Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 20АП-6259/2017 ПО ДЕЛУ N А54-912/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N А54-912/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тучковой О.Г., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фишер Ю.И., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" - Черныгов С.И. (доверенность от 10.11.2017), Епифанов Д.Ю. (доверенность от 28.11.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация N 17" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.08.2017 по делу N А54-912/2017, принятое по исковому заявлению акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" (г. Рязань, ОГРН 1096234008936, ИНН 6234073260) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация N 17" (г. Рязань, ОГРН 1066230042339, ИНН 6230053022) о взыскании задолженности за период с 25.08.2015 по 30.11.2016 в сумме 113 616 рублей 79 копеек за установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская, д. 20, 24, 31, 194, 195А, 196, 204А, 208, 210, 212, 212А, 233, 241, 244, 250, 252, ул. Терешковой д. 61А, пос. Фабрика д. 1, 4, ул. Чижова д. 17, 24, ул. Комарова д. 5, Школьный переулок д. 4, ул. Воровского д. 28А, ул. Илюшкина д. 2А, 46, ул. Большакова д. 16, ул. Крылова д. 14, ул. Уткина д. 15, ул. Весенняя д. 5, и процентов в сумме 47 845 рублей 31 копейки,
установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация N 17" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за период с 25.08.2015 по 30.11.2016 в сумме 113 616 руб. 79 коп. за установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская д. 20, 24, 31, 194, 195А, 196, 204А, 208, 210, 212, 212А, 233, 241, 244, 250, 252, ул. Терешковой д. 61А, пос. Фабрика д. 1, 4, ул. Чижова д. 17, 24, ул. Комарова д. 5, Школьный переулок д. 4, ул. Воровского д. 28А, ул. Илюшкина д. 2А, 46, ул. Большакова д. 16, ул. Крылова д. 14, ул. Уткина д. 15, ул. Весенняя д. 5, и процентов в сумме 47845 руб. 31 коп.
Решением от 12.08.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указывает на необоснованность выводов суда области. Считает, что на момент обращения истца с настоящими требованиями, ответчик утратил статус управляющей компанией в отношении домов, в которых истцом установлены общедомовые приборы учета, что, по его мнению, исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация N 17" в спорный период являлось управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская д. 20, 24, 31, 194, 195А, 196, 204А, 208, 210, 212, 212А, 233, 241, 244, 250, 252, ул. Терешковой д. 61А, пос. Фабрика д. 1, 4, ул. Чижова д. 17, 24, ул. Комарова д. 5, Школьный переулок д. 4, ул. Воровского д. 28А, ул. Илюшкина д. 2А, 46, ул. Большакова д. 16, ул. Крылова д. 14, ул. Уткина д. 15, ул. Весенняя д. 5, что подтверждается сведениями по многоквартирным домам (л.д. 159 т. 2).
Указанные дома подключены к системе централизованного электроснабжения электрических сетей, принадлежащих открытому акционерному обществу "Рязанская областная электросетевая компания".
Письмом исх. N 137 от 06.05.2015 ОАО "РОЭК" обратилось к ООО "ЖКО N 17" (л.д. 144 т. 1), ссылаясь на необходимость оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, с просьбой в срок до 14.05.2015 составить план установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ. В ответ на указанное обращение ООО "ЖКО N 17" направило ОАО "РОЭК" письмо исх. N 255 от 12.05.2015 (л.д. 145 т. 1), в котором предложило самостоятельно планировать установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ при условии согласования места установки с ООО "ЖКО N 17".
ОАО "РОЭКС" было проведено обследование состояния электрических сетей на предмет наличия возможности установки приборов учета электрической энергии в спорных домах, за исключением домов подлежащих расселению и сносу: г. Касимов, ул. Московская, д. 1 а; пос. Фабрики, д. 11.
По результатам осмотра была установлена возможность установки общедомовых приборов учета электрической энергии и составлены акты от 17.07.2015, от 01.09.2015, от 02.09.2015, от 07.10.2015, от 18.01.2016, от 09.02.2016, от 16.03.2016, от 01.10.2014 (л.д. 13-19 т. 2, л.д. 161 т. 3).
Письмами исх. N 275 от 08.09.2015, N 310 от 09.10.2015, N 344 от 06.11.2015, N 48 от 08.02.2016, N 79 от 09.03.2016, N 104 от 24.03.2016, 5 А54-912/2017 N 377 от 02.12.2015 истец уведомил ответчика о дате и времени допуска к местам установки приборов учета для совершения действий по установке приборов учета, предложив согласовать иные дату и (или) время допуска, либо составить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета (л.д. 152, 155, 158 т. 1, л.д. 2, 5 т. 2, л.д. 159, 160 т. 3).
Указанные письма оставлены ООО "ЖКО N 17" без ответа.
Истцом проведены работы по установке приборов учета в спорных домах, что подтверждается актами замены и установки (л.д. 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72, 74, 76, 78 т. 2).
ОАО "РОЭК" письмами N 264 от 28.08.2015, N 281 от 11.09.2015, N 313 от 12.10.2015, N 56 от 15.02.2016, N 57 от 15.02.2016, N 100 от 21.03.2016, N 337 от 09.12.2014 просило ООО "Жилищно-коммунальная организация N 17" направить своего представителя для оформления актов допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по адресам и в сроки, указанные в этих письмах (л.д. 151, 154, 156 т. 1, л.д. 3, 4, 8 т. 2, л.д. 158 т. 3).
Ответчик своего представителя для оформления актов допуска общедомовых приборов учета электрической энергии не направил, однако доступ к приборам учета для оформления актов допуска обеспечил.
Актами от 25.08.2015, от 24.09.2015, от 18.09.2015, от 18.09.2015, от 02.09.2015, от 21.09.2015, от 21.09.2015, от 22.09.2015, от 22.09.2015, от 23.09.2015, от 23.09.2015, от 19.10.2015, от 20.10.2015, от 20.10.2015, от 22.10.2015, от 23.10.2015, от 23.10.2015, от 03.12.2015, от 21.10.2015, от 19.11.2015, от 19.11.2015, от 20.02.2016, от 20.11.2015, от 23.11.2015, от 17.02.2016, от 06.04.2016, от 17.02.2016, от 24.02.2016, от 29.03.2016, от 30.03.2016 общедомовые приборы учета электрической энергии были введены в эксплуатацию (л.д. 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79 т. 2).
ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" за установку коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии выставило ООО "Жилищно-коммунальная организация N 17" счета на оплату N 326 от 30.10.2015, N 393 от 30.11.2015, N 29 от 20.02.2016, N 37 от 29.02.2016, N 105 от 31.03.2016, N 135 от 06.04.2016, N 393 от 30.11.2015, N 29 от 20.02.2016 на сумму 641020 руб. 56 коп. (л.д. 97, 107, 116, 125, 133, 143 т. 2, л.д. 117, 156 т. 3).
Письмом Исх. N 1618 от 01.12.2016 истец известил ответчика о том, что во исполнение обязанности, предусмотренной частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 01.07.2012 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности", открытым акционерным обществом "Рязанская областная электросетевая компания" установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская д. 20, 24, 31, 194, 195А, 196, 204А, 208, 210, 212, 212А, 233, 241, 244, 250, 252, ул. Терешковой д. 61А, пос. Фабрика д. 1, 4, ул. Чижова д. 17, 24, ул. Комарова д. 5, Школьный переулок д. 4, ул. Воровского д. 28А, ул. Илюшкина д. 2А, 46, ул. Большакова д. 16, ул. Крылова д. 14, ул. Уткина д. 15, ул. Весенняя д. 5, указав, что общая стоимость установки общедомовых приборов учета электроэнергии составила 641 020 руб. 56 коп.
Ссылаясь на пункт 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 01.07.2012 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности", пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, истец указал на обязанность ООО "Жилищно-коммунальная организация N 17", как управляющей организации спорных многоквартирных домов, оплатить работы ОАО "РОЭК" по установке общедомовых приборов учета электроэнергии (л.д. 152-154 т. 2).
ООО "Жилищно-коммунальная организация N 17" требования ОАО "Рязанская областная электросетевая компания", изложенные в письме Исх. N 1618 от 01.12.2016, оставило без удовлетворения.
Отказ управляющей организации оплатить понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы по установке узлов учета послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу подпунктов "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющегося приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 12 ст. 13 настоящего Федерального закона до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2016 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Допуск работников организации, устанавливающей приборы учета, в спорные многоквартирные дома в настоящем случае был обеспечен, приборы учета установлены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Оплата работ по установке приборов учета ответчиком не произведена.
При этом оплата потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями приборов учета свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного анализа указанных положений законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, суды пришли к выводу о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд области правомерно указал, что действия истца по установке общедомовых приборов учета, которые используются по назначению, не противоречат воле собственников, служат основанием для взыскания стоимости работ по установке общедомовых приборов учета с ответчика, являющегося ответственным за содержание спорных многоквартирных домов и выполнение требований законодательства об энергосбережении в момент установки данных приборов учета.
Положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке приборов учета.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в определении ВС РФ от 29.05.2015 N 310-ЭС15-2721.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик с 2017 не имеет статуса управляющей компании в отношении спорных домой и не обладает обязательством по сбору денежных средств с населения в счет погашения образовавшейся задолженности перед истцом, не принимается во внимание, как не имеющий правового значения для рассмотрения.
Обязательство по оплате установленных общедомовых приборов учета возникло у ответчика в силу закона в 2016 году, тот факт, что в последующем в 2017 году ответчик утратил статус управляющей компании не освобождает его от исполнения возникших ранее обязательств.
Тот факт, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация N 17" более не обладает возможностью по сбору обязательных платежей с населения (собственников жилых помещений, расположенных в домах, где установлены приборы учета) не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку ответчик, являясь юридическим лицом, отвечает по свои обязательствам в том числе принадлежащим ему обособленным имуществом.
Поскольку установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.08.2017 по делу N А54-912/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановления вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.М.ДАЙНЕКО
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)