Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.04.2016 N 33-1490/2016

Требование: О признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, обязании восстановить на учете.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: После выселения из квартиры, признанной непригодной для проживания, истец снят с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. N 33-1490/2016


Судья Романова В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Головиной Е.Б.,
судей Рогачевой В.В., Озерова С.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Н. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 8 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска К.Н. к местной администрации МО Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязании восстановить учете.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения К.Н., и ее представителя К.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации МО Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района - И.К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

К.Н. обратилась в Ломоносовский районный суд к местной администрации МО Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с иском, в котором просила, уточнив требования, признать незаконным и отменить постановление от <...> N "О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма"; обязать ответчика восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с сохранением прежней даты постановки на учет и номера очередности.
В обоснование требований указала, что решением жилищной комиссии местной администрации МО Виллозское сельское поселение от <...> признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
12 января 2015 года решением Ломоносовского районного суда К.Н. выселена из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в однокомнатную квартиру площадью 36 кв. метров, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ за истцом сохраняется право стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановлением администрации от <...> N она снята с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ломоносовский районный суд 8 декабря 2015 года постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований К.Н.
В апелляционной жалобе К.Н. просит отменить решение суда и постановить новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование указала на нарушение норм материального права, поскольку предоставление истцу жилого помещения взамен занимаемой комнаты в подлежащем сносе доме носило компенсационный характер и не было связано с улучшением жилищных условий, в связи с чем основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма не отпали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищная комиссия МО Виллозское сельское поселение <...> приняла решение признать К.Н. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением местной администрации МО Виллозское сельское поселение N от <...> К.Н. принята на учет как нуждающаяся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда от 12 января 2014 года удовлетворены исковые требования местной администрации МО Виллозское сельское поселение о выселении К.Н. из подлежащего сносу жилого <адрес> в <адрес> с предоставлением на семью из пяти человек другого благоустроенного жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Указанным решением К.Н. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>.
Постановлением местной администрации МО Виллозское сельское поселение от <...> N К.Н. снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К.Н., суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что в связи с предоставлением К.Н. жилого помещения по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания, администрация выполнила возложенные на нее обязанности по обеспечению истца жилым помещением, в связи с чем основания для сохранения за последней прав, вытекающих из п. 1 ст. 89 ЖК РФ, отпали.
При этом судом не учтено, что в соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
В ч. 1 ст. 57 ЖК РФ указано, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд РФ в Определении N 376-О-П признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилья, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они на момент утраты жилища не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В силу п. 4 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 5 указанного Областного закона (в редакции Закона Ленинградской области от 7 мая 2007 года N 81-оз) предусмотрено, что по каждому из оснований (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом категории) признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органом, осуществляющим принятие на учет, по списку учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из которого одновременно в отдельные списки учета включаются граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений вне очереди.
В силу п. 3 указанной статьи в случае утраты права на предоставление жилых помещений вне очереди граждане исключаются из отдельных списков учета с сохранением очередности в общем списке учета.
Согласно ответу местной администрации Виллозского сельского поселения в местной администрации ведется единственный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - общий.
К.Н. принята в 2014 году на общий учет под номером <...>, в 2015 году состояла на учете под номером <...>.
В соответствии с "Обзором практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.
В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
При указанных обстоятельствах довод ответчика, с которым согласился суд первой инстанции, о том, что К.Н. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма только для предоставления жилого помещения вне очереди как гражданин, жилые помещения которого признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, не подтвержден допустимыми доказательствами и противоречит требованиям Областного закона.
С учетом установленной постановлением Местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение от 13 ноября 2010 года N 88 учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 9 кв. метров для отдельных квартир, и предоставлении К.Н. в порядке ст. 89 ЖК РФ по договору социального найма на семью из пяти человек отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 36 кв. метров, в том числе жилой площадью 18,6 кв. метров, и отсутствия доказательств, что отпали иные основания для признания К.Н. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали предусмотренные Жилищным кодексом РФ основания для снятия К.Н. с учета.
Довод представителя местной администрации о том, что основанием для снятия с учета К.Н. послужило отсутствие у истца регистрации по месту жительства в <адрес>, также не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку как следует из материалов дела К.Н. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании решения суда только <...> (л.д. 39), в то время как оспариваемое постановление принято <...>.
Кроме того, <...> главой местной администрации и К.П. заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в который К.Н. включена как лицо, вселяющееся в качестве члена семьи нанимателя.
При таких данных нельзя признать законным оспариваемое постановление местной администрации МО Виллозское сельское поселение от <...> N "О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" в связи с утратой оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем оно подлежит признанию незаконным, а К.Н. - восстановлению на учете с сохранением первоначальной даты постановки на учет.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 8 декабря 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования К.Н. удовлетворить. Признать незаконным постановление местной администрации Виллозское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> от <...> N в части снятия с учета К.Н. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать местную администрацию Виллозское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> восстановить К.Н. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)