далее - Предприятие, ответчик) 42 352 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд не раскрыл в решении правового анализа, опровергающего доводы истца, приведенные в иске и в судебных заседаниях. В частности, истец ссылается на отсутствие законных оснований получения ответчиком платежей в части водоотведения в размере объема на ОДН. С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета. С 01.06.2013 из пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме". При вынесении решения суд не учел правовую позицию судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 по делу N 307-ЭС15-8761 в соответствии с которой, ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления платы на услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. Судебный акт вынесен без учета правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда РФ от 19.09.2014 N 309-ЭС14-2373, от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955 и 301-ЭС15-738.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03 мая 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Товарищество является исполнителем коммунальной услуги "водоснабжение", "водоотведение (канализация)" в многоквартирном доме N 3/16 по проспекту Бумажников города Сыктывкара Республики Коми.
Ответчик является гарантирующим поставщиком коммунального ресурса (холодная вода и водоотведение) для удовлетворения коммунальных нужд истца.
01.01.2014 Предприятие (гарантирующая организация) и Товарищество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 021446 (далее - Договор), по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, проспект Бумажников, д. 3/16, а абонент обязуется их оплачивать.
Товарищество подписало Договор с протоколом разногласий от 30.04.2014 в части пункта 1 и 2 Приложения N 1.
В период с июня 2013 года по май 2016 года ответчик оказал истцу услуги холодного водоснабжения и водоотведения, на оплату которых, выставил соответствующие счета-фактуры (л.д. 55-91).
Оплата услуг по Договору в спорный период произведена истцом в полном объеме.
В процессе реализации договорных отношений, истец не согласился с применяемым ответчиком способом определения объема принятых (сброшенных) сточных вод, полагая, что в многоквартирном доме, оборудованном общедомовыми приборами учета холодного и горячего водоснабжения, и не оборудованном прибором учета стоков, объем услуг водоотведения должен определяться иным способом, исходя из совокупного объема водопотребления в виде значений показаний индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС в жилых и нежилых помещениях. Истец считает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде излишне начисленных и уплаченных в спорном периоде сумм за услугу водоотведение.
Истец направил ответчику письменное требование от 03.06.2016 с просьбой о корректировке ранее начисленных спорных сумм (л.д. 26-27).
Ответчик в письме от 29.06.2016 N 2679 указал, что правоотношения сторон урегулированы действующим законодательством, в частности, пунктом 11 статьи 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в соответствии с которым при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод, их объем принимается равным объему воды принимаемой абонентом из всех источников для своих нужд, ответчик указал, что Товарищество является, наряду с прочими потребителями, таким же юридическим лицом и использует потребленные ресурсы для своих нужд (л.д. 25).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьями 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В этом случае договор должен соответствовать императивным нормам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Между сторонами имеется спор относительно объема оказанных услуг водоотведения.
Ответчик полагает, что в связи с отсутствием в доме общедомового прибора учета сточных вод объем водоотведения абонента подлежит определению как равный объему воды, полученной из всех источников водоснабжения, при этом обязанность обеспечивать учет отведенных сточных вод возложена на абонента.
Заявитель указывает на отсутствие законных оснований получения ответчиком платежей в части водоотведения в размере объема на ОДН. Объем отведенных бытовых стоков равен объемам стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а именно: сумме показаний индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. Разница между результатами, полученными этими двумя способами, является объемом водоотведения на общедомовые нужды.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении).
Пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 1 Закона о водоснабжении к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Указанной норме корреспондируют положения пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее также - Правила холодного водоснабжения и водоотведения), вступивших в силу 14.08.2013, согласно которому к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Таким образом, законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и их абонентами, приобретающими воду и получающими услугу водоотведения для целей оказания коммунальных услуг, установлен приоритет жилищного законодательства.
В пунктах 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд установил, что в спорный период истец приобретал у ответчика воду и осуществлял отпуск сточных вод в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилом доме, находящемся в управлении истца.
Таким образом, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а также Правилами N 354.
При этом указанные нормативные правовые акты имеют специальный характер, поэтому положения Закона о водоснабжении, а также Правила холодного водоснабжения и водоотведения подлежат применению лишь в части, не противоречащей им.
Изложенное следует также из пункта 13 Правил N 354, в соответствии с которым условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что спорный дом не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод.
Таким образом, применительно к Правилам N 124, объем водоотведения должен определяться расчетным способом по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил, а именно суммированием ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также в данной формуле, являющейся общей для всех видов коммунальных услуг, предусмотрено суммирование объема, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Изложенное свидетельствует о том, что Правилами N 124 не предполагается использование показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды для целей определения объема услуг по водоотведению.
При этом формула, приведенная в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, напрямую отсылает к Правилам N 354, так как именно данными Правилами N 354 регламентирован порядок расчета объема коммунального ресурса применительно к каждому виду коммунальной услуги. Согласно пункту 4 Правил N 354 (в первоначальной редакции данных Правил) под коммунальной услугой водоотведения понимался отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) из указанного пункта с 01.06.2013 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Исходя из изложенного, в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителю не предоставляется.
Кроме того, Постановлением N 344 также были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), вступившие в силу с 27.04.2013.
Так с указанной даты был признан утратившим силу абзац 2 пункта 29 Правил N 306, согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определялся исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил N 306.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации было указано на необходимость до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Указанное свидетельствует о том, что с 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее. В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
С учетом отсутствия услуги водоотведения на общедомовые нужды потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме в части услуги водоотведение такая составляющая как плата за услугу, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не может быть предъявлена потребителю.
Таким образом, принимая во внимание, что общедомовые приборы учета холодной и горячей воды учитывают весь объем поступившей в многоквартирный дом воды, в том числе объем воды, поступившей для целей оказания коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, объем которой в настоящее время не может учитываться при определении объема водоотведения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что показания общедомовых приборов учета холодной и горячей воды не подлежат применению при определении объема водоотведения.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (последний абзац) размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что жилые помещения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод не оборудованы.
Истец представил в материалы дела расчет объема водоотведения, выполненный применительно к положениям пункта 42 Правил N 354, а именно путем суммирования объемов, определенных в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также в случае отсутствия последних - исходя из норматива коммунальной услуги по водоотведению.
Возражений по расчету ответчиком не заявлено, контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах исковые требования Предприятия в заявленном размере правомерны и подлежат удовлетворению, обжалуемое решение следует отменить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Космонавт" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 мая 2017 года по делу N А29-13267/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования товарищества собственников жилья "Космонавт" удовлетворить.
Взыскать с Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" в пользу товарищества собственников жилья "Космонавт" 42 352 руб. неосновательного обогащения, а также 5 000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
С.Г.ПОЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)