Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 ПО ДЕЛУ N А33-19405/2015

Разделы:
Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А33-19405/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.
при участии:
- от ответчика (Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю): Чернышова М.В., представитель по доверенности от 14.12.2015 N 70-55/102, удостоверение ТО N 041980 от 28.03.2011;
- от истца (Жилищно-строительного кооператива "СОЛОНЦЫ-4"): Иванчик А.М., представитель по доверенности от 26.02.2015 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" ноября 2015 года по делу N А33-19405/2015, принятое судьей Куликовой Д.С.

установил:

жилищно-строительный кооператив "СОЛОНЦЫ-4" (далее - истец) (ИНН 2461224790, ОГРН 1142468000927) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Межмуниципальный Емельяновский отдел (далее - ответчик) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) о признании отказа в государственной регистрации от 30.04.2015 незаконным и обязании зарегистрировать договор участия в долевом строительстве N 2702-15 от 27.02.2015.
Решением от 24.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судом признан незаконным отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю в государственной регистрации договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 27.02.2015 N 2702-15, выраженный в сообщении от 30.04.2015 N 24-010/001/2015-2873. Суд обязал Управление Росреестра по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЖСК "Солонцы-4" путем осуществления государственной регистрации договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 27.02.2015 N 2702-15.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что кооператив не вправе привлекать денежные средства граждан для завершения строительства многоквартирного дома путем заключения договора участия в долевом строительстве.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 25.01.2016.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2014 по делу N А33-1370/2009 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Федосеевой В.В. о передаче объектов незавершенных строительством в жилищно-строительный кооператив. Переданы в жилищно-строительный кооператив "СОЛОНЦЫ-4" (ОГРН 1142468000927, ИНН 2461224790, г. Красноярск) в счет удовлетворения требований участников строительства - закрытого акционерного общества "КриД-М" права застройщика на следующие объекты незавершенные строительством и земельный участок, принадлежащие закрытому акционерному обществу "КриД-М":
- - жилой дом площадью жилых помещений 1771 кв. м, площадью гаражей 284 кв. м, площадью застройки 752,4 кв. м, инв. N 27:0264:43, лит. А, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 2, кадастровый номер 24:11:0090104:1716;
- - жилой дом площадью жилых помещений 1771 кв. м, площадью гаражей 284 кв. м, площадью застройки 752,4 кв. м, инв. N 24:0007:2, лит. А, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 4, кадастровый номер 24:11:0090104:1713;
- - 3/4 доли в праве собственности на земельный участок общей площадью 24000 кв. м, кадастровый номер 24:11:0090104:0113, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, микрорайон Южный, участок N 1/8.
Согласно свидетельству от 11.08.2014 24ЕЛ432175 ЖСК "Солонцы-4" на основании определения Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2014 на праве общей долевой собственности, доля в праве 3/4, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, уч. 1/8. Согласно свидетельству от 11.08.2014 за ЖСК "Солонцы-4" на основании определения Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2014 24ЕЛ432177 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, площадью 752,4 кв. м, степень готовности 60%, лит. А. по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 4.
ЖСК "Солонцы-4" выдано разрешение N RU2411307-387 сроком до 06.09.2017 на строительство квартала малоэтажной застройки в п. Солонцы, жилой дом N 4, жилой площадью 1800 кв. м.
ЖСК "Солонцы-4" (застройщик) и Пахотниковым К.В. (участник долевого строительства) 27.02.2015 подписан договор N 2702-15 долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, объектом которого (предварительное описание согласно утвержденной проектной документации) является: квартира в незавершенном строительством здании, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 4. с кадастровым номером 24:11:0090104:1713, инв. N 24:0007:2, со следующими характеристиками: 2 (второй) подъезд, 2 (второй) этаж, площадь 137,1 кв. м, номер 12 (пункт 1.3 договора).
Цена договора определена сторонами в пункте 3.2 договора - 2 742 000 рублей.
Сообщением от 30.04.2015 N 24-010/001/2015-2873 заявителю отказано в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 27.02.2015 N 2702-15, поскольку ЖСК "Солонцы-4" не уполномочен привлекать денежные средства в качестве застройщика путем заключения договоров долевого участия.
Считая, что отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ЖСК "Солонцы-4" обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным ненормативного правового акта.
Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным решения Управления Росреестра по Красноярскому краю от 30.04.2015 N 24-010/001/2015-2873, заявитель подал в арбитражный суд 31.08.2015.
Согласно расписке N 24/010/001/2015-2873 документы выданы заявителю 06.07.2015, с учетом изложенного, суд первой инстанции верно определил, что ЖСК "Солонцы-4" обратился в суд с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм, а также согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 указанной нормы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Как следует из пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится не позднее чем в месячный срок на основании заявления правообладателя или сторон договора при предоставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что сообщением от 30.04.2015 N 24-010/001/2015-2873 заявителю отказано в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 27.02.2015 N 2702-15 на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, поскольку ЖСК "Солонцы-4" не уполномочен привлекать денежные средства в качестве застройщика путем заключения договоров долевого участия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности принятого регистрирующим органом отказа в государственной регистрации по следующим основаниям.
Так, порядок проведения государственной регистрации прав, в силу части 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, правовой экспертизы документов помимо Закона о государственной регистрации регламентирован также Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184.
Так, согласно пунктам 32, 38 Методических рекомендаций при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется в том числе проверить: - соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации); - наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации), например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона государственной регистрации, пункту 40 Методических рекомендаций законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. С учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять в том числе следующее: - право- и дееспособность сторон (статьи 17, 21, 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации); - наличие полномочий у представителей (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации), если сделка совершена представителями; - наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации); - соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон (статьи 164, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации); - принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации); - соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пункты 2 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
30.03.2015 Управление Росреестра по Красноярскому краю уведомило о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 27.02.2015 N 2702-15, поскольку ЖСК "Солонцы-4" не уполномочен привлекать денежные средства в качестве застройщика путем заключения договоров долевого участия. Срок государственной регистрации, как указано в уведомлении о приостановлении, истекает 30.04.2015.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2014 по делу N А33-1370/2009 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Федосеевой В.В. о передаче объектов незавершенных строительством в жилищно-строительный кооператив. Переданы в жилищно-строительный кооператив "СОЛОНЦЫ-4" (ОГРН 1142468000927, ИНН 2461224790, г. Красноярск) в счет удовлетворения требований участников строительства - закрытого акционерного общества "КриД-М" права застройщика на следующие объекты незавершенные строительством и земельный участок, принадлежащие закрытому акционерному обществу "КриД-М":
- - жилой дом площадью жилых помещений 1771 кв. м, площадью гаражей 284 кв. м, площадью застройки 752,4 кв. м, инв. N 27:0264:43, лит. А, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 2, кадастровый номер 24:11:0090104:1716;
- - жилой дом площадью жилых помещений 1771 кв. м, площадью гаражей 284 кв. м, площадью застройки 752,4 кв. м, инв. N 24:0007:2, лит. А, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, д. 4, кадастровый номер 24:11:0090104:1713;
- - 3/4 доли в праве собственности на земельный участок общей площадью 24000 кв. м, кадастровый номер 24:11:0090104:0113, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, микрорайон Южный, участок N 1/8.
Согласно пункту 8 статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив должен соответствовать следующим требованиям:
1) основными целями деятельности жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в многоквартирном доме, строительство которого завершено, членам указанного кооператива жилых помещений в соответствии с условиями договоров, предусматривающих передачу жилых помещений;
2) членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются все участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства);
3) в качестве паевых взносов члены жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный уставом такого кооператива срок денежные средства для завершения строительства.
В создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива наряду с участниками строительства могут участвовать и иные лица в случае, если жилых помещений в объекте незавершенного строительства после завершения его строительства будет больше, чем необходимо для удовлетворения требований всех участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений (пункт 9 статьи 201.10 Закона о банкротстве).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2014 по делу N А33-1370/2009 установлено, что из заключения конкурсного управляющего ЗАО "КриД-М" о возможности передачи объекта незавершенного строительства от 18.11.2013 следует, что в объекте N 1 незавершенного строительства 26 жилых помещений после завершения строительства дома и 25 требований, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений. В объекте N 2 незавершенного строительства 24 жилых помещения после завершения строительства дома и 20 требований, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений. Таким образом, по объектам N 1 и N 2 всего 50 жилых помещений после завершения строительства дома и 45 требований, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений.
11.03.2014 конкурсным управляющим проведено повторное собрание участников строительства ЗАО "КриД-М" с повесткой собрания: 1) "О создании ЖСК участников строительства ЗАО "КриД-М" в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве"; 2) "О вступлении всех участников строительства ЗАО "КриД-М" в ранее созданные участниками строительства ЖСК". На собрании 11.03.2014 принято решение о вступлении всех участников строительства ЗАО "КриД-М" в ранее созданный участниками строительства ЖСК "Солонцы-4". Принятие указанного решения свидетельствует о воле участников строительства на погашение их требований путем передачи объектов незавершенного строительства в жилищно-строительный кооператив ЖСК "Солонцы-4".
В материалы дела представлен устав жилищно-строительного кооператива "Солонцы-4". В соответствии с п. 1.1, п. 2.1 устава, ЖСК создан как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях принятия в порядке, предусмотренном статьей 201.10 Закона о банкротстве, у должника ЗАО "КриД-М" объектов незавершенного строительства, а именно, жилых домов N 2 и N 4, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Дубовицкого, а также, 3/4 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, микрорайон Южный, участок N 1/8, а также в целях завершения строительства вышеуказанных многоквартирных домов, ввода в эксплуатацию, дальнейшего управления многоквартирными домами и предоставления членам указанного кооператива жилых и нежилых помещений.
В соответствии с п. 3.1 устава, членами ЖСК "Солонцы-4" являются физические и юридические лица - участники строительства ЗАО "КриД-М", принявшие участие в создании кооператива и голосовавшие за его создание, в соответствии с особенностями положений Закона о банкротстве, в рамках дела о банкротстве (N А33-1370/2009), а также лица впоследствии принятые в кооператив в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим уставом, внутренними документами кооператива.
Кроме того, исходя из содержания сведений о паевом фонде ЖСК "Солонцы-4" в редакции от 11.04.2014 участие в жилищно-строительном кооперативе принимают третьи лица, что в данном случае не противоречит пункту 9 статьи 201.10 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 3.8 устава ЖСК "Солонцы-4", в качестве реестрового взноса члены кооператива вносят переданные им права застройщика на объекты незавершенного строительства и земельный участок. При этом под паем понимается часть паевого фонда кооператива, отражающая размер участия члена кооператива в образовании имущества данного юридического лица, и учитываемая в стоимостном выражении.
При повторном исследовании содержания устава ЖСК "Солонцы-4", судом апелляционной инстанции установлено, что уставом не определен срок, в который подлежат внесению денежные средства членами кооператива для завершения строительства.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 129 Жилищного кодекса Российской Федерации член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью. При этом, очевидно, что до ввода объекта в эксплуатацию невозможно приобрести право собственности на жилое помещение, т.к. в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта, проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Следовательно, в данном случае подразумевается, что денежные средства для завершения строительства подлежат внесению членами кооператива в срок до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем, отсутствие в уставе ЖСК "Солонцы-4" конкретного срока внесения денежных средства для завершения строительства, не является препятствием для решения вопроса о погашении требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства.
Согласно пункту 2.2. устава кооператив является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива - жилищно-строительного кооператива.
Согласно пункту 2.3 устава кооператив по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в рамках действующего законодательства в соответствии с целями своей деятельности и назначением.
В соответствии с пунктом 2.4 устава кооператив не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части вступительного, паевого, дополнительного и целевого взносов каждого из членов кооператива. Кооператив вправе от своего имени в интересах членов кооператива совершать любые сделки, не противоречащие законодательству, настоящему уставу и внутренним документами кооператива, приобретать имущественные и неимущественные права, представлять общие интересы членов кооператива в отношениях с третьими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.5 устава).
Пунктом 5.1 устава установлено, что кооператив имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество кооператива образуется за счет паевых и иных взносов членов кооператива, доходов, полученных кооперативом от осуществляемой им предпринимательской деятельности, которая служит достижению целей, ради которых кооператив создан, и соответствует этим целям, добровольных пожертвований и иных не запрещенных законом источников. Собственником построенного (завершенного строительством) многоквартирного дома и переданных ему членами кооператива денежных средств является кооператив как юридическое лицо. Члену кооператива до полной уплаты пая принадлежит право владения и пользования занимаемым жилым помещением.
В пункте 5.2 устава указано, что среди других поступлений, одним из способов формирования имущества кооператива являются доходы от предпринимательской деятельности и доходы от использования собственности кооператива.
В силу пункта 5.6 устава в состав паевого фонда могут включаться доходы, полученные кооперативом от осуществляемой им предпринимательской деятельности и распределенные между членами кооператива пропорционально их паям.
Согласно подпункту 4 пункта 5.8 устава на строительство кооперативом переданных домов кооператив вправе использовать средства от реализации и использования жилых помещений, находящихся в собственности кооператива.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу положений части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013, Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Федеральным законом не регулируются.
Деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, согласно части 3 статьи 110 которой члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что ЖСК имеет право привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что кооператив не вправе привлекать денежные средства граждан для завершения строительства многоквартирного дома путем заключения договора участия в долевом строительстве подлежат отклонению, как не основанные на нормах права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на положения Закона N 214-ФЗ и на несоответствие ему договора участия в долевом строительстве являются несостоятельными, поскольку как уже было отмечено судом апелляционной инстанции, сами отношения, возникающие в связи с привлечением денежных средств между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Федеральным законом не регулируются. Как правомерно указал суд первой инстанции, порядок привлечения указанных денежных средств установлен не положениями Закона N 214-ФЗ, а жилищным законодательством, а именно статьей 129 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 129 Жилищного кодекса Российской Федерации член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью. При этом, очевидно, что до ввода объекта в эксплуатацию невозможно приобрести право собственности на жилое помещение, т.к. в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (как в редакции, действующей в период совершения сделки со спорными объектами недвижимости, так и в ныне действующей редакции) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и обосновано установлено судом первой инстанции, доказательств оспаривания договора от 27.02.2015 N 2702-15 в установленном порядке, признания его недействительным, а также доказательства посягательства указанным договором на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц в материалы дела не представлено. Договор заключен в соответствии с уставом ЖСК.
С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 27.02.2015 N 2702-15 на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании незаконным отказа в государственной регистрации было правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно возложил на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЖСК "Солонцы-4" путем осуществления государственной регистрации договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 27.02.2015 N 2702-15.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который в установленном порядке освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" ноября 2015 года по делу N А33-19405/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО

Судьи
О.В.ИШУТИНА
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)