Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.09.2016 ПО ДЕЛУ N 4А-401/2016

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу N 4А-401/2016


Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу представителя обособленного подразделения "Калининградский" ООО "Главное управление жилищным фондом" по доверенности А. на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 22 апреля 2016 года, решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 июня 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 22 апреля 2016 года ООО "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 июня 2016 года постановление и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 22 апреля 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 9 августа 2016 года, представитель общества просит состоявшиеся судебные постановления отменить, в обоснование чего ссылается на допущенные нарушения, связанные с оформлением процессуальных документов и фиксацией события административного правонарушения, отсутствие вины общества в том, что содержание и ремонт обследованных многоквартирных домов осуществляются ненадлежащим образом, поскольку в силу договора, заключенного с Министерством обороны, общество не вправе самостоятельно производить капитальные виды работ, обязанность по выполнению которых лежит на собственнике. Кроме того, указывает, что вмененные ООО "ГУЖФ" нарушения не относятся к нарушениям стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с чем не образуют состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, а назначенное наказание несоразмерно характеру совершенного правонарушения.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 15 августа 2016 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении ООО "ГУЖФ", которое поступило в Калининградский областной суд 23 августа 2016 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене ввиду следующего.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ указанная норма устанавливает административную ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 и направлены на установление стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, ООО "ГУЖФ", расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N от 27 июля 2015 года, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации на период с 3 августа 2015 года по 3 августа 2020 года.
Согласно Договору общество приняло на себя обязательство по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов и иных правовых актов, по предоставлению коммунальных услуг гражданам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления жилищным фондом деятельности.
26 января 2016 года в ходе обследования многоквартирных жилых домов N N 7, 8, 9, 10, 11, 24, 25, 27, 33 по ул. Центральной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области, находящихся на обслуживании ООО "ГУЖФ", проведенной 73 военной прокуратурой гарнизона совместно с сотрудниками Государственной жилищной инспекции Калининградской области в целях проверки исполнения обществом законодательства о защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, были выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила):
- - в доме N 7 не обеспечено исправное состояние ступеней входных крылец, наблюдаются сколы, трещины, выбоины (п. 4.8.10 Правил); не проведены работы по восстановлению оконных заполнений в местах общего пользования (в подъезде - п. 4.7.2 Правил); не проведены работы по восстановлению лестничного ограждения в местах общего пользования (в подъезде - п. 4.8.1 Правил);
- - в доме N 8 не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); нарушена целостность штукатурного слоя цоколя на дворовом фасаде (п. 4.2.3.4 Правил); не обеспечено исправное состояние козырьков над входом в подъезды, отсутствует металлическое обрамление, козырьки не очищены от растительности (п. 4.2.4.2 Правил); не выполнены работы по техническому обслуживанию электрооборудования в местах общего пользования, а именно межэтажные щиты не очищены от пыли, не закрыты на замки, частично отсутствуют плафоны на светильниках, установленных на лестничных клетках (п. 5.6.2 Правил);
- - в доме N 9 не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); нарушена целостность штукатурного слоя цоколя на дворовом фасаде (п. 4.2.3.4 Правил); не обеспечено исправное состояние козырьков над входом в подъезды, отсутствует металлическое обрамление, козырьки не очищены от растительности (п. 4.2.4.2 Правил); не выполнены работы по техническому обслуживанию электрооборудования в местах общего пользования, а именно межэтажные щиты не очищены от пыли, не закрыты на замки, частично отсутствуют плафоны на светильниках, установленных на лестничных клетках (п. 5.6.2 Правил); не проведены работы по текущему ремонту ступеней лестничных клеток (в подъезде - п. 4.8.4 Правил); не проведены работы по ремонту дверного заполнения (входная дверь в подъезд - п. 4.7.2 Правил);
- - в доме N 10 не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); не выполнены работы по техническому обслуживанию электрооборудования в местах общего пользования, а именно межэтажные щиты не очищены от пыли, не закрыты на замки, частично отсутствуют плафоны на светильниках, установленных на лестничных клетках (п. 5.6.2 Правил); не проведены работы по текущему ремонту ступеней лестничных клеток (в подъезде - п. 4.8.4 Правил); не выполнены работы по очистке лестничных площадок от крупногабаритного мусора (п. 3.2.16 Правил); дверное заполнение входной двери не оборудовано самозакрывающимся устройством (п. 3.2.11 Правил); не проведены работы по ремонту кровельного покрытия, наблюдается коробление ветровой доски (п. 4.6.1.1 Правил);
- - в доме N 11 не проведены работы по осушению подвального помещения (п. 4.1.3 Правил); не проведены работы по ремонту водостоков, система водоотвода дождевых вод не герметична и местами отсутствует (п. 4.6.1.4 Правил); не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил);
- - в доме N 24 не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); не проведены работы по ремонту водостоков, система водоотвода дождевых вод не герметична и местами отсутствует (п. 4.6.1.4 Правил); не проведены работы по восстановлению кирпичной кладки оголовков дымоходов (п. 4.6.2.3 Правил);
- - в доме N 25 не проведены работы по ремонту водостоков, система водоотвода дождевых вод не герметична и местами отсутствует (п. 4.6.1.4 Правил); не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); не проведены работы по восстановлению напольного покрытия (плитки) при входе в подъезд (п. 4.4.1 Правил); не выполнены работы по техническому обслуживанию электрооборудования (межэтажных щитов) в местах общего пользования (п. 5.6.2 Правил);
- - в доме N 27 не проведены работы по ремонту водостоков, система водоотвода дождевых вод не герметична и местами отсутствует (п. 4.6.1.4 Правил); не выполнены работы по техническому обслуживанию электрооборудования (межэтажных щитов) в местах общего пользования (п. 5.6.2 Правил); не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил); не выполнены работы по очистке лестничных площадок от крупногабаритного мусора (п. 3.2.16 Правил);
- - в доме N 33 не проведены работы по осушению подвального помещения (п. 4.1.3 Правил); не обеспечено исправное состояние отмостки по периметру здания, имеются щели, просадки (п. 4.1.7 Правил).
19 февраля 2016 года заместителем военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона за нарушение вышеобозначенных положений Правил, ст. 161, 162 ЖК РФ в отношении ООО "ГУЖФ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, с такой квалификацией действий общества нельзя согласиться.
Вмененные последнему нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также положений ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, не относятся к категории вытекающих из ненадлежащего исполнения Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, образующей состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
ООО "ГУЖФ" является обслуживающей организацией многоквартирных домов N N 7, 8, 9, 10, 11, 24, 25, 27, 33 по ул. Центральной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области и несет ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества указанных домов.
Поскольку общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N от 6 мая 2015 года, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно п. 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
С учетом изложенного и исходя из материалов дела, действия ООО "ГУЖФ", связанные с нарушением лицензионных требований по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подпадают под диспозицию ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Ссылка в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении на необеспечение ООО "ГУЖФ" надлежащего содержания домов в нарушение требований подп. "д" п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности является ошибочной, поскольку его положениями предусмотрена обязанность выполнения управляющей компанией стандарта по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно - по заключению соответствующих договоров, что в рамках настоящего дела обществу не вменялось.
В соответствии с действующим законодательством, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, поскольку санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, переквалификация действий ООО "ГУЖФ" в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что при рассмотрении дела в порядке 30.12 - 30.19 КоАП РФ недопустимо.
С учетом изложенного состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава вмененного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Жалобу представителя обособленного подразделения "Калининградский" ООО "Главное управление жилищным фондом" по доверенности А. удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 22 апреля 2016 года, решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 июня 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Главное управление жилищным фондом" отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда
В.Ю.МУХАРЫЧИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)