Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2016 N 17АП-16859/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-20515/2015

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. N 17АП-16859/2015-АК

Дело N А50-20515/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Товарищества собственников жилья "Хабаровская 56а"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 октября 2015 года
по делу N А50-20515/2015
по заявлению Товарищества собственников жилья "Хабаровская 56а" (ОГРН 1135903001431, ИНН 5903105557)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (ОГРН 1025900760984, ИНН 5903006323)
о признании недействительным решения,

установил:

Товарищество собственников жилья "Хабаровская 56а" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее - фонд, управление) от 02.06.2015 N 06900215РК0005327 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2015 года требования удовлетворены частично. Решение управления признано недействительным в части привлечения ТСЖ к ответственности по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), как несоответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах. В удовлетворении остальной части требований отказано. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств наличия трудового договора с председателем правления ТСЖ, штатного расписания, режима рабочего времени и времени отдыха, рабочего места и обеспечения условий труда на рабочем месте. Считает, что фонд неправомерно доначислил страховые взносы с вознаграждений, выплачиваемых председателю правления товарищества, поскольку указанные выплаты произведены не на основании трудового и (или) гражданско-правовых договоров, а во исполнение решения правления товарищества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, фондом проведена камеральная проверка расчета ТСЖ по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2014 год, в котором страхователем заявлено об уменьшении страховых взносов, начисленных за апрель - декабрь 2013 г., на 76253,98 руб., в том числе взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии на 54 317,38 руб., по накопительной части - на 7586,22 руб., на обязательное медицинское страхование - на 14350,38 руб.
По результатам проверки фондом составлен акт от 23.04.2015 и принято решение от 02.06.2015 N 06900215РК0005327 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым товариществу доначислены страховые взносы в общей сумме 76253,98 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 54 317,38 руб., ее накопительной части - 7586,22 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 14350,38 руб.
Основаниями для доначисления взносов явились выводы фонда о неправомерном уменьшении исчисленных в 2014 году страховых взносов на суммы страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых председателям правления товарищества в 2013 году.
Считая, что названное решение не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований в части доначисления страховых взносов, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для обложения страховыми взносами выплат, произведенных товариществом в пользу председателей правления ТСЖ в 2013 году.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 статьи 7 указанного Закона определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.
В соответствии с положениями ст. 144, 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов ТСЖ, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
В соответствии с ч. 3 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Как следует из материалов дела, председателем правления ТСЖ в период с апреля по сентябрь 2013 года являлась Котельникова О.Д., с сентября по декабрь 2013 года - Морозюк В.В. В ходе проверки фонд установил, что указанным лицам вознаграждение выплачивалось ежемесячно в фиксированной сумме, что отражено в решении фонда (л.д. 10), акте проверки, приложении к нему и подтверждается расчетными ведомостями.
Согласно части 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Таким образом, председатель правления руководит текущей деятельностью товарищества собственников жилья и имеет право давать обязательные указания и распоряжения его работникам.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц председатель правления действует от имени ТСЖ без доверенности, указанное полномочие также отражено и в протоколе заседания правления в ходе избрания на должность.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ, с учетом обстоятельств систематического характера выплат, круга лиц, которым они производились, размеров ежемесячно выплачиваемых сумм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данные выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых отношений ТСЖ с названными лицами и связаны с выполнением последними в интересах ТСЖ услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование согласно статье 7 Закона N 212-ФЗ.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, приведенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога".
Доводы заявителя об отсутствии у него трудовых отношений с председателями правления значения не имеют, поскольку в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц не только в рамках трудовых отношений, но и в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, то есть индивидуальным предпринимателям. Последние в силу пункта 2 ст. 5 Закона N 212-ФЗ являются самостоятельными плательщиками страховых взносов, исчисляют и уплачивают их в порядке, установленном ст. 16 Закона N 212-ФЗ.
Доказательств регистрации Котельниковой О.Д. и Морозюк В.В. в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельной уплаты ими страховых взносов со спорных выплат в дело не представлено.
При таких обстоятельствах доначисление товариществу страховых взносов в общей сумме 76253,98 руб. произведено фондом правомерно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о страховых взносах.
Ссылки заявителя на разъяснения Минздравсоцразвития России и Минтруда России значения не имеют, поскольку пени и штраф за неуплату страховых взносов оспариваемым решением не доначислены (часть 9 ст. 25, часть 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного, оспариваемое решение фонда в обжалуемой части соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2015 года по делу N А50-20515/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Хабаровская 56а" (ОГРН 1135903001431, ИНН 5903105557) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 10.11.2015 N 251.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)