Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2016 N 15АП-11154/2016 ПО ДЕЛУ N А32-11782/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. N 15АП-11154/2016

Дело N А32-11782/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "Краснодар Строй Центр": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Строй Центр"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.06.2016 г. по делу N А32-11782/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Строй Центр"
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Строй Центр", ИНН 2312192240 обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 002/58 от 17.03.2016 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия состава и события административного правонарушения, а также отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве) заявитель является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, что подтверждается следующим.
ООО "Краснодар Строй Центр" осуществляет строительство объектов:
1) "Строительство малоэтажных и средне этажных многоквартирных жилых домов. 5 этап- литер 5" по адресу: г. Краснодар, п. Знаменский, ул. Первомайская. 36, корпус N 5, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0439008:0042, принадлежащем ООО "Краснодар Строй Центр" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 23 мая 2013 года серия 23-АЛ N 612435), на основании разрешения на строительство от 19 июня 2013 года N RU 23306000-2772/4-р.
Проектная декларация по объекту строительства размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте общего пользования www.krasnodar-sc.ru.
Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 23 декабря 2013 года.
В соответствии с разрешением от 23 марта 2015 года N RU 23306000-3115-в объект строительства введен в эксплуатацию.
2) "Строительство малоэтажных и среднеэтажных многоквартирных жилых домов. 6 этап- литер 6" по адресу: г. Краснодар, п. Знаменский, ул. Первомайская. 36, корпус N 6, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0439008:0042, принадлежащем ООО "Краснодар Строй Центр" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 23 мая 2013 года серия 23-АЛ N 612435), на основании разрешения на строительство от 19 июня 2013 года N RU 23306000-2772/5-р.
Проектная декларация по объекту строительства размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте общего пользования www.krasnodar-sc.ru.
Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 27 мая 2014 года.
В соответствии с разрешением от 23 марта 2015 года N RU 23306000-3114-в объект строительства введен в эксплуатацию.
3) "Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроенными помещениями" по адресу: г. Краснодар, ул. Бородинская, 150/Б, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0428016:1078, принадлежащем ООО "Краснодар Строй Центр" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 28 февраля 2014 года серия 23-АМ N 513289), на основании разрешения на строительство от 26 февраля 2014 года N RU 23306000-3234-р.
Проектная декларация по объекту строительства размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте общего пользования www.krasnodar-sc.ru.
Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 28 апреля 2014 года.
4) "Среднеэтажные многоквартирные жилые дома литер 1-12" по адресу: г. Краснодар, ул. Войсковая, 20, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0416080:689, принадлежащем ООО "Краснодар Строй Центр" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 14 апреля 2014 года серия 23-АМ N 988655), на основании разрешения на строительство от 1 октября 2014 года N RU 23306000-3640-р.
Проектная декларация по объекту строительства размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте общего пользования www.krasnodar-sc.ru.
Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 7 октября 2014 года.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Закона о долевом строительстве управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края получена и рассмотрена ежеквартальная отчетность застройщика ООО "Краснодар Строй Центр" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 3 квартал 2015 года.
По результатам анализа отчетности ООО "Краснодар Строй Центр" за 3 квартал 2015 года выявлено следующее.
В приложении N 3 "Сведения об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства" отчетности за 3 квартал 2015 года имеются сведения о наличии прочих расходов.
В нарушение пунктов 2, 9 Правил N 645 в составе представленной отчетности отсутствует справка о прочих расходах с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию.
Справка о прочих расходах с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию за 3 квартал 2015 года представлена в контролирующий орган 3 марта 2016 года, что подтверждается регистрационным номером входящей корреспонденции (вх. N 3053).
04.03.2016 г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 002158 по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
17.03.2016 рассмотрев материалы проверки административный орган вынес постановление о назначении административного наказания N 002/58, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 645 представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила N 645), застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 645 отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 645 отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения (пункт 6 Правил N 645).
Согласно пункту 8 Правил N 645 форма, предусмотренная приложением N 2 к настоящим Правилам, заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется, начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору.
При наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора.
Согласно пункту 9 Правил N 645, форма, предусмотренная приложением N 3 к настоящим Правилам, содержит обобщенную информацию по всем объектам недвижимости.
При наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и обществом не опровергается, что в нарушение пункта 2, 9 Правил N 645 в составе представленной отчетности отсутствует справка о прочих расходах с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер к недопущению выявленного правонарушения в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о малозначительности совершенного правонарушения, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 17, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано на то, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Общество, осуществляя деятельность по строительству многоквартирных жилых домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства, должно знать требования распространяющегося на него законодательства, а также меру ответственности за его нарушение.
Кроме того, обязанность представления застройщиками отчетности установлена в целях осуществления уполномоченным органом надзорных полномочий, в том числе, в сфере строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Представление отчетности не в полном объеме лишает уполномоченный орган возможности реализовать свои полномочия по контролю, что влечет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.
ООО "Краснодар Строй Центр" имело реальную возможность, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения положений Закона о долевом строительстве, предусматривающих защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Доказательства объективной невозможности соблюдения требований, установленных действующим законодательством в сфере долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Тот факт, что Справка о прочих расходах с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию за 3 квартал 2015 года представлена в контролирующий орган 3 марта 2016 года, что подтверждается регистрационным номером входящей корреспонденции (вх. N 3053). не означает, что отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, а свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, налагаемых на него в связи с осуществлением деятельности по строительству многоквартирных жилых домов, так и к формальным требованиям публичного права.
Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют о его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, заявителем не представлено каких-либо доказательств относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных Законом о долевом строительстве требований.
Таким образом, обстоятельства, указанные ООО "Капитал строй" в заявлении, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности административного правонарушения.
Кроме того, как указано выше, в соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Устранение нарушения или принятие мер к его устранению не являются основанием для признания правонарушения малозначительным.
Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства были учтены административным органом при назначении административного наказания, и с учетом положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обществу назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2016 г. по делу N А32-11782/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)