Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник жилого помещения в многоквартирном доме полагал, что управляющая организация неправомерно скрывает информацию о данных прибора учета тепла, предоставленные данные за предыдущие периоды не являются достоверными, поскольку не содержат подписей уполномоченных лиц, печати управляющей организации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Пименовой С.Ю.,
Подкорытовой Н.П.
при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании 02.05.2017 дело по иску Б.В.ЮА. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" о пресечении действий, выразившихся в непредоставлении информации, истребовании данных общедомового прибора учета тепла, возложении обязанности, компенсации морального вреда, компенсации потери рабочего времени
по апелляционной жалобе истца Б.В.ЮА. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017.
Заслушав доклад судьи Пименовой С.Ю., пояснения истца Б.В.ЮБ., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" Л., судебная коллегия
Б.В.ЮА. обратился в суд с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее ООО "УЖК "Территория-Север") в обоснование которого указал, что является собственником <...> в <...>. Управление домом осуществляет ответчик. Истец неоднократно обращался с заявлением о предоставлении ему ежемесячно данных по прибору учета тепла, однако ответчик данную информацию скрывает. Данные по тепловой энергии, отоплению, горячему водоснабжению за период с 2014 года по 2016 год были представлены в августе 2016 года, однако не являются достоверными, поскольку не содержат подписей директора, главного бухгалтера и печати управляющей компании.
С учетом уточнения исковых требований просил:
- - пресечь действия ответчика, выразившиеся в непредоставлении информации относительно объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов, нарушающих права истца как собственника жилого помещения, возложить на ответчика обязанность предоставить данные по общедомовому (коллективному) прибору учета узла коммерческого учета тепла ежемесячно за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года и предоставлять такие данные в дальнейшем в виде официальных письменных документов;
- - возложить на ООО "УЖК "Территория-Север" обязанность предоставить данные по общедомовому (коллективному) прибору учета узла коммерческого учета тепла за период с января 2014 года по июль 2016 года ежемесячно в виде официальных документов;
- - взыскать с ООО "УЖК "Территория-Север" компенсацию морального вреда, компенсацию за потерю рабочего времени в сумме 250000 рублей.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.В.ЮА. отказано. С Б.В.ЮА. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 900 рублей.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Автор настаивает, что ООО "УЖК "Территория-Север" является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в состав услуг по договору от 01.09.2012 <...> входит работа с собственниками, рассмотрение обращений и жалоб, учет потребленных собственниками коммунальных услуги предоставление показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в соответствующие организации. Поскольку показания прибора учета узла коммерческого учета тепла фиксируются ответчиком, им же ведется прием заявлений и обращений собственников, то предоставление такой информации может быть возложено на ООО "УЖК "Территория-Север". В своей деятельности ответчик обязан соблюдать требования, предусмотренные Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее Стандарт), вне зависимости в рамках какого договора ООО "УЖК "Территория-Север" оказывает потребителям услуги. Считает, что собственник помещения самостоятельно выбирает наиболее удобный способ получения информации. В направляемых истцу квитанциях имеется ссылка, что показания общедомовых приборов учета размещены на интернет-сайте http://ek-territory.ru/, между тем данные общедомового прибора учета узла коммерческого учета тепла в виде карточек учета отсутствуют. На письменные запросы истца такая информация ответчиком представлена не была. Указывает, что судом не дана правовая оценка договору от 01.09.2012 <...>, заключенному между Товариществом собственников жилья <...> (далее ТСЖ <...>) и ООО "УЖК "Территория-Север", данный договор не был согласован с собственниками помещений, на общем собрании не обсуждался, ответчик не избирался в качестве организации, осуществляющей обслуживание дома, договор считает недействительной сделкой. Оспаривает вывод суда о том, что к сложившимся правоотношениям не применимы положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку истец является потребителем услуг оказываемых ответчиком. Кроме того, истцу не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, представленными ответчиком. Указывает, что фактическое управление домом осуществляет ответчик, ввиду чего в круг его обязанностей входит предоставление собственнику запрашиваемой информации.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Б.В.ЮА. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ООО "УЖК "Территория-Север" Л. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ТСЖ <...> в заседание суда апелляционной инстанции не явился.
С учетом положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнение участников процесса, в связи с тем, что участвующее в деле лицо знало о рассмотрении дела в суде, извещено о времени и месте судебного заседания по имеющемуся в материалах дела адресу за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщило суду о причинах неявки, не ходатайствовало об отложении судебного заседания, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений не требуется, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно материалам дела Б.В.ЮА. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>
На основании протокола от 25.11.2006 <...> управление указанным домом осуществляет ТСЖ <...>. С целью оказания услуг по управлению и эксплуатации дома собственниками принято решение о заключении ТСЖ <...> договора с управляющей жилищной компанией.
01.09.2012 между ТСЖ <...> и ООО "УЖК "Территория-Север" заключен договор <...> на оказание услуг по управлению, техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался в ТСЖ <...> и ООО "УЖК "Территория-Север" с заявлениями о предоставлении надлежащим образом заверенных копий карточек регистрации параметров на узле учета потребления тепловой энергии <...>
Между тем, как верно установлено судом, ввиду того, что управление домом, в котором находится квартира истца, осуществляет ТСЖ <...>, на которое законодательством возложена обязанность по предоставлению собственнику (потребителю услуг) информации, у ООО "УЖК "Территория-Север" отсутствует обязанность по раскрытию требуемой истцом информации, а также ее предоставлению собственнику жилья по письменному запросу.
Довод жалобы о том, что такая обязанность у ответчика возникла на основании заключенного 01.09.2012 договора <...>, основан на неправильном толковании норм права.
В пункте 2.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу приведенной нормы при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья в целях выполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме такое товарищество вправе для осуществления указанных работ привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, и отдельного решения общего собрания собственников помещений дома (членов ТСЖ), разрешающего товариществу заключение такого договора, вопреки доводам истца, не требуется.
Согласно условиям договора от 01.09.2012 <...> исполнитель обязуется оказывать заказчику комплекс услуг по управлению общим имуществом собственников помещений в объекте и техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений объекта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Перечень услуг по управлению объектом определен в приложении N 1а (пункт 2.2.).
Согласно приложению N 1а к данному договору в перечень услуг по управлению входит формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту объекта и на поставку коммунальных услуг, контроль за техническим состоянием и использованием объекта, предоставлением жилищно-коммунальных услуг, диспетчерское обслуживание, финансовое обеспечение деятельности по управлению, технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту объекта и поставки коммунальных услуг, юридическое обеспечение деятельности по управлению, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту объекта. В качестве правовой работы с собственниками предусмотрено рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, касающихся выполнением ООО "УЖК "Территория-Север" работ, подготовка предписаний собственникам, получение сведений из ЕГРП.
Правильно истолковав условия договора, суд пришел к верному выводу о том, что управление домом осуществляется ТСЖ <...>. Заключенный между ответчиком и третьим лицом договор по своему правовому содержанию не является договором на управление домом, определяет отдельные виды оказываемых третьим лицом услуг, при этом коммунальные услуги проживающим в доме лицам, согласно представленным квитанциям, оказывает ТСЖ <...>, являющееся поставщиком и исполнителем коммунальных услуг.
В пункте 1 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ (пункт 2).
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Как следует из подпункта "д" пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации, в частности информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Согласно подпункту "а" пункту 14 Стандарта (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 94, утратил силу с 01.12.2014 - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988) в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 21 Стандарта (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 94, действующей до 01.12.2014) предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Пункт 21 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988 (применяется с 01.12.2014) предусматривает, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в т.ч. предоставления обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Из указанной нормы следует, что копии документов подлежат обязательному предоставлению только в случаях, прямо установленных федеральными законами и в порядке, определенном этими федеральными законами.
Установленная действующим законодательством возможность ознакомления с документами ТСЖ "Шефская, 101" означает "получение, сбор информации", ввиду чего ознакомление в частности с информацией о потребленной тепловой энергии не означает возможность снятия (изготовления) копий с указанных документов, в том числе с помощью технических средств за счет исполнителя услуги.
Однако, истец вправе ознакомиться с интересующей документацией, доступ к ознакомлению с которой не ограничен законом, и вправе снять копии документов с использованием собственных технических и расходных средств. При этом, судебная коллегия обращает внимание, что Б.В.ЮА. неоднократно направлялись уведомления о возможности ознакомления со всей запрашиваемой информацией в офисе ТСЖ <...>, что им сделано не было.
Довод жалобы о том, что судом истцу не была представлена возможность ознакомиться с документами, представленными ответчиком в судебном заседании, во внимание не принимается.
Из протокола судебного заседания от <...>, замечания на который в установленном порядке не принесены, следует, что Б.В.ЮА. возражений относительно приобщения ответчиком документов не высказывалось, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с приобщением документов заявлено не было, суд содержание данных документов огласил при исследовании письменных доказательств.
Указание на то, что правоотношения с ответчиком подлежат регулированию Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" основано на неправильном толковании норм материального права.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Таким образом, правом на предъявление иска в суд с требованием о защите права потребитель обладает лицо, являющееся стороной по возмездному договору.
Между тем истец с ООО "УЖК "Территория-Север" в договорных отношениях не состоит, исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ <...>, которому истец вносит оплату, какие-либо права и обязанности ООО "УЖК "Территория-Север" перед Б.В.ЮА. не возникли, что исключает применение к требованиям, заявленным в иске, положений вышеуказанного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Поскольку доводы жалобы о недействительности договора от 01.09.2012 <...> не являлись предметом спора, они не подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции.
В целом все доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку свидетельствуют об иной оценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласиться не может. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.В.ЮБ. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 02.05.2017.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7002/2017
Требование: О пресечении действий управляющей организации, выразившихся в непредоставлении информации об объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда, компенсации за потерю рабочего времени.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник жилого помещения в многоквартирном доме полагал, что управляющая организация неправомерно скрывает информацию о данных прибора учета тепла, предоставленные данные за предыдущие периоды не являются достоверными, поскольку не содержат подписей уполномоченных лиц, печати управляющей организации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. по делу N 33-7002/2017
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Пименовой С.Ю.,
Подкорытовой Н.П.
при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании 02.05.2017 дело по иску Б.В.ЮА. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" о пресечении действий, выразившихся в непредоставлении информации, истребовании данных общедомового прибора учета тепла, возложении обязанности, компенсации морального вреда, компенсации потери рабочего времени
по апелляционной жалобе истца Б.В.ЮА. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017.
Заслушав доклад судьи Пименовой С.Ю., пояснения истца Б.В.ЮБ., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" Л., судебная коллегия
установила:
Б.В.ЮА. обратился в суд с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория-Север" (далее ООО "УЖК "Территория-Север") в обоснование которого указал, что является собственником <...> в <...>. Управление домом осуществляет ответчик. Истец неоднократно обращался с заявлением о предоставлении ему ежемесячно данных по прибору учета тепла, однако ответчик данную информацию скрывает. Данные по тепловой энергии, отоплению, горячему водоснабжению за период с 2014 года по 2016 год были представлены в августе 2016 года, однако не являются достоверными, поскольку не содержат подписей директора, главного бухгалтера и печати управляющей компании.
С учетом уточнения исковых требований просил:
- - пресечь действия ответчика, выразившиеся в непредоставлении информации относительно объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов, нарушающих права истца как собственника жилого помещения, возложить на ответчика обязанность предоставить данные по общедомовому (коллективному) прибору учета узла коммерческого учета тепла ежемесячно за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года и предоставлять такие данные в дальнейшем в виде официальных письменных документов;
- - возложить на ООО "УЖК "Территория-Север" обязанность предоставить данные по общедомовому (коллективному) прибору учета узла коммерческого учета тепла за период с января 2014 года по июль 2016 года ежемесячно в виде официальных документов;
- - взыскать с ООО "УЖК "Территория-Север" компенсацию морального вреда, компенсацию за потерю рабочего времени в сумме 250000 рублей.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.В.ЮА. отказано. С Б.В.ЮА. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 900 рублей.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Автор настаивает, что ООО "УЖК "Территория-Север" является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в состав услуг по договору от 01.09.2012 <...> входит работа с собственниками, рассмотрение обращений и жалоб, учет потребленных собственниками коммунальных услуги предоставление показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в соответствующие организации. Поскольку показания прибора учета узла коммерческого учета тепла фиксируются ответчиком, им же ведется прием заявлений и обращений собственников, то предоставление такой информации может быть возложено на ООО "УЖК "Территория-Север". В своей деятельности ответчик обязан соблюдать требования, предусмотренные Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее Стандарт), вне зависимости в рамках какого договора ООО "УЖК "Территория-Север" оказывает потребителям услуги. Считает, что собственник помещения самостоятельно выбирает наиболее удобный способ получения информации. В направляемых истцу квитанциях имеется ссылка, что показания общедомовых приборов учета размещены на интернет-сайте http://ek-territory.ru/, между тем данные общедомового прибора учета узла коммерческого учета тепла в виде карточек учета отсутствуют. На письменные запросы истца такая информация ответчиком представлена не была. Указывает, что судом не дана правовая оценка договору от 01.09.2012 <...>, заключенному между Товариществом собственников жилья <...> (далее ТСЖ <...>) и ООО "УЖК "Территория-Север", данный договор не был согласован с собственниками помещений, на общем собрании не обсуждался, ответчик не избирался в качестве организации, осуществляющей обслуживание дома, договор считает недействительной сделкой. Оспаривает вывод суда о том, что к сложившимся правоотношениям не применимы положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку истец является потребителем услуг оказываемых ответчиком. Кроме того, истцу не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, представленными ответчиком. Указывает, что фактическое управление домом осуществляет ответчик, ввиду чего в круг его обязанностей входит предоставление собственнику запрашиваемой информации.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Б.В.ЮА. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ООО "УЖК "Территория-Север" Л. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ТСЖ <...> в заседание суда апелляционной инстанции не явился.
С учетом положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнение участников процесса, в связи с тем, что участвующее в деле лицо знало о рассмотрении дела в суде, извещено о времени и месте судебного заседания по имеющемуся в материалах дела адресу за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщило суду о причинах неявки, не ходатайствовало об отложении судебного заседания, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений не требуется, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно материалам дела Б.В.ЮА. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>
На основании протокола от 25.11.2006 <...> управление указанным домом осуществляет ТСЖ <...>. С целью оказания услуг по управлению и эксплуатации дома собственниками принято решение о заключении ТСЖ <...> договора с управляющей жилищной компанией.
01.09.2012 между ТСЖ <...> и ООО "УЖК "Территория-Север" заключен договор <...> на оказание услуг по управлению, техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался в ТСЖ <...> и ООО "УЖК "Территория-Север" с заявлениями о предоставлении надлежащим образом заверенных копий карточек регистрации параметров на узле учета потребления тепловой энергии <...>
Между тем, как верно установлено судом, ввиду того, что управление домом, в котором находится квартира истца, осуществляет ТСЖ <...>, на которое законодательством возложена обязанность по предоставлению собственнику (потребителю услуг) информации, у ООО "УЖК "Территория-Север" отсутствует обязанность по раскрытию требуемой истцом информации, а также ее предоставлению собственнику жилья по письменному запросу.
Довод жалобы о том, что такая обязанность у ответчика возникла на основании заключенного 01.09.2012 договора <...>, основан на неправильном толковании норм права.
В пункте 2.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу приведенной нормы при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья в целях выполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме такое товарищество вправе для осуществления указанных работ привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, и отдельного решения общего собрания собственников помещений дома (членов ТСЖ), разрешающего товариществу заключение такого договора, вопреки доводам истца, не требуется.
Согласно условиям договора от 01.09.2012 <...> исполнитель обязуется оказывать заказчику комплекс услуг по управлению общим имуществом собственников помещений в объекте и техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений объекта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Перечень услуг по управлению объектом определен в приложении N 1а (пункт 2.2.).
Согласно приложению N 1а к данному договору в перечень услуг по управлению входит формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту объекта и на поставку коммунальных услуг, контроль за техническим состоянием и использованием объекта, предоставлением жилищно-коммунальных услуг, диспетчерское обслуживание, финансовое обеспечение деятельности по управлению, технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту объекта и поставки коммунальных услуг, юридическое обеспечение деятельности по управлению, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту объекта. В качестве правовой работы с собственниками предусмотрено рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, касающихся выполнением ООО "УЖК "Территория-Север" работ, подготовка предписаний собственникам, получение сведений из ЕГРП.
Правильно истолковав условия договора, суд пришел к верному выводу о том, что управление домом осуществляется ТСЖ <...>. Заключенный между ответчиком и третьим лицом договор по своему правовому содержанию не является договором на управление домом, определяет отдельные виды оказываемых третьим лицом услуг, при этом коммунальные услуги проживающим в доме лицам, согласно представленным квитанциям, оказывает ТСЖ <...>, являющееся поставщиком и исполнителем коммунальных услуг.
В пункте 1 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ (пункт 2).
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Как следует из подпункта "д" пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации, в частности информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Согласно подпункту "а" пункту 14 Стандарта (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 94, утратил силу с 01.12.2014 - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988) в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 21 Стандарта (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 94, действующей до 01.12.2014) предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Пункт 21 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988 (применяется с 01.12.2014) предусматривает, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в т.ч. предоставления обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Из указанной нормы следует, что копии документов подлежат обязательному предоставлению только в случаях, прямо установленных федеральными законами и в порядке, определенном этими федеральными законами.
Установленная действующим законодательством возможность ознакомления с документами ТСЖ "Шефская, 101" означает "получение, сбор информации", ввиду чего ознакомление в частности с информацией о потребленной тепловой энергии не означает возможность снятия (изготовления) копий с указанных документов, в том числе с помощью технических средств за счет исполнителя услуги.
Однако, истец вправе ознакомиться с интересующей документацией, доступ к ознакомлению с которой не ограничен законом, и вправе снять копии документов с использованием собственных технических и расходных средств. При этом, судебная коллегия обращает внимание, что Б.В.ЮА. неоднократно направлялись уведомления о возможности ознакомления со всей запрашиваемой информацией в офисе ТСЖ <...>, что им сделано не было.
Довод жалобы о том, что судом истцу не была представлена возможность ознакомиться с документами, представленными ответчиком в судебном заседании, во внимание не принимается.
Из протокола судебного заседания от <...>, замечания на который в установленном порядке не принесены, следует, что Б.В.ЮА. возражений относительно приобщения ответчиком документов не высказывалось, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с приобщением документов заявлено не было, суд содержание данных документов огласил при исследовании письменных доказательств.
Указание на то, что правоотношения с ответчиком подлежат регулированию Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" основано на неправильном толковании норм материального права.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Таким образом, правом на предъявление иска в суд с требованием о защите права потребитель обладает лицо, являющееся стороной по возмездному договору.
Между тем истец с ООО "УЖК "Территория-Север" в договорных отношениях не состоит, исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ <...>, которому истец вносит оплату, какие-либо права и обязанности ООО "УЖК "Территория-Север" перед Б.В.ЮА. не возникли, что исключает применение к требованиям, заявленным в иске, положений вышеуказанного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Поскольку доводы жалобы о недействительности договора от 01.09.2012 <...> не являлись предметом спора, они не подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции.
В целом все доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку свидетельствуют об иной оценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласиться не может. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.В.ЮБ. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 02.05.2017.
Председательствующий
Т.П.МАЗАНОВА
Т.П.МАЗАНОВА
Судьи
С.Ю.ПИМЕНОВА
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
С.Ю.ПИМЕНОВА
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)