Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченным органом проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств в рамках региональной программы. По результатам проверки принято представление, обязывающее заявителя рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нецелевому расходованию бюджетных средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (ОГРН 1044004404080, ИНН 4027064217, 2-ой Красноармейский пер., 2а, г. Калуга, 248000); Дорохина В.А. - представителя по доверенности от 13.07.2017 N ЕВ-2822-17;
- от Управления Федерального казначейства по Калужской области (ОГРН 1024001429583, ИНН 4029010217, ул. Грабцевское шоссе, 39, г. Калуга, 248009); Назаренко И.В. - представителя по доверенности от 19.01.2017 N 37-17-17/65; Финакиной Е.Ю. - представителя по доверенности от 19.07.2017 N 37-17-17/171; Медведевой В.С. - представителя по доверенности от 17.07.2017 N 37-17-17/165;
- от Правительства Калужской области (ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305, пл. Старый Торг, 2, г. Калуга, 248000); Елкина А.В. - представителя по доверенности от 28.07.2017 N 01-41/989-17;
- от Министерства финансов Калужской области (ул. Достоевского, 48, г. Калуга, 248000); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, г. Москва, 115088) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.05.2017 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А23-7198/2016,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Калужской области (далее - Управление) от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017.
Дело рассмотрено с участием Министерства финансов Калужской области, Правительства Калужской области, Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением суда от 11.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании централизованного задания Федерального казначейства в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2016 год Управлением Федерального казначейства по Калужской области в период с 8 по 27 июля 2016 года в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России" за 2015 год, результаты которой отражены в акте от 10.08.2016.
Управлением 22.09.2016 принято представление N 37-10-45/46-2017, согласно которому Министерству предписывалось в срок до 21.10.2016 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Посчитав представление незаконным, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3.10 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утвержденным Постановлением Губернатора Калужской области от 19 мая 2006 года N 177 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области" (далее - Положение) Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов для финансирования утвержденных программ, мероприятий и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; в порядке, установленном правительством Калужской области, разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области; разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (пункт 3.9); - осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области (пункт 3.68).
Допущенные Министерством нарушения, указанные в п. 1 представления от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017, состоят в том, что в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калужской области на 2014-2015 годы, утвержденный приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, внесены изменения в части замены 16 многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования городской округ "Город Калуга", что составило 35,5% от общего количества многоквартирных домов, ранее включенных в заявку Министерства, в соответствии с которой были выделены средства Фонда, на другие многоквартирные дома, находящиеся в этом же муниципальном образовании, без подтверждения наличия условий для замены многоквартирных домов с учетом принятых решений общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах".
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) (далее - ЖК РФ) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуги и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр., предусмотрено утверждение нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок, сроки и основания принятия решения о внесении изменений в региональную программу исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы (далее уполномоченный орган), а также сроки направления в уполномоченный орган сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, в том числе при актуализации региональной программы.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства по изменению в краткосрочный план на 2014-2015 годы в части замены одних 16 домов, расположенных на территории г. Калуги, на другие дома, свидетельствуют о нарушении заявителем положений части 4.1. статьи 168 ЖК РФ, части 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр, пункта 2.2.3 Дополнительного соглашения от 08.12.2014 N 2 к Договору от 28.07.2014 N 32-КР о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, заключенному между Фондом и Министерством, пункта 2 части 7 статьи 20.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Вывод проверяющего органа, указанный в пункте 2 представления, о допущенном Министерством нарушении по не соблюдению срока исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2015 годы, утвержденного приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, соответствует следующим положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Особенностей в отношении использования средств Фонда областным бюджетом Калужской области на 2015 год не предусмотрено.
Частью 4 статьи 15.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ установлено, что мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Организация работ по проведению капитального ремонта в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы входит в период действия заключенных договоров (соглашений), в которых срок исполнения мероприятий по капитальному ремонту предусмотрен по 31.12.2015.
Таким образом, Министерство в рамках своих полномочий обязано выполнить мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки.
Указанные в пункте 3 и пункте 4 представления нарушения: не обеспечен контроль за возвратом одиннадцатью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2015 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 158 143 457,26 руб.; не обеспечен контроль за возвратом десятью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2016 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 117 761 174,08 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2017 N Ф10-5080/2017 ПО ДЕЛУ N А23-7198/2016
Требование: О признании недействительным представления уполномоченного органа.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченным органом проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств в рамках региональной программы. По результатам проверки принято представление, обязывающее заявителя рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нецелевому расходованию бюджетных средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. по делу N А23-7198/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (ОГРН 1044004404080, ИНН 4027064217, 2-ой Красноармейский пер., 2а, г. Калуга, 248000); Дорохина В.А. - представителя по доверенности от 13.07.2017 N ЕВ-2822-17;
- от Управления Федерального казначейства по Калужской области (ОГРН 1024001429583, ИНН 4029010217, ул. Грабцевское шоссе, 39, г. Калуга, 248009); Назаренко И.В. - представителя по доверенности от 19.01.2017 N 37-17-17/65; Финакиной Е.Ю. - представителя по доверенности от 19.07.2017 N 37-17-17/171; Медведевой В.С. - представителя по доверенности от 17.07.2017 N 37-17-17/165;
- от Правительства Калужской области (ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305, пл. Старый Торг, 2, г. Калуга, 248000); Елкина А.В. - представителя по доверенности от 28.07.2017 N 01-41/989-17;
- от Министерства финансов Калужской области (ул. Достоевского, 48, г. Калуга, 248000); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, г. Москва, 115088) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.05.2017 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А23-7198/2016,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Калужской области (далее - Управление) от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017.
Дело рассмотрено с участием Министерства финансов Калужской области, Правительства Калужской области, Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением суда от 11.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании централизованного задания Федерального казначейства в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2016 год Управлением Федерального казначейства по Калужской области в период с 8 по 27 июля 2016 года в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России" за 2015 год, результаты которой отражены в акте от 10.08.2016.
Управлением 22.09.2016 принято представление N 37-10-45/46-2017, согласно которому Министерству предписывалось в срок до 21.10.2016 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Посчитав представление незаконным, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3.10 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утвержденным Постановлением Губернатора Калужской области от 19 мая 2006 года N 177 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области" (далее - Положение) Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов для финансирования утвержденных программ, мероприятий и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; в порядке, установленном правительством Калужской области, разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области; разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (пункт 3.9); - осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области (пункт 3.68).
Допущенные Министерством нарушения, указанные в п. 1 представления от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017, состоят в том, что в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калужской области на 2014-2015 годы, утвержденный приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, внесены изменения в части замены 16 многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования городской округ "Город Калуга", что составило 35,5% от общего количества многоквартирных домов, ранее включенных в заявку Министерства, в соответствии с которой были выделены средства Фонда, на другие многоквартирные дома, находящиеся в этом же муниципальном образовании, без подтверждения наличия условий для замены многоквартирных домов с учетом принятых решений общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах".
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) (далее - ЖК РФ) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуги и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр., предусмотрено утверждение нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок, сроки и основания принятия решения о внесении изменений в региональную программу исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы (далее уполномоченный орган), а также сроки направления в уполномоченный орган сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, в том числе при актуализации региональной программы.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства по изменению в краткосрочный план на 2014-2015 годы в части замены одних 16 домов, расположенных на территории г. Калуги, на другие дома, свидетельствуют о нарушении заявителем положений части 4.1. статьи 168 ЖК РФ, части 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр, пункта 2.2.3 Дополнительного соглашения от 08.12.2014 N 2 к Договору от 28.07.2014 N 32-КР о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, заключенному между Фондом и Министерством, пункта 2 части 7 статьи 20.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Вывод проверяющего органа, указанный в пункте 2 представления, о допущенном Министерством нарушении по не соблюдению срока исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2015 годы, утвержденного приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, соответствует следующим положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Особенностей в отношении использования средств Фонда областным бюджетом Калужской области на 2015 год не предусмотрено.
Частью 4 статьи 15.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ установлено, что мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Организация работ по проведению капитального ремонта в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы входит в период действия заключенных договоров (соглашений), в которых срок исполнения мероприятий по капитальному ремонту предусмотрен по 31.12.2015.
Таким образом, Министерство в рамках своих полномочий обязано выполнить мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки.
Указанные в пункте 3 и пункте 4 представления нарушения: не обеспечен контроль за возвратом одиннадцатью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2015 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 158 143 457,26 руб.; не обеспечен контроль за возвратом десятью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2016 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 117 761 174,08 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)