Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семеновым М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016 (судья Анжукаева Е.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис",
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия,
- соответчик - Инспекция государственного жилищного надзора Республики Калмыкия;
- третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "Республиканская УК",
ООО "Городская УК",
ООО "УК Квартал",
ООО "Лидер",
ООО "УК Центр",
о признании действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия незаконными и обязании совершить определенные действия; в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Коммунальный сервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Ответчик, Министерство), в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении многоквартирными домами: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14, 1 микрорайон 16, 1 микрорайон 17, 1 микрорайон 27, 1 микрорайон 28, 1 микрорайон 32, 1 микрорайон 34, 3 микрорайон 13, ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18, 2 микрорайон 27, 2 микрорайон 28, 2 микрорайон 31, 2 микрорайон 35, ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39, 6 микрорайон 10, ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64 и обязании Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия восстановить права юридического лица путем восстановления положения, существующего до нарушения таких прав, а именно обязать восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении вышеуказанными многоквартирными домами (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 10.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр".
Определением от 10.08.2016 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия.
Определением от 22.12.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, председателей домовых комитетов спорных многоквартирных домов: Брик Софью Курбановну, Куликова Сергея Ивановича, Волосникова Василия Яковлевича, Шураеву Делю Ивановну, Шогджиеву Марию Сатиновну, Зою Бадмаевну, Цебекову Гиляну Владимировну, Гуманец Елену Евгеньевну, Церен-Убушиеву Марию Ивановну, Мишкееву Нелли Николаевну, Казидуб Любовь Николаевну, Лиджиеву Надежду Давыдовну, Очирова Анатолия Георгиевича, Араеву Майю Алексеевну, Убушаеву Надежду Мандруновну, Шараева Вадима Владимировича, Татнинова Виктора Цебековича, Луневу Татьяну Леонидовну, Улюмджиева Бориса Сангаджиевича, Лященко Любовь Николаевну, Дживакову Любовь Степановну, Манджиеву Валентину Шевевликовну, Убушаеву Галину Очировну, Кекееву Зою Бембеевну, Бадмаева Николая Зотовича, Гадаеву Викторию Павловну, Ивановну Светлану Манкировну, Салынову Галину Чимидовну, Баранову Нину Александровну, Крылову Александру Ивановну, Полоусову Татьяну Петровну, Кикеева Николая Лариевича, Минькову Наталью Ходиновну, Худобченок Кирсана Кирьяновича, Сикроенко Светлану Викторовну, Чурюмову Людмилу Борисовну, Манджиеву Нину Владимировну, Чернявских Надежду Георгиевну, Санджиеву Кермен Борисовну, Эняева Василия Улюмджиевича, Приходько Раису Сохуровну, Цакирову Тамару Алексеевну, Умерова Александра Ушировича, Бадаеву Кему Зулаевну, Эрендженова Николая Гахаевича, Шаринова Алексея Леонидовича, Рубашанову Надежду Николаевну, Гучкаеву Валентину Николаевну, Бюрчиеву Римму Батаевну, Солдусову Валентину Гаряевну, Александрову Светлану Александровну.
Определением суда от 16.02.2017 суд исключил из числа лиц, участвующих в деле, председателей домовых комитетов спорных многоквартирных домов.
Решением от 16.05.2017 действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия признаны незаконными в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению Обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении многоквартирными домами: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14, 1 микрорайон 16, 1 микрорайон 17, 1 микрорайон 27, 1 микрорайон 28, 1 микрорайон 32, 1 микрорайон 34, 3 микрорайон 13, ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18, 2 микрорайон 27, 2 микрорайон 28, 2 микрорайон 31, 2 микрорайон 35, ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39, 6 микрорайон 10, ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64, в остальной части заявленных требований отказано.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекция государственного жилищного надзора Республики Калмыкия не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить решение суда от 16.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Коммунальный сервис" имеет лицензию от 22.04.2015 N 008-000019 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество включено 73 многоквартирных дома.
В соответствии с выпиской из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия по состоянию на 01.12.2016 в Перечень объектов управляемых ООО "Коммунальный сервис" входят следующие многоквартирные дома: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14; 1 микрорайон 16; 1 микрорайон 17; 1 микрорайон 27; 1 микрорайон 28; 1 микрорайон 32; 1 микрорайон 34; 3 микрорайон 13; ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18; 2 микрорайон 27; 2 микрорайон 28; 2 микрорайон 31; 2 микрорайон 35; ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39; 6 микрорайон 10; ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 6 микрорайон 1; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; ул. Пушкина 3 "а" корп. 1; ул. Пушкина 3 "а" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64.
Обществом прекращены договорные отношения с собственниками многоквартирных домов: 6 микрорайон дом 1 (с 17.12.2015 г.), Пушкина 3 "а", Пушкина 3 "а" корпус 1 (с 31 декабря 2015 г.).
С собственниками иных многоквартирных домов договоры управления в установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации и Жилищным Кодексом Российской Федерации не расторгались, возникшие правоотношения не прекращались.
14.03.2016 Общество при обращении к сведениям, размещенным на сайте Министерства, а именно к реестру лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, установило, что из перечня домов находящихся в управлении ООО "Коммунальный сервис" исключены все сведения о многоквартирных домах управление которыми в силу действующих договоров управления осуществлялось ООО "Коммунальный сервис".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Коммунальный сервис" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 с учетом исправительного определения от 11.04.2016, оставленными без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016 по делу N А22-2514/2015, признаны незаконными действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия по внесению изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия повлекших исключение сведений о многоквартирных домах (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20), управление которыми осуществлялось ООО "Коммунальный сервис", и включении сведений об управлении данными домами обществом с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер".
На Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (ИНН 0814165474, ОГРН 1050866777939) возложена обязанность восстановить в Реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении многоквартирными домами (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20) управляющей организацией - ООО "Коммунальный сервис".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия Министерства не отвечают требованиям законодательства и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в нарушение пунктов 1, 2 "Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" министерство не уведомило лицензиата и заинтересованные организации о внесении изменений в Реестр лицензий, не выяснило мнения лицензиата, не организовало проверку достоверности сведений, и внесло изменения на основании непроверенных данных, полученных от лиц, не предусмотренных пунктом 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из текстов протоколов о выборе в качестве управляющей компании ООО "Республиканская управляющая компания" следует, что собственники не принимали решения об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления многоквартирным домом с обществом, по причине того, что последнее не выполняет условий заключенного договора, однако на голосование этот вопрос не ставился и причин расторжения договора, за исключением желания избрать другую управляющую компанию не указано. В тексте протокола 05.07.2015 собственники помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Элиста, микрорайон Молодежный, д. 11, приняли решение с 16.07.2015 расторгнуть договор управления, заключенный с обществом в связи с неисполнением условий договора, при этом, в чем выражалось нарушение, в протоколе не указано, принимая решение, собственники исходили из того, что, выбирая другую управляющую компанию, они изменяют способ управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Кодексом (пункт 2 статьи 192 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 195 ЖК РФ).
Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 4 статьи 195 ЖК РФ).
Статья 198 ЖК РФ регулирует вопросы изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, имеющее на то лицензию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3 статьи 198 ЖК РФ).
В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).
В пункте 7 статьи 198 ЖК РФ указано, что в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, из вышеуказанного следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является сообщение лицензиата.
ООО "Коммунальный сервис" не обращалось в Министерство о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в связи с прекращением договорных отношений с собственниками спорных многоквартирных домов, в связи с чем оснований предусмотренных частью 3 части 198 ЖК РФ, для органа жилищного надзора в целях внесения изменений в реестр лицензий в отношении ООО "Коммунальный сервис" не возникло.
Документы, оформленные в соответствии с требованиями статей 44 - 48, 162 ЖК РФ и условиями заключенных договоров управления, свидетельствующие о прекращении договорных отношений, в установленном порядке и при наличии соответствующих оснований в ООО "Коммунальный сервис" со стороны собственников помещений не поступало.
В материалах дела имеются протоколы общих собраний собственников помещений о расторжении договора управления многоквартирными домами с ООО "Коммунальный сервис" и об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенные с ними договоры управления.
Между тем, в названных протоколах имеется решение расторгнуть договор с ООО "Коммунальный сервис" в связи с неисполнением условий договора; в чем выражалось нарушение, в протоколах не указано.
Кроме того, в материалах дела не имеется сведений о том, что общество извещалось о проведении собраний.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Применительно к части 8.2 статьи 162 ЖК РФ право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.
В материалах дела не имеется доказательств того, что Обществом допущены нарушения условий заключенных договоров управления многоквартирными домами, которые в соответствии с частью 8.2 ЖК РФ дают собственникам помещений право отказаться на общем собрании от исполнения такого договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования ООО "Коммунальный сервис" являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия незаконными в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении спорными многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться не только указание на признание оспариваемого решения незаконным, но и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Вместе с тем, при рассмотрении требования Заявителя об обязании восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, суд не может применить в качестве преюдициальности судебные акты по делу N А22-2514/2015 (как указывает заявитель) в силу ст. 69 АПК РФ, поскольку судами не установлены факты законности или незаконности протоколов общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенных с ними договоров управления.
Заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств признания протоколов общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенных с ними договоров управления недействительными в судебном порядке.
ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" осуществляют фактическое управление спорными многоквартирными домами, что подтверждается представленными в дело договорами, заключенными управляющими компаниями с собственниками помещений. Доказательств прекращения в установленном законом порядке договоров управления в дело не представлены.
Таким образом, суд правильно счел невозможным восстановить права Заявителя путем восстановления положения, существующего до нарушения таких прав, а именно обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении спорными многоквартирными домами, поскольку Обществом в судебном порядке не оспорены протоколы общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" спорными многоквартирными домами, а также не нарушая при этом прав третьих лиц, с которыми в настоящее время заключены договоры управления многоквартирными домами.
Доводы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия, изложенные в апелляционных жалобах, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения/
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 16АП-2797/2017 ПО ДЕЛУ N А22-1329/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N А22-1329/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семеновым М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016 (судья Анжукаева Е.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис",
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия,
- соответчик - Инспекция государственного жилищного надзора Республики Калмыкия;
- третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "Республиканская УК",
ООО "Городская УК",
ООО "УК Квартал",
ООО "Лидер",
ООО "УК Центр",
о признании действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия незаконными и обязании совершить определенные действия; в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Коммунальный сервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Ответчик, Министерство), в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении многоквартирными домами: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14, 1 микрорайон 16, 1 микрорайон 17, 1 микрорайон 27, 1 микрорайон 28, 1 микрорайон 32, 1 микрорайон 34, 3 микрорайон 13, ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18, 2 микрорайон 27, 2 микрорайон 28, 2 микрорайон 31, 2 микрорайон 35, ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39, 6 микрорайон 10, ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64 и обязании Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия восстановить права юридического лица путем восстановления положения, существующего до нарушения таких прав, а именно обязать восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении вышеуказанными многоквартирными домами (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 10.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр".
Определением от 10.08.2016 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия.
Определением от 22.12.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, председателей домовых комитетов спорных многоквартирных домов: Брик Софью Курбановну, Куликова Сергея Ивановича, Волосникова Василия Яковлевича, Шураеву Делю Ивановну, Шогджиеву Марию Сатиновну, Зою Бадмаевну, Цебекову Гиляну Владимировну, Гуманец Елену Евгеньевну, Церен-Убушиеву Марию Ивановну, Мишкееву Нелли Николаевну, Казидуб Любовь Николаевну, Лиджиеву Надежду Давыдовну, Очирова Анатолия Георгиевича, Араеву Майю Алексеевну, Убушаеву Надежду Мандруновну, Шараева Вадима Владимировича, Татнинова Виктора Цебековича, Луневу Татьяну Леонидовну, Улюмджиева Бориса Сангаджиевича, Лященко Любовь Николаевну, Дживакову Любовь Степановну, Манджиеву Валентину Шевевликовну, Убушаеву Галину Очировну, Кекееву Зою Бембеевну, Бадмаева Николая Зотовича, Гадаеву Викторию Павловну, Ивановну Светлану Манкировну, Салынову Галину Чимидовну, Баранову Нину Александровну, Крылову Александру Ивановну, Полоусову Татьяну Петровну, Кикеева Николая Лариевича, Минькову Наталью Ходиновну, Худобченок Кирсана Кирьяновича, Сикроенко Светлану Викторовну, Чурюмову Людмилу Борисовну, Манджиеву Нину Владимировну, Чернявских Надежду Георгиевну, Санджиеву Кермен Борисовну, Эняева Василия Улюмджиевича, Приходько Раису Сохуровну, Цакирову Тамару Алексеевну, Умерова Александра Ушировича, Бадаеву Кему Зулаевну, Эрендженова Николая Гахаевича, Шаринова Алексея Леонидовича, Рубашанову Надежду Николаевну, Гучкаеву Валентину Николаевну, Бюрчиеву Римму Батаевну, Солдусову Валентину Гаряевну, Александрову Светлану Александровну.
Определением суда от 16.02.2017 суд исключил из числа лиц, участвующих в деле, председателей домовых комитетов спорных многоквартирных домов.
Решением от 16.05.2017 действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия признаны незаконными в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению Обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении многоквартирными домами: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14, 1 микрорайон 16, 1 микрорайон 17, 1 микрорайон 27, 1 микрорайон 28, 1 микрорайон 32, 1 микрорайон 34, 3 микрорайон 13, ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18, 2 микрорайон 27, 2 микрорайон 28, 2 микрорайон 31, 2 микрорайон 35, ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39, 6 микрорайон 10, ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64, в остальной части заявленных требований отказано.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекция государственного жилищного надзора Республики Калмыкия не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить решение суда от 16.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Коммунальный сервис" имеет лицензию от 22.04.2015 N 008-000019 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество включено 73 многоквартирных дома.
В соответствии с выпиской из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия по состоянию на 01.12.2016 в Перечень объектов управляемых ООО "Коммунальный сервис" входят следующие многоквартирные дома: ул. Клыкова 12 "а"; 1 микрорайон 14; 1 микрорайон 16; 1 микрорайон 17; 1 микрорайон 27; 1 микрорайон 28; 1 микрорайон 32; 1 микрорайон 34; 3 микрорайон 13; ул. Горького 15; ул. Клыкова 20; 2 микрорайон 18; 2 микрорайон 27; 2 микрорайон 28; 2 микрорайон 31; 2 микрорайон 35; ул. Клыкова 10; 2 микрорайон 39; 6 микрорайон 10; ул. Чкалова 14; ул. Горького 11; 6 микрорайон 1; 10 микрорайон 89; 1 микрорайон 39; 8 микрорайон 1; ул. Горького 13; ул. Ипподромная 15; ул. Клыкова 142; ул. Клыкова 146; ул. Рокчинского 17; ул. 8 марта 26 "а"; 2 микрорайон д. 40 корп. 4; 7 микрорайон д. 5 корп. 3; Эсамбаева 1, 10 микрорайон 54, ул. Ленина 263; ул. Пушкина 3 "а" корп. 1; ул. Пушкина 3 "а" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б"; ул. Рокчинского 43; ул. Пюрбеева 20 "а"; ул. Рокчинского 19; 2 микрорайон 40 корпус 2; 2 микрорайон корпус 3; 2 микрорайон 35 "б" корп. 1; 2 микрорайон 35 "б" корп. 2; ул. Клыкова 136; ул. Городовикова 17; 1 микрорайон 7; ул. Городовикова, 3; ул. Городовикова, 7; 3 микрорайон д. 2; ул. Сусеева 13; ул. Сусеева 9; ул. Губаревича 13; 2 микрорайон 11; 8 микрорайон 64.
Обществом прекращены договорные отношения с собственниками многоквартирных домов: 6 микрорайон дом 1 (с 17.12.2015 г.), Пушкина 3 "а", Пушкина 3 "а" корпус 1 (с 31 декабря 2015 г.).
С собственниками иных многоквартирных домов договоры управления в установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации и Жилищным Кодексом Российской Федерации не расторгались, возникшие правоотношения не прекращались.
14.03.2016 Общество при обращении к сведениям, размещенным на сайте Министерства, а именно к реестру лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, установило, что из перечня домов находящихся в управлении ООО "Коммунальный сервис" исключены все сведения о многоквартирных домах управление которыми в силу действующих договоров управления осуществлялось ООО "Коммунальный сервис".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Коммунальный сервис" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 с учетом исправительного определения от 11.04.2016, оставленными без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016 по делу N А22-2514/2015, признаны незаконными действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия по внесению изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия повлекших исключение сведений о многоквартирных домах (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20), управление которыми осуществлялось ООО "Коммунальный сервис", и включении сведений об управлении данными домами обществом с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер".
На Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (ИНН 0814165474, ОГРН 1050866777939) возложена обязанность восстановить в Реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении многоквартирными домами (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20) управляющей организацией - ООО "Коммунальный сервис".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия Министерства не отвечают требованиям законодательства и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в нарушение пунктов 1, 2 "Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" министерство не уведомило лицензиата и заинтересованные организации о внесении изменений в Реестр лицензий, не выяснило мнения лицензиата, не организовало проверку достоверности сведений, и внесло изменения на основании непроверенных данных, полученных от лиц, не предусмотренных пунктом 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из текстов протоколов о выборе в качестве управляющей компании ООО "Республиканская управляющая компания" следует, что собственники не принимали решения об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления многоквартирным домом с обществом, по причине того, что последнее не выполняет условий заключенного договора, однако на голосование этот вопрос не ставился и причин расторжения договора, за исключением желания избрать другую управляющую компанию не указано. В тексте протокола 05.07.2015 собственники помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Элиста, микрорайон Молодежный, д. 11, приняли решение с 16.07.2015 расторгнуть договор управления, заключенный с обществом в связи с неисполнением условий договора, при этом, в чем выражалось нарушение, в протоколе не указано, принимая решение, собственники исходили из того, что, выбирая другую управляющую компанию, они изменяют способ управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Кодексом (пункт 2 статьи 192 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 195 ЖК РФ).
Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 4 статьи 195 ЖК РФ).
Статья 198 ЖК РФ регулирует вопросы изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, имеющее на то лицензию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3 статьи 198 ЖК РФ).
В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).
В пункте 7 статьи 198 ЖК РФ указано, что в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, из вышеуказанного следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является сообщение лицензиата.
ООО "Коммунальный сервис" не обращалось в Министерство о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в связи с прекращением договорных отношений с собственниками спорных многоквартирных домов, в связи с чем оснований предусмотренных частью 3 части 198 ЖК РФ, для органа жилищного надзора в целях внесения изменений в реестр лицензий в отношении ООО "Коммунальный сервис" не возникло.
Документы, оформленные в соответствии с требованиями статей 44 - 48, 162 ЖК РФ и условиями заключенных договоров управления, свидетельствующие о прекращении договорных отношений, в установленном порядке и при наличии соответствующих оснований в ООО "Коммунальный сервис" со стороны собственников помещений не поступало.
В материалах дела имеются протоколы общих собраний собственников помещений о расторжении договора управления многоквартирными домами с ООО "Коммунальный сервис" и об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенные с ними договоры управления.
Между тем, в названных протоколах имеется решение расторгнуть договор с ООО "Коммунальный сервис" в связи с неисполнением условий договора; в чем выражалось нарушение, в протоколах не указано.
Кроме того, в материалах дела не имеется сведений о том, что общество извещалось о проведении собраний.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Применительно к части 8.2 статьи 162 ЖК РФ право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.
В материалах дела не имеется доказательств того, что Обществом допущены нарушения условий заключенных договоров управления многоквартирными домами, которые в соответствии с частью 8.2 ЖК РФ дают собственникам помещений право отказаться на общем собрании от исполнения такого договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования ООО "Коммунальный сервис" являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия в лице отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия незаконными в части внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, повлекшее исключение сведений об управлении спорными многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться не только указание на признание оспариваемого решения незаконным, но и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Вместе с тем, при рассмотрении требования Заявителя об обязании восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, суд не может применить в качестве преюдициальности судебные акты по делу N А22-2514/2015 (как указывает заявитель) в силу ст. 69 АПК РФ, поскольку судами не установлены факты законности или незаконности протоколов общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенных с ними договоров управления.
Заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств признания протоколов общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" и заключенных с ними договоров управления недействительными в судебном порядке.
ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" осуществляют фактическое управление спорными многоквартирными домами, что подтверждается представленными в дело договорами, заключенными управляющими компаниями с собственниками помещений. Доказательств прекращения в установленном законом порядке договоров управления в дело не представлены.
Таким образом, суд правильно счел невозможным восстановить права Заявителя путем восстановления положения, существующего до нарушения таких прав, а именно обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия восстановить в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ООО "Коммунальный сервис" многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении спорными многоквартирными домами, поскольку Обществом в судебном порядке не оспорены протоколы общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания", ООО "Управляющая компания Квартал", ООО "Лидер", ООО "УК Центр" спорными многоквартирными домами, а также не нарушая при этом прав третьих лиц, с которыми в настоящее время заключены договоры управления многоквартирными домами.
Доводы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия и Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия, изложенные в апелляционных жалобах, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 мая 2017 года по делу N А22-1329/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения/
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ
Д.А.БЕЛОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
М.У.СЕМЕНОВ
Л.В.АФАНАСЬЕВА
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)