Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2016 N 17АП-2369/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-53296/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. N 17АП-2369/2016-АК

Дело N А60-53296/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
- от заявителя - товарищества собственников жилья "Уралец-2005" (ОГРН 1056604867494, ИНН 6673130082): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564), Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - товарищества собственников жилья "Уралец-2005"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2016 года
по делу N А60-53296/2015,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Уралец-2005"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564), Администрации города Екатеринбурга
о признании незаконным бездействия, признании недействительным в части приложения к постановлению,

установил:

товарищество собственников жилья "Уралец-2005" (далее - заявитель, ТСЖ "Уралец-2005") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия Департамента по невключению дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 28 в перечень домов, аккумулирующих средства по капитальному ремонту на специальном счете, принадлежащем ТСЖ "Уралец-2005", обязании Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Уралец-2005" путем исключения дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 28 из перечня многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, путем включения указанного дома в перечень домов, аккумулирующих средства по капитальному ремонту на специальном счете, принадлежащего ТСЖ "Уралец-2005", путем включения в реестр уведомлений уведомления о том, что ТСЖ "Уралец-2005" приняло решение об аккумулировании средств по капитальному ремонту на специальном счете и путем включения специального счета ТСЖ "Уралец-2005" в реестр специальных счетов. Заявитель просит признать недействительным п. 5300 Приложения к постановлению Администрации города Екатеринбурга N 3391 от 06.11.2014 в части перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", фонд капитального ремонта которых формируют на счете регионального оператора, обязать Администрацию города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Уралец-2005" путем исключения дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 28 из указанного перечня.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2016 года (резолютивная часть объявлена 19 января 2016 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Белинского-35" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на то, что действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по созыву общего собрания собственников помещений в конкретном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта с целью оказания своевременной помощи таким собственникам в принятии соответствующего их интересам решения по данному вопросу. Ссылается на то, что установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд пропущен заявителем по уважительным причинам, в связи с принятием 28.09.2015 на общем собрании собственников решения о подаче заявления в суд и утверждения необходимых расходов по оплате госпошлины при подаче заявления.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит решение суда оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на общем собрании собственников многоквартирного дома N 28, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, 30.08.2014 утвержден способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет.
ТСЖ "Уралец-2005" в адрес Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области 31.08.2014 направлено уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с тем Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области в Администрацию города Екатеринбурга направлены сведения о том, что собственники квартир указанного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем дом включен в перечень домов (п. 5300), у которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, изложенный в приложении к постановлению Администрации города Екатеринбурга N 3391 от 06.11.2014.
Полагая, что указанные действия (бездействие) Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области нарушают его права и законные интересы, многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, д. 28 указан в п. 5300 приложения к постановлению Администрации города Екатеринбурга N 3391 от 06.11.2014 с нарушением требований законодательства, ТСЖ "Уралец-2005" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Свердловской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными.
Проанализировав спорные правоотношения применительно к нормам жилищного законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирного жилого дома, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
На основании ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 данного Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области N 25-03 от 03.04.2014) (далее - Закон N 127-ОЗ), решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов в Свердловской области на 2015-2044 годы опубликована 29.04.2014 (Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано с 29.04.2014 до 01.09.2014.
В соответствии со ст. 6 Закона N 127-ОЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с федеральным законом. К числу полномочий относится созыв в срок, установленный законом, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее в соответствии с федеральным законом (п. 2); принятие решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора в случаях, установленных федеральным законом (п. 3).
В силу ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 15 Закона N 127-ОЗ орган государственного жилищного надзора (Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области, Департамент ГЖСН) ведет реестр уведомлений об открытии специальных счетов, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственников ТСЖ многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, 28 30.08.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в ОАО "Сбербанк России".
01.09.2014 в адрес Департамента поступило уведомление о принятии собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, 28 решения об определении в качестве способа формирования фонда капитального ремонта специального счета, открытого на ТСЖ "Уралец-2005".
Согласно ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (ч. 4 ст. 172 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" в соответствии с федеральным законом владелец специального счета в течение пяти рабочих дней со дня открытия специального счета обязан представить в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных федеральным законом, справки банка об открытии специального счета.

- - копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений;
- - справка банка об открытии специального счета.
Вопреки приведенным положениям законодательства к уведомлению о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта не приложен протокол общего собрания собственников помещений и справка банка об открытии специального счета ТСЖ "Уралец-2005". Счет на капитальный ремонт открыт заявителем 13.07.2015, что подтверждается справкой открытого акционерного общества "Сбербанк России" от 13.07.2015.
При таких обстоятельствах Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области сделан обоснованный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 ст. 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта (выбранный ими способ не был реализован), в связи с чем в орган местного самоуправления направлены соответствующие сведения, явившиеся основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Дом N 28 по ул. Уральских рабочих включен в перечень домов, собственники которых не выбрали (не реализовали) способ формирования фонда капитального ремонта, о чем на основании поступивших от Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области сведений администрацией принято постановление от 06.11.2014 N 3391.
В силу изложенного Департамент обоснованно не включил ТСЖ "Уралец-2005" в реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов.
Нарушений требований законодательства в действиях заинтересованных лиц судом апелляционной инстанции не установлено, нарушение прав и законных интересов заявителем не доказано.
Доводы апеллятора, что орган местного самоуправления в нарушение требований ч. 6 ст. 170 ЖК РФ не созвал общее собрание собственников помещений, не имеют юридического значения для разрешения спора, поскольку решение собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете состоялось 30.08.2014, но фактически не было ими реализовано.
Таким образом, поскольку совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ, судом не установлена, требования заявителя обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, по правилам ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что в адрес заявителя административным органом 17.09.2014 по электронной почте направлялся ответ о результатах рассмотрения информации N 29-01-82/13867, согласно которому уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта дома не содержит протокола общего собрания собственников помещений и справки банка об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем не усматривается правовых оснований для рассмотрения представленного уведомления по существу, и как следствие, невозможности включения сведений в отношении многоквартирного дома в реестр уведомлений и реестр специальных счетов.
Однако, после получения ответа товарищество не обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, доказательств уважительности причин суду не представило, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Исчисление указанного срока с даты последнего письменного обращения в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является неправомерным.
Доказательств наличия уважительных причин, послуживших основанием для пропуска установленного законодательством срока обращения в арбитражный суд не представлено. Приведенные в апелляционной жалобе причины пропуска на обращение в суд заявлением таковыми не являются.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., обществу подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2016 года по делу N А60-53296/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уралец-2005" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Уралец-2005" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 28 от 02.02.2016 госпошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)