Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставленная тепловая энергия не оплачена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Пастуховой М.В., рассмотрев 11.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2016 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А42-3739/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорская теплосеть", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Строительная, д. 15, ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768 (далее - ОАО "Мончегорская теплосеть"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - ООО "Теплоэнергосервис"), о взыскании 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель за апрель 2016 года, 3 256 044 руб. 42 коп. неустойки, начисленной за период с 26.05.2016 по 21.09.2016, а также неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начисленной на сумму долга 80 297 026 руб. 32 коп. с 22.09.2016 по день фактической оплаты.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Теплоэнергосервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить судебные акты и принять по делу новое решение о взыскании с ООО "Теплоэнергосервис" в пользу ОАО "Мончегорская теплосеть" 71 816 272 руб. 41 коп. долга и 2 912 149 руб. 85 коп. неустойки, а также неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начисленную на сумму долга 71 816 272 руб. 41 коп. с 22.09.2016 по день фактической оплаты.
По мнению подателя жалобы, истец необоснованно определил стоимость тепловой энергии, затраченной на отопление, а также тепловой энергии и теплоносителя, затраченного на горячее водоснабжение на общедомовые нужды находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов, с применением повышающего коэффициента (1,4) к базовым нормативам.
Кроме того податель жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для начисления неустойки на сумму 8 173 636 руб. 01 коп., составляющую разницу между стоимостью тепловой энергии, объем которой определен по показаниям приборов учета, и стоимостью тепловой энергии, предъявленной к оплате населению, объем которой определен исходя из нормативов потребления (равномерными долями в течение года). Как полагает податель жалобы, суды не учли, что обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть больше, чем обязательства собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме перед управляющей организацией.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мончегорская теплосеть" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Мончегорская теплосеть" является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома, в том числе находящиеся в управлении ООО "Теплоэнергосервис".
Сторонами заключен договор теплоснабжения от 18.11.2013 N 354/2013 (далее - Договор), по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и горячую воду по открытой системе теплоснабжения, а ответчик - принимать и оплачивать ресурс в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором, соблюдать установленный режим потребления тепловой энергии и горячей воды.
Во исполнение условий Договора ОАО "Мончегорская теплосеть" в апреле 2016 года поставляло в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Теплоэнергосервис", энергоресурсы.
Наличие у ООО "Теплоэнергосервис" 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за потребленные энергоресурсы послужило основанием для обращения ОАО "Мончегорская теплосеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для изменения судебных актов, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания ответчику в апреле 2016 года услуг теплоснабжения, предусмотренных Договором, установлен судами и сторонами не оспаривается.
Доводы ответчика о необоснованном применении истцом нормативов потребления с повышающим коэффициентом (1,4) правомерно отклонены судами.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 1380) в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 1,4).
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.01.2016 N 9 и 10 нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, на отопление и на общедомовые нужды в жилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов, при наличии возможности его установки, утверждены с повышающим коэффициентом 1,4.
Суды признали несостоятельной ссылку ответчика на то, что в спорный период действовали два вида нормативов - "повышенные" (с повышающим коэффициентом 1,4) и "базовые" (без повышающего коэффициента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В подпункте "б" пункта 2 Постановления N 1380 указано, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении порядка расчета платы за отопление в соответствии с прежними правилами с использованием нормативов потребления тепловой энергии, действовавших на 30.06.2012, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 прежних Правил предоставления коммунальных услуг и пунктов 1 - 4 Приложения 2 к данным Правилам.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области изданы приказы от 11.03.2013 N 34 и 35, в соответствии с пунктом 2 которых (в редакции от 26.03.2014) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению до 01.01.2013 используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, порядок расчета размера платы за отопление и горячее водоснабжение в многоквартирных жилых домах, не оборудованных приборами учета, исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, действовавших по состоянию на 30.06.2012, применялся только до 01.01.2013.
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.01.2016 N 9 и 10, вступившими в силу с 01.01.2016, утверждены нормативы потребления с учетом повышающего коэффициента (с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется, исходя из данных, указанных в пункте 59.
Согласно подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 354, по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов.
Установив, что в спорных домах в течение длительного времени (более 3 месяцев) отсутствовали приборы учета (сняты в связи с поверкой или ремонтом), при наличии технической возможности их установки, и признав правомерным произведенный истцом расчет стоимости энергоресурса на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента (1,4), предусмотренного для многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета, суды обоснованно удовлетворили иск ОАО "Мончегорская теплосеть" и взыскали с ООО "Теплоэнергосервис" 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за апрель 2016 года.
Ответчик также не согласен с расчетом неустойки, начисленной истцом на сумму долга 80 297 026 руб. 32 коп.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами N 354.
В соответствии с Постановлением N 857 Правительство Мурманской области постановлением от 01.07.2013 N 358-ПП утвердило Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - Порядок N 358-ПП).
Согласно Порядку N 358-ПП размер платы за отопление в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год - с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м). Размер платы за отопление в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем коммунальных услуг с учетом размера платы за тепловую энергию, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Расчет объема и стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленной в спорный период, производился истцом на основании показаний общедомовых приборов учета (при их наличии на объектах ответчика) и на основании установленных нормативов теплопотребления для многоквартирных домов.
Судебные инстанции правомерно отклонили доводы ответчика о необоснованном начислении неустойки на сумму 8 173 636 руб. 01 коп., составляющую разницу между стоимостью ресурса, поставленного в апреле 2016 года на отопление, объем которого определен по показаниям общедомовых приборов учета, и стоимостью тепловой энергии, предъявленной к оплате населению, объем которой рассчитан по среднемесячному объему за предыдущий год или по нормативам.
При начислении населению стоимости тепловой энергии, затраченной на отопление, равномерными долями в течение года, в зимний период объем ресурса по показаниям общедомовых приборов учета как правило превышает нормативное потребление, тогда как в летний период (при отсутствии фактического потребления) ответчик получает средства на оплату не только разницы между фактическим и нормативным потреблением предыдущих периодов, но и дополнительные средства на оплату в будущем отопительном сезоне.
Обязанность ответчика уплатить законную неустойку предусмотрена частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установив несвоевременное исполнение ООО "Теплоэнергосервис" обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, суды взыскали с ответчика 3 256 044 руб. 42 коп. неустойки, начисленной за период с 26.05.2016 по 21.09.2016.
Присуждение судами неустойки за период с 22.09.2016 по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства не противоречит статье 330 ГК РФ и согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что исковые требования ОАО "Мончегорская теплосеть" удовлетворены судами правомерно.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ООО "Теплоэнергосервис".
Руководствуясь статьей 286, пунктов 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А42-3739/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.05.2017 N Ф07-2345/2017 ПО ДЕЛУ N А42-3739/2016
Требование: О взыскании задолженности по договору теплоснабжения и неустойки.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставленная тепловая энергия не оплачена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. по делу N А42-3739/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Пастуховой М.В., рассмотрев 11.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2016 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А42-3739/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорская теплосеть", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Строительная, д. 15, ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768 (далее - ОАО "Мончегорская теплосеть"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - ООО "Теплоэнергосервис"), о взыскании 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель за апрель 2016 года, 3 256 044 руб. 42 коп. неустойки, начисленной за период с 26.05.2016 по 21.09.2016, а также неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начисленной на сумму долга 80 297 026 руб. 32 коп. с 22.09.2016 по день фактической оплаты.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Теплоэнергосервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить судебные акты и принять по делу новое решение о взыскании с ООО "Теплоэнергосервис" в пользу ОАО "Мончегорская теплосеть" 71 816 272 руб. 41 коп. долга и 2 912 149 руб. 85 коп. неустойки, а также неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начисленную на сумму долга 71 816 272 руб. 41 коп. с 22.09.2016 по день фактической оплаты.
По мнению подателя жалобы, истец необоснованно определил стоимость тепловой энергии, затраченной на отопление, а также тепловой энергии и теплоносителя, затраченного на горячее водоснабжение на общедомовые нужды находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов, с применением повышающего коэффициента (1,4) к базовым нормативам.
Кроме того податель жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для начисления неустойки на сумму 8 173 636 руб. 01 коп., составляющую разницу между стоимостью тепловой энергии, объем которой определен по показаниям приборов учета, и стоимостью тепловой энергии, предъявленной к оплате населению, объем которой определен исходя из нормативов потребления (равномерными долями в течение года). Как полагает податель жалобы, суды не учли, что обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть больше, чем обязательства собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме перед управляющей организацией.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мончегорская теплосеть" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Мончегорская теплосеть" является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома, в том числе находящиеся в управлении ООО "Теплоэнергосервис".
Сторонами заключен договор теплоснабжения от 18.11.2013 N 354/2013 (далее - Договор), по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и горячую воду по открытой системе теплоснабжения, а ответчик - принимать и оплачивать ресурс в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором, соблюдать установленный режим потребления тепловой энергии и горячей воды.
Во исполнение условий Договора ОАО "Мончегорская теплосеть" в апреле 2016 года поставляло в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Теплоэнергосервис", энергоресурсы.
Наличие у ООО "Теплоэнергосервис" 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за потребленные энергоресурсы послужило основанием для обращения ОАО "Мончегорская теплосеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для изменения судебных актов, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания ответчику в апреле 2016 года услуг теплоснабжения, предусмотренных Договором, установлен судами и сторонами не оспаривается.
Доводы ответчика о необоснованном применении истцом нормативов потребления с повышающим коэффициентом (1,4) правомерно отклонены судами.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 1380) в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 1,4).
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.01.2016 N 9 и 10 нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, на отопление и на общедомовые нужды в жилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов, при наличии возможности его установки, утверждены с повышающим коэффициентом 1,4.
Суды признали несостоятельной ссылку ответчика на то, что в спорный период действовали два вида нормативов - "повышенные" (с повышающим коэффициентом 1,4) и "базовые" (без повышающего коэффициента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В подпункте "б" пункта 2 Постановления N 1380 указано, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении порядка расчета платы за отопление в соответствии с прежними правилами с использованием нормативов потребления тепловой энергии, действовавших на 30.06.2012, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 прежних Правил предоставления коммунальных услуг и пунктов 1 - 4 Приложения 2 к данным Правилам.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области изданы приказы от 11.03.2013 N 34 и 35, в соответствии с пунктом 2 которых (в редакции от 26.03.2014) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению до 01.01.2013 используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, порядок расчета размера платы за отопление и горячее водоснабжение в многоквартирных жилых домах, не оборудованных приборами учета, исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, действовавших по состоянию на 30.06.2012, применялся только до 01.01.2013.
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.01.2016 N 9 и 10, вступившими в силу с 01.01.2016, утверждены нормативы потребления с учетом повышающего коэффициента (с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется, исходя из данных, указанных в пункте 59.
Согласно подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 354, по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов.
Установив, что в спорных домах в течение длительного времени (более 3 месяцев) отсутствовали приборы учета (сняты в связи с поверкой или ремонтом), при наличии технической возможности их установки, и признав правомерным произведенный истцом расчет стоимости энергоресурса на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента (1,4), предусмотренного для многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета, суды обоснованно удовлетворили иск ОАО "Мончегорская теплосеть" и взыскали с ООО "Теплоэнергосервис" 80 297 026 руб. 32 коп. задолженности за апрель 2016 года.
Ответчик также не согласен с расчетом неустойки, начисленной истцом на сумму долга 80 297 026 руб. 32 коп.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами N 354.
В соответствии с Постановлением N 857 Правительство Мурманской области постановлением от 01.07.2013 N 358-ПП утвердило Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - Порядок N 358-ПП).
Согласно Порядку N 358-ПП размер платы за отопление в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год - с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м). Размер платы за отопление в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем коммунальных услуг с учетом размера платы за тепловую энергию, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Расчет объема и стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленной в спорный период, производился истцом на основании показаний общедомовых приборов учета (при их наличии на объектах ответчика) и на основании установленных нормативов теплопотребления для многоквартирных домов.
Судебные инстанции правомерно отклонили доводы ответчика о необоснованном начислении неустойки на сумму 8 173 636 руб. 01 коп., составляющую разницу между стоимостью ресурса, поставленного в апреле 2016 года на отопление, объем которого определен по показаниям общедомовых приборов учета, и стоимостью тепловой энергии, предъявленной к оплате населению, объем которой рассчитан по среднемесячному объему за предыдущий год или по нормативам.
При начислении населению стоимости тепловой энергии, затраченной на отопление, равномерными долями в течение года, в зимний период объем ресурса по показаниям общедомовых приборов учета как правило превышает нормативное потребление, тогда как в летний период (при отсутствии фактического потребления) ответчик получает средства на оплату не только разницы между фактическим и нормативным потреблением предыдущих периодов, но и дополнительные средства на оплату в будущем отопительном сезоне.
Обязанность ответчика уплатить законную неустойку предусмотрена частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установив несвоевременное исполнение ООО "Теплоэнергосервис" обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, суды взыскали с ответчика 3 256 044 руб. 42 коп. неустойки, начисленной за период с 26.05.2016 по 21.09.2016.
Присуждение судами неустойки за период с 22.09.2016 по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства не противоречит статье 330 ГК РФ и согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что исковые требования ОАО "Мончегорская теплосеть" удовлетворены судами правомерно.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ООО "Теплоэнергосервис".
Руководствуясь статьей 286, пунктов 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А42-3739/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.О.МАТЛИНА
М.В.ПАСТУХОВА
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.О.МАТЛИНА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)