Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2016 N 12АП-13811/2015, 12АП-13812/2015 ПО ДЕЛУ N А57-18835/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. по делу N А57-18835/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района,
лица, не участвующего в деле - Товарищества собственников жилья "Уют-1" (ИНН 6453063306, ОГРН 1036405303131, адрес местонахождения: 4100801, г. Саратов, ул. Блинова, д. 5)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу N А57-18835/2015 (судья Бобунова Е.В.),
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456, адрес местонахождения: 410007, г. Саратов, ул. Чехова, д. 2),
заинтересованное лицо - Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, д. 48),
о признании незаконными действий по проведению проверки,
при участии в судебном заседании представителей:
Ассоциации ТСЖ Ленинского района - Шельпяков А.В., действующий по доверенности от 18.12.2015,
Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов"- Якушева Е.Н., действующая по доверенности N 02-62-02/1 от 11.01.2016,
ТСЖ "Уют - 1" - не явился, извещено,
установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - заявитель, Ассоциации ТСЖ Ленинского района) с заявлением о признании незаконными действий Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" по проведению проверки многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Мамонтова в г. Саратове, проведенную на основании распоряжения N 326-р от 03 августа 2015 года; о признании предписания Комитет по ЖКХ N 119 от 05 августа 2015 года недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ).
Решением от 15 декабря 2015 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении требований Ассоциации ТСЖ Ленинского района отказал.
Кроме того, суд взыскал с Ассоциации ТСЖ Ленинского района в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 6000 руб.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Товарищество собственников жилья "Уют-1" также не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Комитет по ЖКХ в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ТСЖ "Уют - 1" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 932775, 932782), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.12.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 04 февраля 2016 года до 11 час. 50 мин.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2015 года Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношении Ассоциации ТСЖ Ленинского района на основании распоряжения N 326-р от 03.08.2015 проведена внеплановая проверка обязательных требований содержания дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове, результаты которой отражены в акте проверки от 05.08.2015 N 266.
По результатам проверки, 05 августа 2015 года Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" в адрес Ассоциации ТСЖ Ленинского района вынесено предписание N 119 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове, которым обязали Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова выполнить мероприятия по текущему ремонту конструктивных элементов лестничных клеток подъезда N 6.
Не согласившись с действиями и предписанием Комитета ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", Ассоциация ТСЖ Ленинского района обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что у Комитета ЖКХ имелись полномочия по проведению проверки в отношении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, судом не установлено обстоятельств для признания предписания незаконным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указывает, что действия Комитета по ЖКХ по проведению проверки многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове являются незаконными, а предписание N 119 от 05 августа 2015 года недействительным, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы муниципального жилищного контроля имеют право проводить проверки соблюдения юридическими лицами (за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов), индивидуальными предпринимателями и нанимателями обязательных требований. Таким образом, Комитет по ЖКХ не наделен правом проверки ТСЖ и ЖСК. При этом заявитель указывает на то, что Ассоциация ТСЖ Ленинского района осуществляет свою деятельность по правилам "товарищества собственников жилья" и не является по отношению к проверяемому жилому дому управляющей организацией. Многоквартирный дом N 2 по ул. Мамонтовой входит в состав ТСЖ "Уют-1" и по договору от 12.01.2006 г. (пролонгированного до 31.12.2015 г.) передан для управления и эксплуатации Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно судом отклонен в силу следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Из анализа указанных норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25.09.2015 г. N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений области в целях организации муниципального жилищного контроля должны определить уполномоченные органы муниципального жилищного контроля муниципальных районов, городских округов, городских поселений области соответственно, а также утвердить перечень должностных лиц органов муниципального контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2013 г. N 22-266 уполномоченным органом муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании "Город Саратов" определен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 6 мая 2013 года N 847 утвержден перечень должностных лиц, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Законом Саратовской области от 25.09.2015 г. N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" определены функции и права органов муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 г. N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы муниципального контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 г. N 145-ЗСО "О муниципальном Жилищном контроле" к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Саратовской области от 25.09.2015 г. N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" были ограничены полномочия органов муниципального жилищного контроля, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Определено, что органы муниципального жилищного контроля имеют право проводить проверки соблюдения обязательных требований юридическими лицами, за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, должностные лица Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" имеют право проводить проверки соблюдения юридическими лицами, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами с наличием муниципального жилого фонда, обязательных требований, за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 ЖК РФ выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статьи 142 ЖК РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с пунктом 1.1 устава АТСЖ Ленинского района г. Саратова, ассоциация является некоммерческой организацией, учрежденной Товариществами собственников жилья, для содействия ее членам в достижении целей, предусмотренных настоящим уставом.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 2 по ул. Мамонтовой г. Саратова входит в состав Товарищества собственников жилья "Уют-1", которое зарегистрировано в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова 23.01.2003 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 ЖК РФ собственниками помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.
В силу пункта 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключить в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно статье 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В силу пунктов 4, 6 статьи 148 ЖК РФ полномочия по управлению многоквартирным домом или заключению договоров на управление им относятся к компетенции правления товарищества.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, положениями ЖК РФ допускается заключение договора управления жилым домом правлением ТСЖ с управляющей организацией и при выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья.
ТСЖ "Уют-1" в лице председателя правления, что соответствует требованиям статьи 148 ЖК РФ, для управления и обеспечения эксплуатации общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", на основании договора от 12 января 2006 года (пролонгированного до 31 декабря 2015 года) передало данное имущество Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом сторонам по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по своему содержанию договор от 12 января 2006 года, заключенный между ТСЖ "Уют-1" и Ассоциацией ТСЖ Ленинского района, является договором на оказание услуг по управлению многоквартирным домом и включает в себя обслуживание, содержание, ремонт (текущий и капитальный) общего имущества в многоквартирном доме, который регулируется как нормами ЖК РФ, так и нормами ГК РФ.
Как верно указал суд, исходя из определения "товарищества собственников жилья", данного в ЖК РФ, Ассоциация ТСЖ не является товариществом собственников жилья по отношению к многоквартирному дому N 2 по ул. Мамонтовой г. Саратова. Таковым является ТСЖ "Уют-1".
Кроме того, согласно пункту 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 20 настоящего Кодекса случая.
Как установлено материалами дела, в Реестр лицензий предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами внесены сведения о получении АТСЖ Ленинского района г. Саратова 30.04.2015 г. лицензии N 064-000149 (официальный сайт Государственной Жилищной инспекции saratov.gov.ru). При этом указан перечень домов, в отношении которых АТСЖ Ленинского района осуществляет управление. В указанный перечень входит дом N 2 по ул. Мамонтовой, г. Саратов.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.03.2015 г. по делу N А57-8154/2014, поскольку оно не имеет преюдициального значения для настоящего дела. В указанном деле рассмотрены иные фактические обстоятельства и иные правоотношения.
В апелляционной жалобе Ассоциация также указывает ряд арбитражных дел, которые, по мнению заявителя, подтверждают, что Ассоциация не является управляющей организацией. Однако в рамках указанных заявителем дел также рассматривались иные фактические обстоятельства и иные правоотношения.
В целях муниципального контроля Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" имеет право проводить проверки соблюдения юридическими лицами, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами с наличием муниципального жилого фонда, обязательных требований, за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Как указано выше, Ассоциация ТСЖ не является товариществом собственников жилья по отношению к многоквартирному дому N 2 по ул. Мамонтовой г. Саратова, и на момент проверки на основании договора от 12 января 2006 года осуществляло деятельность по управлению названным домом.
Следовательно, Комитет правомерно провел проверку Ассоциации ТСЖ с целью рассмотрения обращения жителя дома N 2 по ул. Мамонтовой города Саратова (распоряжение N 326-р от 03.08.2015).
Суд первой инстанции также указал, что 24.08.2015 г. на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове (протокол от 21.08.2015 г.) между собственниками помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове и Ассоциацией ТСЖ Ленинского района г. Саратов заключен договор управления многоквартирным домом N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове.
Таким образом, пришел к выводу суд, на момент проверки 05.08.2015 г. Ассоциация ТСЖ Ленинского района обладала статусом управляющей компании в отношении многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове, в связи с чем несостоятелен довод заявителя об отсутствии компетенции у Комитета ЖКХ по проведению проверки в отношении Ассоциации ТСЖ.
Однако на момент проверки (05.08.2015) данный договор (24.08.2015) не был заключен.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.1 договора управления многоквартирным домом N 2 по ул. Мамонтовой в г. Саратове от 24.08.2015 договор заключен на срок с 01.09.2015 до 31.08.2020.
Однако неверный вывод суда не привел к принятию по делу неправильного решения, поскольку, как указано выше, Ассоциация ТСЖ не является товариществом собственников жилья по отношению к многоквартирному дому N 2 ул. Мамонтовой г. Саратова, и на момент проверки на основании договора от 12 января 2006 года осуществляло деятельность по управлению названным домом.
Материалами дела установлено, что Комитетом ЖКХ на момент проверки выявлено нарушения обязательных требований, а именно: не выполнены работы по текущему ремонту конструктивных элементов лестничных клеток подъезда N 6. Тем самым, Ассоциацией ТСЖ Ленинского района нарушены "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (пункт 3.2.1.).
Результаты проверки оформлены актом проверки N 266 от 05.08.2015 г.
По существу указанных обстоятельств заявителем возражений не представлено.
При таких обстоятельствах, действия Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" по проведению проверки многоквартирного жилого дома N 2 по ул. ул. Мамонтовой в г. Саратове на основании распоряжения N 326-р от 03 августа 2015 года являются законными, предписание Комитета по ЖКХ N 119 от 05 августа 2015 года правомерным и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В отношении жалобы ТСЖ "Уют-1" суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости прекращения производства по данной жалобе в силу следующего.
Согласно разъяснениям, данными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36), к иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и обязанностях которых принят судебный акт.
В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Согласно абзацу третьему пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 36, если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
В силу части 1 статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением суда по настоящему делу права ТСЖ "Уют-1" не нарушены, и на него не возложены какие-либо обязанности.
Суд первой инстанции указал, что многоквартирный дом N 2 по ул. Мамонтовой г. Саратова входит в состав Товарищества собственников жилья "Уют-1".
Оспариваемые действия Комитета и предписание вынесены не в отношении ТСЖ, а в отношении Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Товарищество собственников жилья "Уют-1" в соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обладает правом обжалования решения Арбитражного суда по настоящему делу, ввиду чего, руководствуясь разъяснениями, данными в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по заявленной им апелляционной жалобе подлежит прекращению.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района следует оставить без удовлетворения.
Кроме того, при подаче апелляционной жалобы Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. Данная сумма чрезмерно уплачена подателями жалоб, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежит уплате в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления об признании ненормативного акта недействительным (пункт 3 части 1 настоящей статьи), то есть в размере 1500 руб.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района в установленном порядке.
При подаче апелляционной жалобы Товарищество собственников жилья "Уют - 1" уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. по платежным поручениям N 57 от 18.12.2015.
В силу пункта 3 части 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения арбитражным судом производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Товариществу собственников жилья "Уют-1" надлежит возвратить государственную пошлину из федерального бюджета 3000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

производство по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "Уют - 1" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу N А57-18835/2015 прекратить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу N А57-18835/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - без удовлетворения.
Выдать Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением N 2223 от 09.12.2015 государственной пошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать Товариществу собственников жилья "Уют - 1" справку на возврат из федерального бюджета уплаченной платежным поручением N 57 от 18.12.2015 государственной пошлины в размере 3000 (три тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)