Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 17АП-6844/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-2308/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 17АП-6844/2017-АК

Дело N А60-2308/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания Коневой С.А.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 марта 2017 года
по делу N А60-2308/2017,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района"
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 15.12.2016 N 17-08-11/524.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 16.03.2017) требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части возложения на общество обязанности обеспечить за счет собственников помещений многоквартирного дома демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания в случае наличия согласия собственников многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда изменить, удовлетворить требования общества в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нормы Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе", указывает, что предписание выдается в адрес владельца рекламной конструкции и только лишь с требованием о демонтаже таковой конструкции, иного законодательством не предусмотрено.
Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в рамках реализации Закона Свердловской области от 20.07.2015 N 86-03 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2015 N 987-ПП "Об определении Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляющим полномочия в сфере рекламы...", совместно с ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", произведен осмотр рекламной конструкции - перетяжка (Pr), двусторонняя рекламная конструкция, установленной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского (присоединена к жилым домам 217 и 218) над проезжей частью (координаты в системе МСК-66: Х-389530,92, Y-1535270,12).
При этом управление многоквартирными домами N 217 и N 218 по ул. Луначарского в г. Екатеринбурге осуществляет ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района".
Результаты осмотра отражены в акте осмотра N 17-08-12/524 от 25.11.2016, в котором указано, что рекламная конструкция отсутствует в схеме размещения рекламных конструкций, установлена в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию, что является нарушением ч. 5.8, 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (л.д. 16-17).
Кроме того, рекламная конструкция установлена с нарушением п.п. 5.10, 6.1 ГОСТа Р 52044-2003:
- - рекламная конструкция не имеет маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона;
- - рекламная конструкция размещена над проезжей частью.
Владелец рекламной конструкции не установлен.
По результатам осмотра объекта ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" выдано предписание N 17-08-11/524 от 15.12.2016, согласно которому обществу предписано обеспечить за счет собственников помещений многоквартирного дома демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания в случае наличия согласия собственников многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае отсутствия соответствующего согласия сообщить сведения в Министерство (п. 1); о выполнении настоящего предписания уведомить Министерство в течение трех дней с момента демонтажа рекламной конструкции (п. 2).
Общество, полагая, что предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для признания предписания недействительным в части и удовлетворил заявленные требования частично.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов государственных (муниципальных) органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа необходимых полномочий на принятие оспариваемого акта, соответствие акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Свердловской области N 86-ОЗ и Положением о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным, в том числе, на выдачу предписаний на демонтаж рекламных конструкций.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) установлено, что к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, подлежит применению данный Федеральный закон.
Оспаривая предписание от 15.12.2016 N 17-08-11/524, заявитель в апелляционной жалобе указывает, что ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" не является владельцем спорной рекламной конструкции и, следовательно, с учетом положений Закона о рекламе у управляющей компании отсутствует обязанность по демонтажу рекламной конструкции.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно требованиям части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе для установки и эксплуатации рекламной конструкции, а также получения разрешения, необходимо, чтобы возможность размещения рекламной конструкции конкретного типа и вида была предусмотрена схемой размещения рекламных конструкций, утверждаемой уполномоченным органом.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе).
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе).
В силу ч. 21.3 ст. 19 Закона о рекламе если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания, относится к компетенции общего собрания собственников помещений (п. 3., п. 3.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
Доказательств принятия решения на общем собрании собственников помещений о даче согласия на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции административным органом не представлено.
Поскольку рекламная конструкция была присоединена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах без их согласия на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение могло быть осуществлено за счет средств местного бюджета.
Возложение обязанности на управляющую компанию обеспечить за счет собственников помещений многоквартирного дома демонтаж рекламной конструкции не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Указание в предписании на данную обязанность под условием наличия согласия собственников многоквартирного дома не свидетельствует о законности предписания, поскольку данное условие предполагается как установленный факт, который должен был быть установлен административным органом до вынесения предписания и который являлся бы основанием для вынесения предписания именно заявителю, а не другому лицу, либо как обстоятельство, подлежащее установлению лицом, в адрес которого вынесено предписание, что недопустимо при принятии ненормативного правового акта, носящего властно-распорядительный характер, подлежащего неукоснительному исполнению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в части требований об обеспечении за счет собственников помещений многоквартирного дома демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания в случае наличия согласия собственников многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предписание от 15.12.2016 не соответствует положениям п. 21.1 и 21.3 ст. 19 Закона о рекламе, вследствие чего требования заявителя в этой части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В пункте "б" части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, а именно сбором, обновлением и хранением информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Согласно п. "е" части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управляющая организация осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, в том числе по вопросам заключения договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в многоквартирном доме.
При этом необходимо отметить, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не располагает информацией о собственниках помещений многоквартирного дома, а также сведениями о наличии или отсутствии согласия на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, тогда как такими данными обладает ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", поскольку является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами.
Кроме того, принимая во внимание полномочия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в сфере рекламы, Министерство, в свою очередь, может выдавать предписания о предоставлении информации собственником имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, о наличии договоров на ее размещение, о наличии согласия собственника объекта либо решения общего собрания собственников многоквартирного дома на использование общего имущества для размещения рекламы. Данные полномочия предоставлены Министерству в связи с выполнением им функций по демонтажу рекламных конструкций.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предписание от 15.12.2016 N 17-08-11/524 в части предоставления сведений об отсутствии согласия собственников многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2017 года по делу N А60-2308/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ОГРН 1056604560430, ИНН 6672200900) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 668 от 25.04.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Л.Х.РИБ
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)