Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12180/2016

Требование: Об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы как педагогические работники, работающие в сельской местности, имеют право на предоставление мер социальной поддержки - компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N 33-12180/2016


Судья: Дмитриева И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Сидоренко О.В.
судей: Маримова В.П., Шамрай М.С.
при секретаре З.
с участием прокурора Ляпиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах М. к Управлению социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области на решение Чертковского районного суда Ростовской области 08 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия
установила:

прокурор Чертковского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах М. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указывалось, что ответчик в нарушение положений Закона РФ "Об образовании" и Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет М. в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику.
По мнению истца, действия УСЗН Администрации Чертковского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконно, противоречит федеральному законодательству, и нарушает право М. на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
В связи с чем, прокурор просил суд обязать УСЗН Администрации Чертковского района произвести перерасчет размера указанных льгот М. с 01.01.2013 г. по 01.07.2013 г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, без учета доли, занимаемого ей в общей площади жилого помещения.
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела исковые требования уточнил, просил суд обязать УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области произвести педагогическому работнику сельской местности перерасчет выплат по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г., в остальной части заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель УСЗН Администрации Чертковского района, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, по мотивам пропуска истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 08 апреля 2016 г. исковые требования прокурора Чертковского района в интересах М. удовлетворены.
На УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет размера выплат компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, вместо ранее произведенного расчета компенсации, приходящейся только на долю педагогического работника в занимаемом ей жилом помещении.
В своей апелляционной жалобе УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Апеллянт полагает, что правовые основания для перерасчета размера компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг отсутствуют.
В силу норм ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, как федеральным, так и областным законодательством ранее не предусматривалось.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 52-54).
Постановляя решение по делу, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", Областным законом от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. N 232 и исходил из установленности того, что М. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что истец как педагогический работник, работающий в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки - компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Суд указал, что как федеральное законодательство, так и Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС не содержат каких-либо положений, которые бы ограничивали размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера), жилой площадью, в связи с чем пришел к выводу о необоснованности действий ответчика по расчету и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением М. из расчета только ее доли занимаемой общей площади жилого помещения.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическим работником в период времени с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013 г.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшая до 01.09.2013 г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области"
Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 N 1106-ЗС)
Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела следует, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывалась только на долю истца.
Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия считает выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона РФ "Об образовании", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствовали положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площади.
При этом, судебная коллегия считает несостоятельными выводы суда первой инстанции о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности прокурором Чертковского района Ростовской области.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности устанавливается в три года.
О нарушении своих прав истец мог и должен был узнать на момент предоставления компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в меньшем размере.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования об обязании произвести перерасчет размера выплат за период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. Обращение в суд последовало 02.03.2016 года, т.е. за пределами 3 летнего срока, установленного ст. 196 ГК РФ.
То обстоятельство, что обращения заявителя поступило в прокуратуру Чертковского района Ростовской области только в январе 2016 года, в связи с чем, с иском в суд прокурор обратился только в марте 2016 года, не может быть признано уважительной причиной пропуска срока исковой давности и не является основанием для его восстановления.
Учитывая, что истечение срока исковой давности, о применении которой было заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска в части обязания ответчика произвести истцу перерасчет компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг без учета доли М. занимаемой общей площади жилого помещения за период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению в части срока перерасчета размера выплат компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг истцам. Перерасчету подлежит период с 01.03.2013 г. по 30.06.2013 г., исходя из ста процентов компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, вместо ранее произведенного расчета компенсации, приходящейся только на долю педагогического работника в занимаемом ей жилом помещении.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

решение Чертковского районного суда Ростовской области от 08 апреля 2016 г. изменить, указав период перерасчета размера выплат компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг М. с 01.03.2013 г. по 30.06.2013 г., исходя из ста процентов компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, вместо ранее произведенного расчета компенсации, приходящейся только на долю педагогического работника в занимаемом ей жилом помещении.
В остальной части решение Чертковского районного суда Ростовской области от 08 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.07.2016 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)