Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "04" октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-21125/2016 (судья Штремплер М.Г.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом", г. Саратов, (ОГРН 1106454003370, ИНН 6454101427), к публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; государственная жилищная инспекция Саратовской области, г. Саратов, о запрете подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка без циркуляции в тепловых сетях в неотопительный период (в работе должны находится и подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период); о запрете подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка с параметрами качества не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям; а также об обязании восстановить циркуляцию в неотопительный период в тепловых сетях, подающих горячую воду в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Майбородин В.А., действующего по доверенности N 02-63-02/670 от 6.06.2017,
иные лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом" (далее - ООО "УК "Центр-Дом") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2- му Детскому проезду, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул.
- Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, в соответствии с принятыми проектными решениями.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017 суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2- му Детскому проезду, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК "Центр-дом" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "РосЭкспертиза" взыскана стоимость судебной экспертизы в размере 5 000 руб.
Производство по делу А57-21125/2016 по исковым требованиями к ПАО "Т Плюс" прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
Комитет по ЖКХ администрации, не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ООО "УК "Центр-Дом" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности, горячего водоснабжения для многоквартирных домов N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду.
По мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения. Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 2.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с данным иском.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами. Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом, потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Определением суда, по ходатайству истца, по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "РосЭкспертиза".
Согласно выводам экспертов, изложенным в заключении N 073/2017, существующая система горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных домов, расположенных по адресам в г. Саратове: ул. Аткарская, д. 12/14, ул. Степана Разина, д. 13/31, ул. Клочкова, д. 52/64, 2-й Детский проезд, д. 13/17, а также в самих многоквартирных домах, не соответствует проектной документации. Циркуляция теплоносителя в тепловых сетях между тепловыми пунктами и обеспечиваемыми ими домами отсутствует:
- - ТП Аткарская 12/14, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14 и ул. С. Разина, д. 13/31;
- - ТП 2-й Детский проезд, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Клочкова, д. 52/64 и 2-й Детский проезд. д. 13/17.
Причины отсутствия циркуляции теплоносителя в тепловых сетях:
- между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская - ненадлежащее состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения.
- между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 13/13 по ул. С. Разина - ненадлежащее состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
- между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 13/17 по 2-му Детскому проезду - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения, отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
- между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 52/64 по ул. Клочкова - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская необходимо произвести следующие работы:
- - восстановить работоспособное состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметр внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 13/31 по ул. С. Разина необходимо произвести следующие работы:
- - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметру внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения.
До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию:
- - на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (ул. Аткарская д. 12/14) до жилых домов N 12/14 по ул. Аткарская и 13/31 по ул. С. Разина;
- - на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных домах.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (2-й Детский проезд, д. 9/11) и жилыми домами N 52/64 по ул. Клочкова и N 13/17 по 2-му Детскому проезду необходимо произвести следующие работы:
- - установить водоводяные теплообменники в ТП;
- - установить циркуляционные насосы ГВС (необходимость установки будет определяться проектным решением, после получения технических условий от ресурсоснабжающей организации);
- - установить регулятор, предназначенный для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления;
- - восстановить наружный циркуляционный трубопровод системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметры внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения в жилом доме N 52/64 по ул. Клочкова;
- - восстановить внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения в жилом доме N 13/17 по 2-му Детскому проезду.
До выполнения указанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию: на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (2-й Детский проезд) до жилых домов N 52/64 по улице Клочкова и 13/17 по 2-му Детскому проезду, на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных жилых домах.
Проведенная экспертиза соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 АПК РФ и в ее заключении отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основания для признания выводов указанной экспертизы ненадлежащими доказательствами по делу отсутствуют.
Таким образом, порядок и механизм исполнения обязательства в натуре был определен.
Доказательств невозможности исполнения решения суда, с учетом указанного порядка и механизма исполнения обязательства, заявителем жалобы не представлено.
Определяя конкретный срок, являющийся разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений, с учетов выводов проведенной по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции правомерно определил срок для устранения нарушений равным шести месяцам.
Оснований для признания экспертного заключения недопустимым доказательством у суда не имеется.
Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по вышеуказанным адресам.
Доводы жалобы о том, что муниципальное образование "Город Саратов" не должно отвечать по заявленному иску, признается судебной коллегией несостоятельным и противоречащим действующему законодательству.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по ЖКХ, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25.10.2007, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова.
Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе, в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" признается Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" признается Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Доводы заявителя жалобы о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" обоснованно отклонен, поскольку из условий договора от 1 января 2006 года N 154 и приложений к нему не следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения (трубопровод) переданы в безвозмездное пользование последнему. Иных доказательств, возлагающих бремя содержания указанного имущества на другое лицо, суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора и представленных в дело доказательств.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-21125/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 12АП-10391/2017 ПО ДЕЛУ N А57-21125/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А57-21125/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "04" октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-21125/2016 (судья Штремплер М.Г.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом", г. Саратов, (ОГРН 1106454003370, ИНН 6454101427), к публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; государственная жилищная инспекция Саратовской области, г. Саратов, о запрете подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка без циркуляции в тепловых сетях в неотопительный период (в работе должны находится и подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период); о запрете подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка с параметрами качества не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям; а также об обязании восстановить циркуляцию в неотопительный период в тепловых сетях, подающих горячую воду в многоквартирные дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду; N 55 по ул. 2-я Садовая; и N 6/16 по 5 проезду Первомайского поселка,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Майбородин В.А., действующего по доверенности N 02-63-02/670 от 6.06.2017,
иные лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом" (далее - ООО "УК "Центр-Дом") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2- му Детскому проезду, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул.
- Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, в соответствии с принятыми проектными решениями.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017 суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2- му Детскому проезду, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК "Центр-дом" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "РосЭкспертиза" взыскана стоимость судебной экспертизы в размере 5 000 руб.
Производство по делу А57-21125/2016 по исковым требованиями к ПАО "Т Плюс" прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
Комитет по ЖКХ администрации, не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ООО "УК "Центр-Дом" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности, горячего водоснабжения для многоквартирных домов N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду.
По мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения. Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 2.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с данным иском.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами. Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом, потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Определением суда, по ходатайству истца, по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "РосЭкспертиза".
Согласно выводам экспертов, изложенным в заключении N 073/2017, существующая система горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных домов, расположенных по адресам в г. Саратове: ул. Аткарская, д. 12/14, ул. Степана Разина, д. 13/31, ул. Клочкова, д. 52/64, 2-й Детский проезд, д. 13/17, а также в самих многоквартирных домах, не соответствует проектной документации. Циркуляция теплоносителя в тепловых сетях между тепловыми пунктами и обеспечиваемыми ими домами отсутствует:
- - ТП Аткарская 12/14, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14 и ул. С. Разина, д. 13/31;
- - ТП 2-й Детский проезд, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Клочкова, д. 52/64 и 2-й Детский проезд. д. 13/17.
Причины отсутствия циркуляции теплоносителя в тепловых сетях:
- между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская - ненадлежащее состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения.
- между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 13/13 по ул. С. Разина - ненадлежащее состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
- между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 13/17 по 2-му Детскому проезду - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения, отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
- между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 52/64 по ул. Клочкова - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская необходимо произвести следующие работы:
- - восстановить работоспособное состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметр внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 13/31 по ул. С. Разина необходимо произвести следующие работы:
- - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметру внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения.
До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию:
- - на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (ул. Аткарская д. 12/14) до жилых домов N 12/14 по ул. Аткарская и 13/31 по ул. С. Разина;
- - на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных домах.
Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (2-й Детский проезд, д. 9/11) и жилыми домами N 52/64 по ул. Клочкова и N 13/17 по 2-му Детскому проезду необходимо произвести следующие работы:
- - установить водоводяные теплообменники в ТП;
- - установить циркуляционные насосы ГВС (необходимость установки будет определяться проектным решением, после получения технических условий от ресурсоснабжающей организации);
- - установить регулятор, предназначенный для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления;
- - восстановить наружный циркуляционный трубопровод системы горячего водоснабжения;
- - привести в соответствие с проектной документацией диаметры внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения в жилом доме N 52/64 по ул. Клочкова;
- - восстановить внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения в жилом доме N 13/17 по 2-му Детскому проезду.
До выполнения указанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию: на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (2-й Детский проезд) до жилых домов N 52/64 по улице Клочкова и 13/17 по 2-му Детскому проезду, на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных жилых домах.
Проведенная экспертиза соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 АПК РФ и в ее заключении отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основания для признания выводов указанной экспертизы ненадлежащими доказательствами по делу отсутствуют.
Таким образом, порядок и механизм исполнения обязательства в натуре был определен.
Доказательств невозможности исполнения решения суда, с учетом указанного порядка и механизма исполнения обязательства, заявителем жалобы не представлено.
Определяя конкретный срок, являющийся разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений, с учетов выводов проведенной по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции правомерно определил срок для устранения нарушений равным шести месяцам.
Оснований для признания экспертного заключения недопустимым доказательством у суда не имеется.
Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по вышеуказанным адресам.
Доводы жалобы о том, что муниципальное образование "Город Саратов" не должно отвечать по заявленному иску, признается судебной коллегией несостоятельным и противоречащим действующему законодательству.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по ЖКХ, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25.10.2007, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова.
Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе, в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" признается Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" признается Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Доводы заявителя жалобы о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" обоснованно отклонен, поскольку из условий договора от 1 января 2006 года N 154 и приложений к нему не следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения (трубопровод) переданы в безвозмездное пользование последнему. Иных доказательств, возлагающих бремя содержания указанного имущества на другое лицо, суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора и представленных в дело доказательств.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2017 года по делу N А57-21125/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)